№ 33-4191 от 04.08.2011 г.



Судья Лавров Д.А. Дело № 33-4191

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 августа 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.

судей Пантелеева В.М., Евтушенко В.М.

при секретере Ребневой Е.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Вечканова Г.А. на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 24 мая 2011 года, которым постановлено:

отказать в удовлетворении исковых требований Вечканову Г.А. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области об отмене решения о назначении трудовой пенсии по старости, взыскании суммы невыплаченной пенсии.

Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения Вечканова Г.А., его представителя Батяева А.А.(доверенность от 03.03.2011 г.), поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения представителя государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области – Муратовой И.Ю.(доверенность №09-03 от 11.01.2011 г.), полагавшей решение суда законным, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Вечканов Г.А. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что решением государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области (далее – УПФ) от 15.02.2011г. , было отменено решение комиссии УПФ от 25.05.2010 г. в части назначения ему трудовой пенсии по старости. Такое решение считал незаконным, поскольку с 11.06.1986 г. по 19.08.1986 г. участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, вследствие чего ему была установлена <данные изъяты> группа инвалидности, назначена пенсия по инвалидности. Полагал, что в силу ч.1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ему помимо пенсии по инвалидности должна быть назначена трудовая пенсия по старости со снижением пенсионного возраста на 10 лет. Просил взыскать с УПФ неуплаченную с 01.03.2011г. сумму пенсии, назначенную ему решением комиссии УПФ от 25.05.2010 г.

Суд, рассмотрев возникший спор, постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Вечканов Г.А. просит решение суда отменить, принять новое решение. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции. В качестве оснований к отмене решения указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Считает, что судом не дана оценка обстоятельствам, на которые он указывал.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Согласно статье 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 29 (пенсионное обеспечение граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы) Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона, гарантируется; назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации":

назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Положениями п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года N 35 предусмотрено, что пунктом 2 статьи 29 базового Закона (в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ и от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные лица до 1 января 2002 г. имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 5 и 41), а после этой даты - только на основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 этого Закона.

В соответствии с пп.1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может быть осуществлено при условии, если гражданин (мужчина) к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно указал, что право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истца отсутствует, поскольку к моменту обращения за назначением трудовой пенсии по старости Вечканов Г.А. не достиг 55 лет и не имеет страхового стажа 25 лет (страховой стаж истца составляет 19 лет 10 месяцев 1 день).

Районный суд правомерно указал, согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. А потому, одновременное получение Вечкановым Г.А. на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Довод жалобы о том, что судом первой инстанции не была дана оценка положениям Определения Конституционного Суда РФ от 12.07.2006г. № 350 – О, на которые ссылался истец, – к числу оснований для отмены судебного постановления отнесено быть не может, поскольку на правильность разрешения спора не влияет ( ч.2 ст. 362 ГПК РФ)

Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности, оснований для их переоценки у суда второй инстанции не имеется.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для отмены по существу правильного решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 24 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Вечканова Г.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи