33-4837/2011 от 08.09.2011



Судья Ефимкина Ю.В. Дело № 33-4837/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 сентября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.

судей Михайлова В.Е., Пантелеева В.М.,

при секретаре Сугробовой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 01 августа 2011 года, которым постановлено:

"Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в непринятии решения по заявлению Полынина В.В. от 02.02.2010 года о предоставлении в собственность земельного участка площадью 19 кв.м., расположенного по адресу: (…).

Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть заявление Полынина В.В. от 02.02.2010 года о предоставлении в собственность земельного участка площадью 19 кв.м., расположенного по адресу: (…) путем принятия соответствующего решения в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу Полынина В.В. судебные расходы в размере 200 (двести) рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 (десять тысяч) руб., а всего 10200 (десять тысяч двести) руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Полынина В.В. отказать»,

заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., исследовав материалы дела,

установила:

Полынин В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее Администрация), компенсации морального вреда и судебных расходов.

Требования обоснованы тем, что 01 февраля 2011 года он обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 19 кв.м., расположенного по адресу: (…) с приложением всех необходимых документов. Указанным земельным участком он пользуется на праве аренды. Однако в установленный ст. 36 ЗК РФ срок Администрация не приняла какое-либо решение по существу его заявления. Просил признать указанное бездействие Администрации незаконным, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей и судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 15000 рублей.

Рассмотрев заявленные требования, суд вынес упомянутое решение.

В кассационной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения в части признания незаконным бездействия Администрации и принятии в данной части нового решения об отказе в удовлетворении требований Полынина В.В. В качестве оснований для отмены решения суда указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Администрация, получив заявление Полынина В.В. перенаправила его в структурные подразделения на согласование, где оно и находится. В связи с этим полагает, что бездействие с ее стороны отсутствует.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч.1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены. В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

На основании ст. 28 Земельного Кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пункт 5 ст. 36 ЗК РФ предусматривает, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).

Материалами дела установлено, что 02 февраля 2011 года Полынин В.В. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 19 кв.м., расположенного по адресу (…).

Указанный земельный участок был предоставлен Полынину В.В. в долгосрочную аренду постановлением Администрации г. Саратова от 09 января 1995 года, на основании которого 30 января 1996 года был заключен соответствующий договор аренды.

Постановлением администрации г. Саратова от 22 ноября 2004 года срок аренды названного земельного участка был продлен на пять лет. 30 марта 2005 года сторонами заключено соглашение об изменении договора аренды земельного участка от 30 января 1996 года, в соответствии с которым срок договора аренды продлен до 30 января 2011 года.

Из представленных материалов также усматривается, что испрашиваемый Полыниным В.В. земельный участок поставлен на кадастровый учет 09 января 1996 года с присвоением кадастрового номера 64:48:060212:40. На данном земельном участке расположено нежилое здание (хозблок), принадлежащее Полынину В.В. на праве собственности.

Между тем, в нарушение установленного п. 6 ст. 36 ЗК РФ срока заявление Полынина В.В. как собственника здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке, Администрацией не рассмотрено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности бездействия Администрации, выразившегося в нерассмотрении заявления Полынина В.В. о предоставлении в собственность земельного участка.

Довод жалобы о том, что Администрация, получив заявление Полынина В.В. перенаправила его в структурные подразделения на согласование, где оно и находится, в связи с чем бездействие с ее стороны отсутствует, не может быть принят во внимание, поскольку противоречит положениям вышеприведенных норм.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Волжского районного суда г. Саратова от 01 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: