№ 33-4222/2011 от 09.08.2011 года



Судья: Садовая И.М. Дело № 33-4222

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 августа 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Шмаленко Т.А.,

судей Пашенько С.Б., Бартенева Ю.И.,

при секретаре Каланиной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мазалова Ю.Ф. к комитету по управлению имуществом города Саратова об обязании восстановить на жилищном учете граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года в муниципальных образованиях, для обеспечения жилым помещением, по кассационной жалобе Мазалова Ю.Ф. на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 12 июля 2011 года, которым ему отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.

Заслушав доклад судьи Пашенько С.Б., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Мазалов Ю.Ф., с учетом уточнения заявленных требований обратился в суд с иском, в котором просил обязать комитет по управлению имуществом города Саратова принять его на жилищный учет граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года в муниципальных образованиях, для обеспечения его и его семьи жилым помещением.

В обоснование заявленных требований истец указал, что приказом командующего <данные изъяты> от 30.09.1993 года в возрасте 37 лет он был уволен с военной службы в запас по ст.57 ч. 3 абз.2 (собственное желание) Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно приказу выслуга лет составила 20 лет 1 месяц, последнее место службы – <адрес>, по увольнению ему была назначена пенсия в соответствии с п. «а» ст.13 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц походивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей».

В период военной службы по последнему месту истец был обеспечен частично благоустроенной 3-х комнатной квартирой, которая при увольнении была им сдана.

При увольнении с военной службы он избрал местом своего постоянного проживания город Саратов, где ни он, ни члены его семьи жилым помещением обеспечены не были, на момент увольнения семья истца имела статус многодетной (3 и более детей).

Причиной увольнения послужила необходимость постоянного ухода за супругой, имеющей <данные изъяты> заболевание, а так же за одной из дочерей, которой требовалось оперативное вмешательство, по заболеванию <данные изъяты> и длительный послеоперационный уход. Заболевания членов его семьи связаны с аварией на Чернобыльской АЭС в 1986г.

При увольнении с военной службы Мазалову Ю.Ф. было разъяснено, что его право на получение жилого помещения по месту постоянного проживания по причине «собственное желание» нарушено не будет. Однако, на неоднократные обращения в уполномоченные органы муниципального образования субъекта РФ о предоставлении жилищного сертификата, субсидии на строительство либо приобретение жилье ему было отказано, причиной отказа являлось именно основание к увольнению с военной службы – по собственному желанию.

Согласно сведениям из регистрирующих органов, истец и члены его семьи жилых помещений в собственности либо по договору найма не имеют, по месту регистрации не проживают, так как общая площадь квартиры менее, чем предусмотрено санитарными нормами, проживают в арендуемом жилом помещении.

28.08.1998 года Мазалов Ю.Ф. подал заявление в жилищный отдел администрации города Саратова о постановке на очередь на получение государственного жилищного сертификата. Данное заявление было зарегистрировано за номером и его известили о том, что он поставлен на учет для получения жилья.

22.05.2000 года истец получил ответ, который он расценил как уведомление о снятии с очереди на том основании, что Постановлением Правительства РФ от 29.03.1999 года № 351 в списки включаются только граждане, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (ст.5 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов (далее – ГЖС). Таким образом, поскольку статья увольнения не соответствует вышеуказанным в постановлении, то по мнению администрации города Саратова, истец не имеет права на получение ГЖС.

Истец указал, что данный отказ незаконен, так как заявление подано 28.08.1998 года, в период действия Постановления Правительства РФ от 20.02.1998 года №71, не ограничивающего лиц, подлежащих включению в указанные списки по критерию оснований увольнения с военной службы. Сведения о постановке его на учет, в связи с истечением срока хранения документов, были уничтожены. Позднее полномочия по постановке на жилищный учет граждан были возложены на комитет по управлению имуществом города Саратова.

Согласно ответу комитета по управлению имуществом города Саратова сведения об обращении истца о постановке на учет не сохранились, а журнал регистрации поступающих документов хранится в отделе 5 лет. Вместе с тем, согласно ответу администрации муниципального образования «Город Саратов» в отделе по работе с обращениями граждан сохранилась компьютерная запись карточки от 28.08.1998 года за м по обращению по жилищному вопросу.

Рассмотрев спор, суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе Мазалов Ю.Ф. просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указывает, что выводы суда о недоказанности факта постановки на очередь для получения ГЖС на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.1998 года № 71 не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

В соответствии с п. 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета министров СССР от 17.02.1981 года № 193 и действовавшего до принятия Закона РФ от 22.01.1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих», военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки. При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.

Пункт 6 статьи 15 Закона РФ от 22.01.1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего в момент увольнения истца с военной службы, устанавливал, что граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.

В силу пункта 10 статьи 15 того же закона устанавливал, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы с указанной продолжительностью военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков).

В соответствии с пунктом 14 статьи 15 указанного закона, военнослужащим, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы или осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов исходя из норм, предусмотренных жилищным законодательством, оказывается по месту их военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации, в войсках которых они проходят военную службу, безвозмездная финансовая помощь:

Пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от 27.05.1998 года) устанавливал, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Таким образом, доводы истца о нарушении его жилищных прав, гарантированных законом, не основаны на нормах материального права, а потому суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

Статья 12 ГПК РФ устанавливает, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с п. 16 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054, органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца. О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.

Сведений о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в период похождения службы в личном деле Мазалова Ю.Ф. не имеется, что не оспаривается истцом.

Пункт 28 Правил устанавливает, что жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди.

В силу пункта 30 Правил администрации субъектов Российской Федерации распределяют государственные жилищные сертификаты, построенную, купленную за счет средств федерального бюджета жилую площадь в соответствии с утвержденными списками очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, о чем в письменной форме уведомляют граждан, уволенных с военной службы. Не допускается предоставление жилья не стоящим на очереди гражданам, уволенным с военной службы.

На основании непосредственного исследования собранных по делу материалов и оценки представленных доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что вопреки приведенным правовым нормам, Мазаловым Ю.Ф. не было представлено достоверных и допустимых доказательств о нарушении ответчиком его прав.

При этом, в соответствии с требованиями ст. 68 ГПК, судом первой инстанции проверялся довод о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как до 01.01.2005 года, так и после 01.01.2005 года, однако в ходе рассмотрения дела он не нашел своего подтверждения.

По смыслу ст. 339 ГПК РФ сторона, которая обжалует решение суда первой инстанции к кассационной жалобе имеет право прикладывать доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, в случае обоснования в жалобе, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

В кассационной жалобе Мазалов Ю.Ф. приводит доводы о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, однако доказательств тому в суд кассационной инстанции представлено не было.

Кассационная жалоба Мазалова Ю.Ф. удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Выводы суда первой инстанции мотивированны надлежащим образом.

С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе), судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 12 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: