33-3954/2010 от 05.08.2010



Дело

кассационное определение

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                           <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего ФИО2,

судей Михайлова В.Е. и ФИО3,

при секретаре ФИО4,

с участием прокурора ФИО5,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения <адрес> Министерства социального развития <адрес> о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной компенсации за потерю кормильца,

по кассационной жалобе Управления социальной защиты населения <адрес> Министерства социального развития <адрес>, кассационному представлению прокурора <адрес> на решение Новоузенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

Обязать Управление социальной защиты населения <адрес> Министерства социального развития <адрес> производить ФИО1, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, выплаты ежемесячной денежной компенсации в размере 9442 руб. 97 коп.

Обязать Управление социальной защиты населения <адрес> Министерства социального развития <адрес> производить ФИО1 ежемесячные выплаты компенсации за потерю кормильца, предусмотренные стаей 41 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере, установленном Правительством РФ на 2010 год.

Обязать Управление социальной защиты населения <адрес> Министерства социального развития <адрес> производить ФИО1 ежегодную индексацию ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной компенсации за потерю кормильца на коэффициент инфляции, устанавливаемый законом о бюджете на очередной финансовый год.

Единовременно взыскать с Управления социальной защиты населения <адрес> Министерства социального развития <адрес> в пользу ФИО1 неполученную ежемесячную денежную компенсацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 32898 руб.09 коп.

Взыскать с Управления социальной защиты населения <адрес> Министерства социального развития <адрес> в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 2500 руб.

Взыскать с Управления социальной защиты населения <адрес> Министерства социального развития <адрес> в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 5261 руб.94 коп.

Заслушав доклад судьи областного суда Михайлова В.Е., объяснения представителя Управления социальной защиты населения <адрес> Министерства социального развития <адрес> ФИО6, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32), поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора ФИО5, поддержавшей кассационное представление и полагавшей решение суда изменить, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационного представления, судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями к Управлению социальной защиты населения <адрес> Министерства социального развития <адрес> (далее - УСЗН <адрес>) о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной компенсации за потерю кормильца. Свои требования обосновывала тем, что её супруг К., умерший ДД.ММ.ГГГГ, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, вследствие чего был признан инвалидом 2 группы. До момента смерти супруга она состояла на его иждивении, что подтверждается решением Новоузенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Считала, что в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеет право на получение компенсационных выплат по случаю потери кормильца по достижению ею 50-летнего возраста. В связи с чем просила обязать ответчика назначить и выплачивать ей пожизненно ежемесячную выплату денежной компенсации начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 9442,97 руб. с последующей индексацией, а также единовременно взыскать в её пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недополученную ежемесячную денежную компенсацию в размере 32358,36 руб.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе УСЗН <адрес> просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права, при этом вновь приводятся доводы, которыми ответчик обосновывал свои возражения относительно искового заявления в суде первой инстанции.

В кассационном представлении прокурор <адрес> полагает решение суда подлежащим изменению в части расчёта размера ежемесячной денежной компенсации. Полагает, что при назначении компенсации по случаю потери кормильца суду необходимо было исходить из установленной твёрдой суммы денежной компенсации для инвалидов 2 группы, а не из полного дохода К. за последние 12 месяцев, предшествующих смерти.

В возражениях на кассационную жалобу, кассационной представление ФИО1 полагает, что судом при вынесении решения правильно установлены обстоятельства дела и применены нормы материального права, считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям статьи 347 ГПК РФ исходя из доводов кассационных жалобы и представления прокурора, возражений относительно жалобы и представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 является вдовой К., умершего ДД.ММ.ГГГГ, который принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем был признан инвалидом 2 группы.

По заключению межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ смерть К. связана с последствиями участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

До момента смерти К. его супруга ФИО1 находилась на его иждивении.

В соответствии с п.15 ст.14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Согласно п.п.11 п.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" к нетрудоспособным членам семьи относятся члены семьи, указанные в п.3 ч.1 ст.29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", то есть, в том числе, супруг (жена, муж) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

Поскольку ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исполнилось 50 лет, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами, сделал обоснованный вывод о том, что истица, как вдова умершего К., имеет право на получение денежной компенсации, предусмотренной п.15 ст.15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также денежной компенсации по случаю потери кормильца, предусмотренной ст.41 этого же Закона, с ДД.ММ.ГГГГ

При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы УСЗН <адрес> являются несостоятельными.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с произведёнными судом первой инстанции расчётами суммы ежемесячной денежной компенсации и суммы неполученной ежемесячной денежной компенсации, произведёнными исходя из дохода К. за 12 месяцев, предшествовавших его смерти.

Так, назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причинённый здоровью радиационным воздействием вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти - их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.

Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда здоровью было закреплено в п.25 ст.14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ, введённом в действие с ДД.ММ.ГГГГ

Названная норма сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, то есть Правилам возмещения работодателями вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утверждённым Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №180-ФЗ.

Кроме того, п.25 ст.14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ, допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введённым в действие с ДД.ММ.ГГГГ, в базовый Закон были внесены изменения и дополнения.

Так, п.25 ч.1 ст.14 Закона изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твёрдой сумме в зависимости от группы инвалидности без учёта какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб., инвалидам II группы - 2500 руб., инвалидам III группы - 1000 руб.

Статья 14 Закона была дополнена частью 2 следующего содержания: "В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число".

Из содержания данной нормы видно, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после ДД.ММ.ГГГГ не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена, действующей после ДД.ММ.ГГГГ редакцией п.25 ч.1 ст.14 Закона, а в этом пункте с ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены только твёрдые суммы.

Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, может быть определён только исходя из твёрдой суммы, предусмотренной п.25 ч.1 ст.14 базового Закона.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ был утверждён Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно абз.2 п.3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.

Аналогичная норма содержится и в абз.2 п.4 разъяснения Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ , утверждённого постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ .

Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ГКПИ02-122 установлено, что п.4 разъяснения Минтруда России в части слов "денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности" не противоречит ч.2 ст.14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П указано, что из п.25 ч.1, ч.2 ст.14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции от ДД.ММ.ГГГГ в их нормативном единстве с ч.ч. 1 и 2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твёрдых суммах или исходя из заработка, не представляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ Данное положение не противоречит Конституции РФ.

В силу ст.6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после ДД.ММ.ГГГГ, сама ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, назначение и выплата данной компенсации должны осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной п.15 ч.1 ст.14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в редакции, действующей на момент смерти супруга истицы.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о праве истицы как нетрудоспособного члена семьи, находившегося на иждивении гражданина, ставшего инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, получаемой инвалидом, является ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении норм материального права.

Ссылка суда первой инстанции на необходимость применения к спорным правоотношениям ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ с учётом последующих изменений, согласно которой семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год, не может быть признана состоятельной, поскольку положения вышеприведённой нормы регламентируют порядок и условия возникновения права на возмещение вреда у членов семьи граждан, не являвшихся инвалидами.

Положения п.15 ч.1 ст.14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают выплату компенсации, в том числе, инвалидам II группы в размере 2500 руб.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п.15 ч.1 ст.14 Закона), с учётом индексации инвалидам II группы составляет 6191,93 руб.

Учитывая, что в состав семьи входило 2 человека, размер ежемесячной денежной компенсации ФИО1, как жене умершего К., с ДД.ММ.ГГГГ составит 6191,93 : 2 = 3095,97 руб.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 должна была бы получить (3095,97 : 31 х 15) + (3095,97 х 3) = 10785,96 руб.

Таким образом, доводы кассационного представления являются обоснованными, а решение суда первой инстанции подлежит изменению в части размера ежемесячной денежной компенсации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, и неполученной ежемесячной денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Соответственно должен быть уменьшен размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в федеральный бюджет, до 4531,44 рублей.

С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новоузенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части размера ежемесячной денежной компенсации и неполученной ежемесячной денежной компенсации, обязав Управление социальной защиты населения <адрес> Министерства социального развития <адрес> производить ФИО1Ге., начиная с ДД.ММ.ГГГГ, выплаты ежемесячной денежной компенсации в размере 3095 рубля 97 копеек и единовременно взыскать с Управления социальной защиты населения <адрес> Министерства социального развития <адрес> в пользу ФИО1 неполученную ежемесячную денежную компенсацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10785 рублей 96 копеек.

Взыскать с Управления социальной защиты населения <адрес> Министерства социального развития <адрес> в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 4531 рубль 44 копейки.

В остальной части решение районного суда оставить без изменения, кассационную жалобу Управления социальной защиты населения <адрес> Министерства социального развития <адрес> - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи