03 августа 2011 г. г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Заболотной Л.Н., судей Тришкиной М.А., Бугаевой Е.М., при секретаре Строкиной А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тришкиной М.А. частную жалобу Бухбиндера А.В., Хлебалиной И.Н., Вологина А.Б. на определение Вольского районного суда Саратовской области от 08 июля 2011 года о возврате искового заявления Бухбиндера А.В., Хлебалиной И.Н., Вологина А.Б. к ФГУ «Редакция «Российской газеты» и к обществу с ограниченной ответственностью «РУСБЬЮТИ» о взыскании компенсации морального вреда. Заслушав доклад судьи, исследовав представленные материалы по частной жалобе, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия установила: Бухбиндер А.В., Хлебалина И.Н., Вологин А.Б. обратились в суд с иском к Федеральному государственному учреждению «Редакция «Российской газеты» (далее ФГУ «Редакция «Российской газеты»), обществу с ограниченной ответственностью «РУСБЬЮТИ» (далее ООО «РУСБЬЮТИ») о взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивировали тем, что рекламодатель ООО «РУСБЬЮТИ» и рекламораспространитель ФГУ «Редакция «Российской газеты» нарушили их права потребителей на достоверную информацию о рекламируемой акции «Один счастливый звонок». 08 июля 2011 года определением Вольского районного суда Саратовской области исковое заявление возвращено заявителям, как поданное с нарушением правил подсудности. Разъяснено, что с данным исковым заявлением истцам следует обратиться по месту нахождения ответчиков. Бухбиндер А.В., Хлебалина И.Н., Вологин А.Б. в частной жалобе просят определение суда отменить как незаконное и необоснованное, поскольку полагают, что судом нарушены их права, как потребителей рекламы со стороны рекламодателя и рекламораспространителя. Считают, что к данным правоотношениям применим закон РФ «О защите прав потребителей», в силу которого заявленный иск может быть рассмотрен по месту жительства истцов. Проверив законность и обоснованность определения суда в соответствии с ч.1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Из сообщения истцов руководителю Федеральной антимонопольной службы РФ о наличии в действиях юридического лица признаков события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, следует, что на 25-й странице № 285(5364) «Российской газеты» от 16.12.2010 года размещена реклама основанной на риске игры, создающей впечатление, что получение денежного выигрыша гарантировано (л.д.4-5). Согласно ответу от 22.06.2011 года, данному заместителем руководителя ФАС России, по результатам рассмотрения дела реклама акции «Один счастливый звонок» признана ненадлежащей, нарушающей ч.7 ст.5 ФЗ от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», поскольку в рекламе отсутствует существенная информация о возможности выигрыша 500000 рублей, и она вводит потребителей в заблуждение относительно такой возможности (л.д.6). В силу ст. 1063 ГК РФ, отношения между организаторами лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр - Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, лицами, а для лотерей - юридическими лицами, получившими от уполномоченного государственного или муниципального органа право на проведение таких игр в порядке, установленном законом, - и участниками игр основаны на договоре. В случаях, предусмотренных правилами организации игр, договор между организатором и участником игр оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа, а также иным способом. Предложение о заключении договора, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, должно включать условия о сроке проведения игр и порядке определения выигрыша и его размере. В случае отказа организатора игр от их проведения в установленный срок участники игр вправе требовать от их организатора возмещения понесенного из-за отмены игр или переноса их срока реального ущерба. Лицам, которые в соответствии с условиями проведения лотереи, тотализатора или иных игр признаются выигравшими, должен быть выплачен организатором игр выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или в натуре) и срок, а если срок в этих условиях не указан, не позднее десяти дней с момента определения результатов игр либо в иной срок, установленный законом. В случае неисполнения организатором игр указанной в пункте 4 настоящей статьи обязанности участник, выигравший в лотерее, тотализаторе или иных играх, вправе требовать от организатора игр выплаты выигрыша, а также возмещения убытков, причиненных нарушением договора со стороны организатора. Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 года (далее закона «О рекламе»), объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель – лицо осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; потребитель рекламы – лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама; реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащая реклама – это реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ. В соответствии со ст. 9 указанного закона, в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее-стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. В силу ст. 27 указанного закона, реклама основанных на риске игр и пари не должна создавать впечатление, что участие в основанных на риске играх, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию; содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска; содержать свидетельства о получении выигрышей лицами, которые признаны выигравшими в соответствии с условиями основанных на риске игр, пари, но выигрыши не получили; содержать утверждения о том, что участие в основанных на риске играх, пари имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха; осуждать неучастие в основанных на риске играх, пари; создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано. На основании ст. 38 закона «О рекламе» нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд о компенсации морального вреда. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей" согласно его преамбулы, регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Поскольку потребителем рекламы, в смысле закона «О рекламе» является неопределенный круг лиц, включая как физических лиц, так и юридических лиц, а закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, основанные на возмездных договорах, в связи с чем, на правоотношения между рекламодателями, рекламораспространителями и потребителями рекламы без заключения возмездного договора, не распространяются нормы закона «О защите прав потребителей». Указанные правоотношения о компенсации морального вреда регулируются ст. 38 закона «О рекламе». Организация игр, пари и участие в них, так же не является услугой в понимании закона «О защите прав потребителей» и регулируется специальной гл. 58 ГК РФ. В связи с чем, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о возврате искового заявления, в связи с неподсудностью Вольскому районному суду Саратовской области дела по иску Бухбиндера А.В., Хлебалиной И.Н., Вологина А.Б. к Федеральному государственному учреждению «Редакция «Российской газеты», обществу с ограниченной ответственностью «РУСБЬЮТИ» о взыскании компенсации морального вреда. На основании изложенного, довод частной жалобы о подаче заявления в соответствии с законом «О защите прав потребителей» по месту жительства истцов, признается судебной коллегией несостоятельным и не влечет отмены определения суда. Поскольку нарушений норм процессуального права, на которые имеется ссылка в частной жалобе, допущено не было, определение суда следует признать законным и оснований к его отмене по доводам частной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. ст. 371, 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: определение Вольского районного суда Саратовской области от 08 июля 2011 года о возврате искового заявления - оставить без изменения, частную жалобу Бухбиндера А.В., Хлебалиной И.Н., Вологина А.Б. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи