Судья Колотухин В.В. Дело № 33-4776 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 07 сентября 2011 г. г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Ретунской Н.В. судей Игнатьева А.В., Бугаевой Е.М. при секретаре Милехиной Е.К. рассмотрев в открытом судебном дело по кассационной жалобе Скорова Н.Н. на решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 07 июля 2011 года, которым исковые требования Скорова Н.Н. к администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области (далее Администрация) о восстановлении в льготной очереди на получение жилья как военнослужащего, уволенного по сокращению штатов, признании незаконным требования о предоставлении справки о сдаче жилья по последнему месту службы, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Игнатьева А.В., судебная коллегия установила: Скоров Н.Н. обратился в суд с иском к Администрации о восстановлении в льготной очереди на получение жилья как военнослужащего, уволенного по сокращению штатов, признании незаконным требования о предоставлении справки о сдаче жилья по последнему месту службы, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в декабре 1997 года он уволился из Вооруженных Сил Республики Таджикистан, прибыл на постоянное место жительства в г. Красноармейск Саратовской области, где стал проживать в квартире, принадлежащей его супруге. 07 февраля 2001 года он был поставлен в льготную очередь на получение жилья на семью из 2-х человек. В 2002 году супруга истца подарила квартиру, в которой они проживали, их дочери. В декабре 2006 года он был исключен из очереди на получение жилья, о чем узнал только в 2010 году. В конце 2010 года на основании требования межрайонной прокуратуры его восстановили в указанной очереди. В 2011 году Администрация повторно исключила истца из льготной очереди на получение жилья, нарушив тем самым его конституционное право на жилище. Квартиру он получал от Министерства обороны Республики Таджикистан и не обязан был ее сдавать Министерству обороны РФ. Истец, уточнив требования в порядке, предусмотренном ст. 39 ГПК РФ, просил восстановить его в льготной очереди на получение жилья как военнослужащего, уволенного по сокращению штатов, признать незаконным требование ответчика о предоставлении справки о сдаче жилья по последнему месту службы, взыскать с ответчика в его пользу материальный ущерб в виде упущенной выгоды за поднаем жилья в период с 01 января 2007 года по 01 июля 2011 года в размере 64800 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей. Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и направлении дела на новое рассмотрение просит в кассационной жалобе Скоров Н.Н., указывая на то, что решение суда является незаконным, постановленным с нарушением норм материального права. Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда. Как следует из материалов дела и установлено судом, Скоров Н.Н. с 30.08.1969 года по 10.04.1992 года проходил службу в Вооруженных Силах СССР, а с 31.12.1994 года по 20.12.1997 года в Вооруженных силах Республики Таджикистан. Приказом Министра обороны Республики Таджикистан от 15.12.1997 года № 0143 он был уволен с военной службы по достижении предельного возраста из Ходжентского районного военного комиссариата Ленинабадской области Республики Таджикистан, направлен для постановки на воинский учет в Красноармейский РВК Саратовской области Российской Федерации. В период прохождения военной службы в Вооруженных силах Республики Таджикистан за Скоровым Н.Н. была закреплена 2-комнатая квартира по адресу: Республика Таджикистан, Сугдская область, г. Г., ул. Л., д., кв., которая была им приватизирована, а затем продана по договору купли-продажи У.М.Т. 17 января 1998 года Скоров Н.Н. был зарегистрирован в квартире, принадлежавшей на праве собственности его супруге Скоровой М.И., расположенной по адресу: Саратовская область, г. К., ул. Л., д., кв. Постановлением Администрации от 07.02.2001 года № 152 Скоров Н.Н. с составом семьи (два человека) поставлен на учет для получения жилого помещения в льготную очередь как военнослужащий, уволенный в запас. 19.04.2002 года между Скоровой М.И. (даритель) и В.М.Н. (одаряемый) был заключен договор дарения квартиры, по условиям которого даритель подарил, а одаряемый принял в дар квартиру, находящуюся по адресу: Саратовская область, г.К., ул. Л., д., кв. Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за В.М.Н., о чем 15.05.2002 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана соответствующая запись. С 05 ноября 2003 года по настоящее время на основании договора аренды, заключенного с Е.Н.Н., Скоров Н.Н. проживает в квартире, расположенной по адресу: Саратовская область, г. К., ул. м., д., кв. Постановлением главы Администрации от 25.04.2011 года № 419 Скоров Н.Н. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. В соответствии с подп. «в» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года №1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения из вооруженных сил или других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 года). 14 февраля 1992 года государства - участники СНГ заключили Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, где в ст. 3 определено, что государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания. Однако данное соглашение не содержит норм, которые регламентируют вопросы, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при переезде на постоянное место жительства на территорию другого государства. Вместе с тем, в целях реализации Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 года № 4455-1 ст. 56 указанного Закона и Постановлением Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» был установлен срок переходного периода до 31 декабря 1994 года. В соответствии со ст. 62 того же Закона гражданин РФ, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами РФ, в том числе и по обеспечению его жильем, только до окончания переходного периода. 19 мая 1993 года Верховный Совет РФ принял Постановление «О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» № 4983-1, пунктом 5 которого определено, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении же указанных в Постановлении условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется только до 31 декабря 1994 года. Соответствующие двусторонние соглашения были заключены между Российской Федерацией и Киргизской Республикой, а также Республиками Таджикистан, Туркменистан и Казахстан, согласно которым граждане, уволенные с военной службы из названных государств и поставленные в очередь на получение жилья до истечения 31 декабря 1999 года, обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ. Вместе с тем, 28 марта 1997 года во исполнение Соглашения государств - участников СНГ от 14 февраля 1992 года было подписано Соглашение «Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в государствах - участниках СНГ», где в ст. 3 определено, что государство - участник СНГ, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили службу граждане, уволенные с военной службы и избравшие местом постоянного жительства территорию другого государства - участника СНГ, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному этими лицами постоянному месту жительства при условии сдачи занимаемого ими жилья по прежнему месту службы. Данное соглашение было подписано Республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией и вступило в законную силу только для Республик Армения, Беларусь, Таджикистан и Киргизской Республики. Российская Федерация и Республика Казахстан не выполнили внутригосударственные процедуры для вступления его в законную силу. Таким образом, при условии выполнения необходимых внутригосударственных процедур и ратификации указанного Соглашения Российская Федерация будет нести на себе обязанность по обеспечению жилыми помещениями только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, которые проходили военную службу в государствах - участниках СНГ, состояли ранее на военной службе в вооруженных силах бывшего СССР и переехали из Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана. До настоящего времени Российская Федерация не выполнила необходимые внутригосударственные процедуры и ратифицировала Соглашение государств - участников СНГ от 14 февраля 1992 года. Согласно Распоряжения Президента Российской Федерации от 15.07.2011 года № 490-рп принято предложение Правительства Российской Федерации о направлении депозитарию уведомления о намерении Российской Федерации не стать участником Протокола к Соглашению между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года. Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Скоров Н.Н. был уволен из Вооруженных сил Республики Таджикистан и переехал на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации после 31 декабря 1994 года, он в настоящее время не может быть признан нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий. Вместе с тем при выполнении Российской Федерации необходимых внутригосударственных процедур и ратифицировании Соглашения государств - участников СНГ от 14 февраля 1992 года обеспечение Скорова Н.Н. жилым помещением должно производиться в соответствии законодательством Российской Федерации. В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Из материалов дела следует, что сведения, содержащиеся в представленной Скоровым Н.Н. справке от 16.06.1998 года № 178, выданной домоуправлением Ленинабадского гарнизона, в том, что 2-комнатная квартира, расположенная по адресу: г. Г., ул. Л., д., кв., была сдана Скоровым Н.Н. квартирным органам Министерства обороны Республики Таджикистан, не соответствуют действительности, поскольку указанная квартира была им приватизирована и продана, что подтверждается сообщениями органа местного самоуправления Г. района Согдийской области и КЭЧ Министерства обороны Республики Таджикистан. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ). Как доказательств, подтверждающих факт сдачи истцом жилого помещения по прежнему месту жительства Министерству обороны Республики Таджикистан, так и доказательств того, что в результате действий ответчика ему были причинены имущественный и моральный вред, суду первой инстанции истец не представил. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Скоровым Н.Н. требований. Доводы кассационной жалобы о том, что председательствующий судья был не готов к судебному разбирательству, допускал тенденциозный, предвзятый подход к рассмотрению дела, сразу же определился с решением, оказывал на истца психологическое давление не могут быть приняты во внимание в связи с тем, что в подтверждение достоверности обстоятельств, на которые указывает автор жалобы, доказательств суду кассационной инстанции не представлено. Доводы кассационной жалобы о том, что суд неправомерно не принял во внимание представленные истцом факты и документы, а также другие доводы жалобы, являются несостоятельными, поскольку были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, выводы которого основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 71 ГПК РФ и сомнений не вызывают. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 07 июля 2011 года по делу по иску Скорова Н.Н. к администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области о восстановлении в льготной очереди на получение жилья как военнослужащего, уволенного по сокращению штатов, признании незаконным требования о предоставлении справки о сдаче жилья по последнему месту службы, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда оставить без изменения, кассационную жалобу Скорова Н.Н. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи