Судья Шестакова С.В. Дело № 33-4192 кассационное определение 25 августа 2011 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Захарова В.Н., судей Михайлова В.Е. и Бартенева Ю.И., при секретаре Сугробовой К.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Загоруйко Г.П. к Государственному учреждению "Управлению социальной поддержки населения Энгельсского района" о возмещении материального и морального вреда, по кассационной жалобе Государственного учреждения "Управление социальной поддержки населения Энгельсского района" (далее – УСПН) на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 01 июня 2011 года, которым постановлено: Признать за Загоруйко Г.П., ветераном военной службы, право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с января 2010 года. Возложить на УСПН обязанность произвести Загоруйко Г.П. перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с 01 января 2010 года с учетом ранее выплаченных сумм. В части взыскания морального вреда отказать. Взыскать с УСПН в доход государства госпошлину в сумме 200 руб. Заслушав доклад судьи областного суда Михайлова В.Е., объяснения представителей Государственного учреждения "Управление социальной поддержки населения Энгельсского района" Зейналовой Л.А. и Амангалиевой С.К., действующих по доверенностям, поддержавших доводы жалобы, Загоруйко Г.П., возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия установила: Загоруйко Г.П. обратился в суд с исковыми требованиями к УСПН о признании права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты. Свои требования мотивировал тем, что по учётным данным УСПН он является ветераном боевых действий и ветераном военной службы. В силу ст.16 Федерального закона "О ветеранах" он, как ветеран боевых действий, получает через Пенсионный фонд ежемесячную денежную выплату и имеет право на получение мер социальной поддержки, в том числе по оплате жилого помещения, которая пенсионным органом ему не выплачивается. Считал, что в соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 г. № 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" он, как ветеран военной службы, имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – ЕДВ) в размере 50%. УСПН не предоставляет ему ЕДВ в указанном объёме, производит деление предоставляемой ему льготы на 2 части и высчитывание ему размера льгот от 20%, что является ошибочным и неправильным. Просил признать за ним право на получение ЕДВ в размере 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, произвести перерасчёт по оплате ЕДВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с января 2010 года, взыскать моральный вред. Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение, об отмене которого и вынесении нового решения об отказе в иске просит в кассационной жалобе УСПН, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права. Указывает, что в соответствии с п. 3 ст. 13 Закона "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, то есть по какому-то одному льготному статусу. В настоящее время в Российском законодательстве не предусмотрена ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%, ежемесячная денежная выплата назначается в процентном соотношении от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина. Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы и интересов законности, судебная коллегия приходит к следующему. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, истец Загоруйко Г.П. является ветераном боевых действий и ветераном военной службы на основании пп.1 п. 1 ст. 3 и ст. 5 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах ". В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. Пунктом 3 данной статьи установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий определены в п.1 ст. 16 вышеуказанного Закона, которой предусмотрено в частности, что данной категории ветеранов предоставляется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. То есть указанный закон не устанавливает льготы по оплате коммунальных услуг. В силу п. 3 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" в данной правовой норме закреплено право ветерана выбрать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он, как ветеран, имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям. Указанная норма не даёт возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан (в данном случае как ветерану боевых действий и как ветерану военной службы). Принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований в части признания права на получение льготы по оплате жилья и коммунальных услуг как "ветерану военной службы", суд первой инстанции исходил из того, что Загоруйко Г.П. вправе выбирать ту льготу, которую считает наиболее подходящей. С таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права. В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными правовыми нормативными актами Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п.2 ст. 10). Статья 23 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" - Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы утратила силу - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" Федеральный закон "О ветеранах" дополнен статьёй 23.1 в которую ветераны труда и ветераны военной службы не включены, а также статьёй 23.2, согласно которой меры социальной поддержки этих категорий граждан с 1 января 2005 года определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно п.1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных в том числе ст. 16 настоящего Федерального закона для ветеранов боевых действий, а также ветеранов военной службы переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем, был принят Закон Саратовской области №174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области". В соответствии с п.п. 2 и 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, в виде субвенций. Объём средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утверждённых Правительством РФ стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчёта межбюджетных трансфертов. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области №174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области", ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается в процентном соотношении от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, установленных органом исполнительной власти области в сфере государственного регулирования тарифов, в частности: - для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, и совместно проживающих с ними членов их семей, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 10 процентов. Довод истца о том, что он имеет право на выбор основания предоставления льгот, основан на неправильном толковании закона. Федеральный закон "О ветеранах" от 12 января 1995 года № 5-ФЗ и Закона Саратовской области №174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" не предоставляют гражданам выбор между аналогичными формами социальной поддержки с учётом их выгодности для льготников. Размер начисляемых ветерану боевых действий и ветерану военной службы льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в силу Федерального закона "О ветеранах", не может быть равным, так как ветеранам военной службы в силу закона Саратовской области предоставляется мера социальной поддержки в виде 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, а ветеранам боевых действий - в размере 50% и только по оплате жилого помещения. С 1 января 2010 г. все меры социальной поддержки как федеральным льготополучателям (в данном случае имеется в виду ветеран боевых действий), так и льготополучателям субъекта Федерации Саратовской области (ветеран военной службы) заменены с натуральных льгот (50 % оплата) на денежные выплаты. Ежемесячная денежная выплата назначается в процентном соотношении от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина. Ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения назначена Загоруйко Г.П. в размере 10 процентов, что соответствует ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области №174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области". При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных истцом требований в вышеуказанной части отсутствовали. Решение суда в части удовлетворения заявленных истцом требований подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, но допущена ошибка в применении норм материального прав, судебная коллегия, отменяя в части решение суда первой инстанции, принимает новое решение об отказе в удовлетворении требований Загоруйко Г.П. о признании права на получение льготы по оплате жилья и коммунальных услуг как ветерану военной службы и возложении на УСПН обязанности произвести Загоруйко Г.П. перерасчёт по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с 01 января 2010 года с учётом ранее выплаченных сумм. В этой связи подлежит отмене решение и в части взыскания с УСПН государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 01 июня 2011 года в части признания за Загоруйко Г.П. права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с января 2010 года и возложении на УСПН обязанности произвести Загоруйко Г.П. перерасчёт по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с 01 января 2010 года с учётом ранее выплаченных сумм, а также взыскании с УСПН в доход государства госпошлины в сумме 200 руб. отменить, вынести новое решение: в удовлетворении искового заявления Загоруйко Г.П. к Государственному учреждению "Управление социальной поддержки населения Энгельсского района" о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, возмещении материального вреда - отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения. Председательствующий Судьи