Судья Смотров И.В. Дело № 33-3999 28 июля 2011 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Захарова В.Н. судей Пантелеева В.М., Михайлова В.Е. при секретере Сугробовой К.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Лебедева А.С. на решение Аркадакского районного суда Саратовской области от 30 мая 2011 года, которым Лебедеву А.С. отказано в удовлетворении исковых требований к государственному учреждению Управлению социальной поддержки населения Турковского района и государственному учреждению Саратовское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и компенсации морального вреда. Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения представителя государственного учреждения Саратовского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации – Кузнецова В.И.(доверенность от 29.12.2010г.), представителя Министерства социального развития Саратовской области – Евсеевой М.Л.(доверенность от 15.06.2010г.), полагавших решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия установила: Лебедев А.С. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что является инвалидом и имеет право на меру социальной поддержки в виде ежегодного предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. В 2009 году и в 2010 году ему не была предоставлена возможность бесплатно пройти санаторно-курортное лечение в специализированном санатории с сопровождением, в связи с чем он прошёл санаторно-курортное лечение за счёт собственных средств в Федеральном государственном учреждении (далее – ФГУ) <данные изъяты> и понёс расходы на приобретение путёвок на себя и сопровождающего лица в 2009 году в размере 56939 рублей, в 2010 году в размере 66030 рублей. Он обратился с претензией к ответчику с требованием возместить ему расходы на приобретение за собственный счёт путёвок на санаторно-курортное лечение. Однако ответчик отказался компенсировать понесённые расходы. Полагал указанные действия ответчика незаконными, в связи с чем просил взыскать с государственного учреждения Управления социальной поддержки населения Турковского района (далее – УСПН), а также государственного учреждения Саратовское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ СРО ФСС) расходы на приобретение путёвок для себя и сопровождающего лица в 2010 году в размере 66030 рублей и компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей. Суд, рассмотрев возникший спор, постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Лебедев А.С. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции. В качестве оснований к отмене решения указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права. Считает, что судом неверно оценены представленные доказательства. Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Согласно ст.6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее – Закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ) инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Положениями пунктов 1, 1.1, ч.1 ст. 6.2 вышеуказанного Закона предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. В ч. 2 данной статьи указано, что перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В ст. 6.3 Закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты (ч. 1). Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. В случае если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг (ч. 2). Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона (ч. 3). В силу пунктов 3.1, 3.6 – 3.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. N 328 (далее – Порядок от 29.12.2004 г. N 328) обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – санаторно-курортные учреждения). Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256. При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ (далее – территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее – органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее, чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга – за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения. В 2009 году между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Саратовской области было заключено соглашение «О передаче Правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению, при наличии медицинских показаний, путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно». Правительство Саратовской области, в соответствии с настоящим соглашением, предоставляет услуги по санаторно-курортному лечению отдельным категориям граждан по их личным заявлениям об обеспечении путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, подаваемым с 1 января 2010 года в уполномоченный орган. Порядок предоставления санаторно-курортных путевок и бесплатного проезда устанавливается Правительством Саратовской области. В соответствии с п. 4 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2010 года № 29-П, оказание государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда осуществляется Министерством социального развития обрасти через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения в виде предоставления санаторно-курортных путевок. Согласно п. 9 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», утвержденных постановлением Правительства Саратовской области от 28 января 2010 года № 29-П, УСПН обобщает и направляет в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок, в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. В соответствии с пунктом 10 указанных Правил на основании разнарядки министерства ответственные лица УСПН, по доверенности, получают в министерстве путевки в санатории, отобранные министерством в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Из материалов дела следует и установлено судом, что истцу Лебедеву А.С. на основании заключения медико-социальной экспертизы на срок до 1 ноября 2011 года установлена 1 группа инвалидности по общему заболеванию и третья степень ограничения способности к трудовой деятельности с датой очередного переосвидетельствования – сентябрь 2011 года. Индивидуальной программой реабилитации инвалида Лебедеву А.С. рекомендованы мероприятия медицинской реабилитации, среди которых рекомендовано лечение в специализированных санаториях с сопровождением, со сроком проведения санаторно-курортного лечения – с 26 октября 2009 года по 1 ноября 2011 года. В период с 7 декабря 2009 года по 22 декабря 2009 года истец Лебедев А.С. с сопровождающим его лицом проходил санаторно-курортное лечение в ФГУ <данные изъяты> <адрес> по путёвкам на санаторно-курортное лечение, которые приобретались им за собственный счёт за 56939 рублей. В 2009 году, после того как у истца Лебедева А.С. возникло право на получение бесплатно путёвок на себя и сопровождающего лица для прохождения санаторно-курортного лечения, он либо его представитель с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки и справкой для получения путевки формы 070/у-04 в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ, в частности в Турковское представительство филиала № ГУ СРО ФСС, не обращался. Из показаний ведущего специалиста представительства филиала № ГУ СРО ФСС РФ Ч.О.В., допрошенной в суде первой инстанции, следует, что она разъясняла представителю истца Лебедевой О.В. порядок обращения за путёвкой на санаторно-курортное лечение, в том числе разъясняла необходимость подачи соответствующего заявления с приложением справки по форме 070/у-04 для получения путёвки на санаторно-курортное лечение, однако в 2009 году такое заявление ни от Лебедева А.С., ни от его представителя не поступило, хотя возможность обеспечить Лебедева А.С. бесплатной путёвкой на санаторно-курортное лечение в 2009 году имелась. С 01 января 2010 года полномочия по обеспечению инвалидов путёвками на санаторно-курортное лечение были переданы органам социальной поддержки населения. При этом Ч.О.В. пояснила, что в представительстве она является единственным работником, и заявление о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение могла принять только она одна. 11 января 2010 года истец Лебедев А.С. обратился с заявлением в УСПН о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение с приложением справки для получения путёвки формы 070/у-04 без даты её выдачи. С аналогичным заявлением в УСПН 09 апреля 2010 года обратилась представитель истца Лебедева И.С. с приложением справки № для получения путёвки формы 070/у-04. В период с 24 ноября 2010 года по 16 декабря 2010 года истец Лебедев А.С. с сопровождающим его лицом Л.С.У. проходил санаторно-курортное лечение в ФГУ «Санаторий «Сергиевские минеральные воды» <адрес> по путёвкам на санаторно-курортное лечение, за которые им оплачено 66030 руб. 07 декабря 2010 года УСПН истцу Лебедеву А.С. было направлено уведомление о возможности воспользоваться путёвкой на санаторно-курортное лечение в ФГУ <данные изъяты>, осуществляющим профильное лечение инвалидов с заболеваниями и травмами спинного мозга с датой заезда – 22 декабря 2010 года. Данное уведомление было получено представителем истца Лебедевой И.С., согласно почтовому уведомлению, 9 декабря 2010 года. Однако истец либо его представитель после получения уведомления о наличии путёвки на санаторно-курортное лечение за получением путёвки в УСПН не явился. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии вины ответчиков в том, что истец приобретал за свой счет путевки на санаторно-курортное лечение в 2009-2010 годах, поскольку в 2009 году ни истец, ни его представитель в органы ФСС с письменным заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение не обращались, а в 2010 году истцу была предоставлена возможность получить такую путевку бесплатно УСПН, однако истец данной путевкой не воспользовался, в связи с чем, отказал в удовлетворении исковых требований Лебедева А.С. Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Ни Федеральным законом от 17 июля 1999г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" ни Федеральным законом от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путёвки на санаторно-курортное лечение. В соответствии с положениями ст.6.3 Федерального закона от 17 июля 1999г. N178-ФЗ допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 данного Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.2 ч.1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона. Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения – в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учётом его стоимости. Принимая во внимание, что на период 2010года за истцом сохранялось право на получение льгот в натуральной форме, и он не лишен был права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, правовые основания для удовлетворения иска в рамках заявленных требований отсутствовали (обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2009г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009г.). Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не имеется. Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы об указании районного суда о том, что санаторно - курортное лечение относится к реабилитационным мероприятиям а не к социальным услугам, поскольку указанное обстоятельство на правильность решения суда не влияет(ч.2 ст. 362 ГПК РФ). Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности, оснований для их переоценки у суда второй инстанции не имеется. При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для отмены по существу правильного решения суда в кассационном порядке не имеется. Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Аркадакского районного суда Саратовской области от 30 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лебедева А.С. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи