Судья: Подветельнова О.М. Дело №33- 4365 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 18 августа 2011 года г.Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Коршунова Р.В., судей Евтушенко В.М., Гладченко А.Н., при секретаре судебного заседания Ребневой Е.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 06 июля 2011 года, которым постановлено: взыскать за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Нестеренко М.В., Нестеренко М.В., Нестеренко В.И., Нестеренко А.И. единовременное пособие в связи с гибелью военнослужащего, принимавшего участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом по 150000 рублей в пользу каждого. В остальной части иска отказать. заслушав доклад судьи Евтушенко В.М., объяснения представителя Министерства финансов РФ – Решетникова Д.В., исследовав материалы дела, установила : Нестеренко М.В., Нестеренко М.В., Нестеренко А.И., Нестеренко В.И. обратились к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Саратовской области, Министерству финансов Российской федерации с иском о взыскании единовременного пособия в связи с гибелью военнослужащего, принимавшего участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, в обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что они обратились в ВКСО с заявлением о выплате единовременного пособия о возмещении вреда, как членам семьи Нестеренко И.Л., погибшего в ходе боевого задания при проведении контртеррористической операции <данные изъяты> В удовлетворении заявления истцам было отказано. Истцы считают отказ незаконным, нарушающим их права, установленные Федеральным Законом «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998г. № 130 - ФЗ. Из доводов Нестеренко М.В., Нестеренко М.В., Нестеренко А.И., Нестеренко В.И. следует, что Нестеренко И.Л. - <данные изъяты> выполнял задачи по уничтожению бандформирований и террористических групп <данные изъяты> Посмертно награжден орденом «Мужества». На момент гибели Нестеренко И.Л. состоял в браке, имел двоих сыновей. Статья 25 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает дополнительные льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих и членов их семей в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, которые устанавливаются федеральными законами. Считают, что такая дополнительная гарантия в виде возмещения вреда установлена в ст. 20 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998г. № 130 - ФЗ, что в случае гибели лица при проведении контртеррористической операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременно пособие в размере 100000 руб. По мнению истцов, поскольку в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» срок возмещения вреда не указан, то следовательно, срок исковой давности начинается с момента предъявления требования к ответчику, а именно письменному обращению. Основываясь на изложенном, истцы просили суд взыскать с Военного комиссариата Саратовской области за счет средств Федерального бюджета в пользу Нестеренко М.В. 25000 руб., за счет средств Федерального бюджета в пользу Нестеренко М.В. 75000 руб. на неё и детей Нестеренко А.И. и Нестеренко В.И. В ходе судебного разбирательства истцы, изменив исковые требования, просили суд взыскать с ответчиков в пользу Нестеренко М.В. 25000 руб. Взыскать в пользу Нестеренко М.В. 75000 руб. на неё и детей Нестеренко А.И. и Нестеренко В.И. Далее, при рассмотрении дела по существу истцы изменили свои исковые требования и просили суд взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в пользу Нестеренко М.В. 75562 руб. 74 коп., в пользу Нестеренко М.В. 226688 руб. 22 коп. на неё и детей Нестеренко А.И. и Нестеренко В.И., исходя из положений ст. 20 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998г. № 130 - ФЗ в редакции, действующей на момент гибели военнослужащего, согласно которой в случае гибели лица при проведении контртеррористической операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере тысячи минимальных размеров оплаты труда (первоначальная редакция закона), одновременно исходили из минимального размера оплаты труда в размере 83 руб. 49 коп., увеличив его на индекс роста потребительских цен, ссылались на инфляционные процессы, которые снизили покупательскую способность выплат. На момент вынесения решения истцы вновь изменили требования и просили взыскать за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации пособие в связи с гибелью военнослужащего, принимавшего участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом по 150000 рублей в пользу каждого истца, ссылаясь на положения ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», согласно которой в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размер 600 000 рублей. Фрунзенским районным судом г. Саратова 06.07.2011 года постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Управление федерального казначейства по Саратовской области ставит вопрос об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч.1 ст.347 ГПКРФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с контрактом о прохождении военной службы заключенным 11.10.1999г. между Нестеренко И.Л. и Министерством обороны РФ, Нестеренко И.Л. поступил на военную службу. Согласно выписке из приказа командира войсковой <данные изъяты> Нестеренко И.Л. назначен на должность <данные изъяты> В соответствии с приказом № командира войсковой части № Нестеренко И.Л. <данные изъяты> погибший 01.12.1999г. при выполнении специального задания <данные изъяты> исключен из списков личного состава части. В соответствии с приказом командира войсковой части № от 01.12.1999г. Нестеренко И.Л. принимал участие в боевых действиях и ему начислена оплата за фактическое участие в боевых действия с 12.11.1999г. по 30.11.1999г. Согласно извещению военного комиссара Фрунзенского района г. Саратова Нестеренко И.Л. погиб 01.12.1999г. выполняя боевое задание. Нестеренко М.В. (жена), Нестеренко А.И., Нестеренко В.И. (сыновья) и Нестеренко М.В. (мать) мать являются членами семьи погибшего Нестеренко И.Л. В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 25.07.1998 года "О борьбе с терроризмом" в случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 100000 рублей, назначается пенсия по случаю потери кормильца, а также сохраняются льготы на получение жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, если такие льготы имелись у погибшего. Порядок выплаты указанных средств, необходимый для реализации права на их получение на момент гибели Нестеренко И.Л. (1999 год) разработан не был, что препятствовало истцам получить данную выплату в случае обращения. Обстоятельство того, что истцам не была выплачена указанная сумма сторонами не оспаривалось. Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", вступившего в силу с 01.01.2007 года в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Как следует из материалов дела, истцы обращались с просьбой о получении компенсации в военный комиссариат Саратовской области, однако в выплате им было отказано. Постановлением Правительства Российской Федерации N 105 от 21.02.2008 года утверждены Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом. В силу ч. 2 ст. 4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Поскольку событие, в результате которого истцы получили право на компенсационную выплату, возникло в период действия Федерального закона "О борьбе с терроризмом", а правоотношения по получению указанной выплаты и определению ее размера возникли с момента обращения истцов за выплатой суд первой инстанции правомерно счел, что на требования истцов распространяются положения Федерального закона "О противодействии терроризму". Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований о взыскании 600000 рублей в счет не выплаченного истцам единовременного пособия. Между тем, согласно ст. 18 Федерального закона "О противодействии терроризму" государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших. Организация проведения контртеррористических операций на территории Чеченской Республики регламентирована Указом Президента РФ «О мерах по повышению эффективности конттеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ» от 23.09.1999г. № 1255 с, из которого следует, что операция, проводимая в Чеченской Республике, носит характер контртеррористической операции. При таком положении, поскольку контртеррористическая операция проводилась на территории Российской Федерации, то районный суд правомерно указал, что компенсация вреда должна быть произведена за счет казны Российской Федерации. В силу положений ст. ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. Из смысла ст. 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что социальное обеспечение населения осуществляется государством посредством принятия на себя публичных нормативных обязательств, при которых государство должно предусматривать бюджетные ассигнования отдельно по каждому виду обязательств, в том числе в виде пособий, компенсаций и других социальных выплат. Согласно ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации. На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что взыскание должно быть произведено за счет казны Российской Федерации с последующим направлением исполнительного документа в Минфин РФ. Довод кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации о том, что оно не является надлежащим органом, с которого должна быть взыскана компенсация, противоречит положениям ст. 1071 ГК РФ, п. 3 ст. 125 ГК РФ, ч. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, из совокупного смысла которых следует, что надлежащим ответчиком по искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации. Доводы кассационной жалобы основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и выводов суда, не опровергают их и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения. Судебная коллегия считает, что доводы кассационных жалоб не опровергают изложенные в решении выводы суда, а фактически воспроизводят доводы, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в принятом по делу решении суда первой инстанции. Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 06.07.2011 года, постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и не может быть отменено по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ, судебная коллегия определила : Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 06 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: