Судья: Малышева Н.Ю. Дело №33-4299 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 25 августа 2011 года г.Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Коршунова Р.В., судей Евтушенко В.М., Гладченко А.Н., при секретаре Ребневой Е.Б., с участием прокурора Новичкова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУ «Управление социальной поддержки населения Аткарского района Саратовской области» на решение Аткарского районного суда Саратовской области от 16 июня 2011 года, которым постановлено: исковые требования Аткарского межрайонного прокурора в интересах Штанкиной В.Б. удовлетворить. Признать бездействие ГУ «Управление социальной поддержки населения Аткарского района Саратовской области» в части необеспечения Штанкиной В.Б. санаторно-курортной путевки незаконным. Обязать ГУ «Управление социальной поддержки населения Аткарского района Саратовской области» обеспечить Штанкину В.Б. санаторно-курортной путевкой. заслушав доклад судьи Евтушенко В.М., объяснения представителя Государственного учреждения «Управление социальной поддержки населения Аткарского района – Будько В.М., исследовав материалы дела, установила : Аткарский межрайонный прокурор обратился к ГУ «Управление социальной поддержки населения Аткарского района» с иском о признании бездействия в части необеспечения санаторно-курортной путевкой незаконным и обязании выдать санаторно-курортную путевку. Свои требования основывает на следующем. Штанкина В.Б. является инвалидом <данные изъяты> и в соответствии с Федеральным законом имеет право на бесплатную санаторно-курортную путевку. Согласно справке ГУ Управления социальной поддержки населения Аткарского района от 18.01.2011 г., Штанкина В.Б. не получила санаторно-курортную путевку из-за недостаточного выделения их из Министерства социального развития Саратовской области. Данную санаторно-курортную путевку Штанкина В.Б. просит предоставить ей в натуре. Поскольку Штанкина В.Б. является инвалидом и по состоянию здоровья не может самостоятельно отстаивать в суде свои права, прокуратурой в порядке ст. 45 ГПК РФ принято решение об обращении в суд в защиту интересов Штанкиной В.Б. Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Основываясь на изложенном, прокурор просил суд признать бездействие ГУ «Управление социальной поддержки населения Аткарского района» в части необеспечения Штанкиной В.Б. санаторно-курортной путевкой незаконным; обязать ГУ «Управление социальной поддержки населения Аткарского района» выдать санаторно-курортную путевку Штанкиной В.Б. Решением Аткарского районного суда Саратовской области от 16 июня 2011 года иск удовлетворен. В кассационной жалобе ГУ «Управление социальной поддержки населения Аткарского района Саратовской области» ставит вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют представленным доказательствам и материалам дела. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. В соответствии с п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст.55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Судебная коллегия находит постановленное по настоящему делу решение не отвечающим указанным выше требованиям процессуального закона. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17июля1999года №178-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом. В соответствии с частью 5 статьи 6.3 данного Федерального закона установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Таким органом является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации согласно Положению о нём, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004г. №321. Осуществляя предоставленные полномочия, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 29 декабря 2004г. №328 утвердило Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (в Министерстве юстиции РФ 07.02.2005г., регистрационный номер 6303). В соответствии с п. 3.3. Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На основании Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области о передаче Правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение утверждённого распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 2104-р Правительством Саратовской области было принято постановление от 28.01.2010 г. № 29-П "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, а также отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно", которым утверждены, в том числе Правила оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Согласно п.4 Правил предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области (далее - министерство) через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения (далее - УСПН) в виде предоставления санаторно-курортных путевок и территориальные органы (далее - ТО) в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно. В соответствии с п.5 Правил в целях обеспечения порядка очередности УСПН ведется постановка граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учет. Подтверждение гражданами сведений о себе при постановке на учет носит предварительный характер с последующим предоставлением необходимого перечня документов при получении путевки. Согласно п.п.7, 8 и 9 Правил, граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. № 256 (далее - справка). После получения справки граждане или их законные представители обращаются в УСПН с заявлением о предоставлении путевки. УСПН обобщает и направляет в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путевок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года. На основании разнарядки министерства ответственные лица УСПН по доверенности, выданной УСПН, получают в министерстве путевки в санатории, отобранные министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (п.10 Правил). Пунктом 23 Правил предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, предусмотренных настоящими Правилами, за исключением компенсации расходов на проезд междугородным транспортом к месту лечения и обратно и расходов по оплате услуг по оформлению и приобретению билетов на проезд к месту лечения и обратно, осуществляется за счет субвенции, поступившей из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий. Как следует из материалов дела, ГУ "УСПН Аткарского района" в полном объёме выполнило возложенные на него обязанности в рамках предоставленных ему приведёнными выше нормативными актами прав и полномочий. Следовательно, отсутствовали правовые основания для признания указанных действий бездействием, возложение обязанности на ГУ "УСПН Аткарского района" по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение, является незаконным. Поскольку оспариваемое судебное постановление принято без учёта требований законодательства, регулирующего порядок предоставления санаторно-курортных путёвок судебная коллегия в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая повлекла вынесение неправосудного решения, признает решение Аткарского городского суда подлежащими отмене, и, принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, но допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного иска. Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Аткарского городского суда Саратовской области от 16 июня 2011 года отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Аткарского межрайпрокурора в интересах Штанкиной В.Б. к Государственному учреждению "Управлению социальной поддержки населения Аткарского района" о признании незаконным бездействия в части не обеспечения санаторно-курортной путёвкой и обязании обеспечить санаторно-курортной путевкой отказать. Председательствующий Судьи