33-4843 от 07.09.2011г.



Судья Набенюк А.П. Дело № 33-4834

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 сентября 2011 г. г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Ретунской Н.В.

судей Игнатьева А.В., Бугаевой Е.М.

при секретаре Милехиной Е.К.

с участием прокурора прокуратуры Саратовской области Медведевой З.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее Администрация) на решение Волжского районного суда г. Саратова от 25 июля 2011года, которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие Администрации по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества по адресу: г. Саратов, 2-Т., д., кв.

Обязать Администрацию инициировать процедуру, установленную п.п. 42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года (далее Положение № 47), подготовить и представить документы, указанные в п.п. 44, 45 Положения № 47 на межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу для рассмотрения вопроса о признании непригодным для проживания дома № по 2-Т г. Саратова».

Заслушав доклад судьи Игнатьева А.В., объяснения представителя Администрации Макаренко М.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Медведевой З.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения,судебная коллегия

установила:

прокурор Ленинского района г. Саратова, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации о признании бездействия незаконным, понуждении к проведению мероприятий по признанию дома непригодным для проживания.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в ходе прокурорской проверки исполнения жилищного законодательства, проведенной в январе 2011 года, было установлено наличие дома № по 2-му Т. г. Саратова с признаками аварийности. Собственником квартиры № 1 и части помещений общего пользования в данном доме является Администрация, которая не принимает меры, направленные на его признание аварийным и подлежащим сносу. Прокурор полагает, что дальнейшее проживание в указанном доме нанимателей, иных лиц, его посещающих, создает угрозу их жизни и здоровью. Аварийность дома подтверждается актом проверки от 09 февраля 2011 года, составленным Государственной жилищной инспекцией Саратовской области. Просит признать бездействие Администрации по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества незаконным, обязать ответчика инициировать процедуру для признания дома № по 2-му Т. г.Саратова аварийным и подлежащим сносу, подготовить и представить в межведомственную комиссию документы для рассмотрения вопроса о признании дома непригодным для проживания.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация в лице представителя Макаренко М.Н. просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение, указывая, что решение суда является незаконным, необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрация является собственником кв. в д. по 2-му Т. г.Саратова и 63/1000 доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома.

Согласно выписке из инвентарного дела и техническому паспорту, представленным МУП «Городское бюро технической инвентаризации», многоквартирный жилой дом № по 2-му Т. г. Саратова введен в эксплуатацию в 1951 году, его физический износ составляет 60%. Перекрытия стен дома деревянные, по истечении длительного периода времени они утратили несущую способность и могут привести к их обрушению.

В соответствии с актом проверки Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 09 февраля 2011 года в указанном доме были выявлены местные разрушения штукатурного слоя на наружных стенах; износ кровельного покрытия; протечки; неисправность входных дверей; отсутствие самозакрывающих устройств на дверях; наличие трещин на стенах лестничных площадок; повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных площадок; коррозия металла трубопроводов системы холодного водоснабжения; неисправность внутридомовых электросистем в местах общего пользования.

Жилищный кодекс РФ предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (ст. 10); к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ст. 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87).

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006года, изданного в свою очередь, во исполнение полномочий, предусмотренных ст.ст. 12, 15 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) (п. 7); основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п. 33); жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34); комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42); процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (п. 44); комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (п. 46); по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47); на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49).

Постановлением главы администрации города Саратова № 36 от 29.01.2007года (в редакции от 05.03.2008года) утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В соответствии с п.п. 4.1.10-4.1.12, 4.4 указанного Положения по окончанию работы межведомственная комиссия составляет в 3-х экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для проживания или признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, направляет 1 экземпляр заключения комиссии в орган местного самоуправления для издания распоряжения согласно установленным требованиям. Передает по 1 экземпляру заключения комиссии и Распоряжения органа местного самоуправления заявителю и собственнику жилого помещения в 5-дневный срок. Организационное обеспечение деятельности комиссии осуществляет администрация города Саратова.

Как подтверждено материалами дела, несмотря на то, что физический износ многоквартирного жилого дома № по 2-му Т. г. Саратова составляет 60%, перекрытия стен дома утратили несущую способность, могут привести к их обрушению, имеют место другие дефекты, отраженные в акте Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 09 февраля 2011 года, Администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; неправомерно бездействуя, не обращалась в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу с соответствующим заявлением, на основании которого данная комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, дальнейшим использованием помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, и которые являются основанием для реализации прав этих лиц на предоставление вне очереди других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.

При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правильно признал незаконным бездействие Администрации по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Саратов, 2-Т, д., кв.; обоснованно обязал Администрацию инициировать процедуру, установленную Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также подготовить и представить документы, указанные в п.п. 44, 45 названного Положения, в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу для рассмотрения вопроса о признании непригодным для проживания дома № по 2-Т. г. Саратова.

Доводы кассационной жалобы о том, что администрация Ленинского района г.Саратова является органом, уполномоченным на проведение мероприятий по контролю за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам; в полномочия Администрации не входит осуществление действий по передаче документов на рассмотрение в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу; такие полномочия возложены на администрации районов города во внимание быть приняты не могут в связи с тем, что были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, выводы которого основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 71 ГПК РФ и сомнений не вызывают.

Довод кассационной жалобы о том, что ни в одном нормативном правовом акте, регулирующем вопросы признания помещений пригодными (непригодными) для проживания, не установлена обязанность органа местного самоуправления по обращению в межведомственную комиссию, основаны на неправильном толковании вышеприведенным нормативных правовых актов и опровергаются их содержанием.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 25 июля 2011 года по делу по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, понуждении к проведению мероприятий по признанию дома непригодным для проживания оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи