33-5035 от 14.09.2011г.



Судья Козлова С.В. Дело № 33-5035

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Елкановой И.А.

судей Игнатьева А.В., Бугаевой Е.М.

при секретаре Строкиной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Киселева М.А. к Министерству внутренних дел (далее МВД) РФ, Управлению Приволжского регионального командования внутренних войск МВД РФ, войсковой части №7452, войсковой части № 3509 о признании права на получение государственного жилищного сертификата по кассационной жалобе Киселева М.А. на решение Вольского районного суда Саратовской области от 09 августа 2011 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи областного суда Игнатьева А.В., объяснения представителя МВД РФ, Управления Приволжского регионального командования внутренних войск МВД РФ Рулина С.В., представителя войсковой части № 3509 Левина А.В., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда, судебная коллегия

установила:

Киселев М.А. обратился в суд с иском к МВД РФ, Управлению Приволжского регионального командования внутренних войск МВД РФ, войсковой части № 7452, войсковой части 3509 о признании права на получение государственного жилищного сертификата.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что он с 1985 года проходил военную службу во внутренних войсках МВД РФ, 15 ноября 2010 года приказом командира войсковой части № 3509 был уволен в запас Вооруженных Сил РФ по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. 04 февраля 1999 года решением жилищно-бытовой комиссии указанной войсковой части был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, принят на жилищный учет, решением этой же комиссии от 25 октября 2010 года включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством». Однако решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части № 3509 от 30 мая 2011 года ему было отказано в получении государственного жилищного сертификата на основании п. 44 Постановления Правительства РФ № 153 в связи с отсутствием справки квартирно-эксплуатационной части (далее КЭЧ) о сдаче жилья. Истец полагает, что данный отказ нарушает его право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку он имеет общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 10 лет; признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в состав участников вышеуказанной подпрограммы; уволен из внутренних войск МВД РФ по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Вступившим в законную силу решением Вольского районного суда Саратовской области от 10 августа 2009 года ему было отказано в иске к бывшей супруге Киселевой М.В. о признании права пользования кв. в д. по ул. М в г. Ш Саратовской области. В этой связи он не мог сдать данную квартиру, получить справку о сдаче жилья, поэтому неправомерным является требование жилищно-бытовой комиссии войсковой части № 3509 о предоставлении справки КЭЧ о сдаче жилья.

Решением Вольского районного суда Саратовской области от 09 августа 2011 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Киселев М.А. просит указанное решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам делам.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Отказывая в удовлетворении заявленных Киселевым М.А. требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для признания за ним права на получение государственного жилищного сертификата не имеется, поскольку он не сдал жилье по последнему месту службы, следовательно, не представил необходимых документов для постановки на учет в качестве получателя государственного жилищного сертификата.

Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 07 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В соответствии со ст. 23 указанного Федерального закона военнослужащим- гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 года (далее Правила), которые предусматривают, что государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (пункт 2); право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений); военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти (подп. «а» п. 5); участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (п. 6); из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» - «д» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации (п. 7); применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания (п. 8); военнослужащие, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы (п. 9); право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз (п. 11); норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если: гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность (подп. «б», «в» п. 16.1); в случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится (п. 16.3.); для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, к которому прилагают следующие документы: граждане, указанные в подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил: справку об общей продолжительности военной службы; выписку из приказа об увольнении с военной службы с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти; выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (подп. «а» п. 19); основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта настоящих Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета (п. 22); для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: заявление (рапорт) по форме согласно приложению № 5; документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; копию документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения; обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению № 6, - в случаях, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 16.1. настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания; справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» - «г» пункта 5 настоящих Правил; технический паспорт жилого помещения или справку органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи или находящихся в пользовании на основании договора социального найма, - в случаях, указанных в пункте 16.2. настоящих Правил; в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается (п. 44); обязательство, указанное в п. 44 настоящих Правил, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке (п. 45).

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 – 2015 годы установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

Как следует из материалов дела, Киселев М.А. с 14 марта 1985 года проходил военную службу в войсковой части № 3509. На основании ордера от 04 мая 1994 года, выданного во исполнение решения администрации закрытого административно-территориального образования (далее ЗАТО) г. Ш. Саратовской области от 30 декабря 1993 года № 140, он, члены его семьи: супруга К., дочь К., года рождения, сын К., года рождения, вселились в муниципальную 1-комнатную квартиру по адресу: Саратовская область, г. В, ул. М, д., кв.. Решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части № 3509 от 04 февраля 1999 года Киселев М.А. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на жилищный учет. 27 октября 2005 года брак между Киселевым М.А. и К. расторгнут. С 30 марта 2006 года и по настоящее время Киселев М.А. зарегистрирован по месту жительства: Саратовская область, Вольский район, г. Ш, переулок З, д. (общежитие войсковой части № 3509), какого-либо жилья и недвижимого имущества на праве собственности не имеет. 28 июля 2006 года Киселев М.А. зарегистрировал брак с Р (в браке К.) Ю.Н., от которого имеет сына К., года рождения, и дочь К., года рождения. 18 апреля 2006 года между МУП «Производственно-жилищный трест» г. Шиханы и К.М.В. был заключен договор найма жилого помещения, по условиям которого последней как нанимателю было передано во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: г. Ш, ул. М, д., кв., с составом семьи — сын К. По договору приватизации от 29 января 2009 года администрация ЗАТО г. Ш. Саратовской области безвозмездно передала К.М.В. указанную выше квартиру в частную собственность. Решением Вольского районного суда Саратовской области от 10 августа 2009 года отказано в удовлетворении исковых требований Киселева М.А. к К.М.В. о признании права пользования кв. в д. по ул.М в г. Ш. Вольского района Саратовской области. 14 октября 2010 года Киселев М.А. обратился к командиру войсковой части № 509 с заявлением (рапортом) о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части № 3509 от 25 октября 2010 года он был включен в состав участников названной выше подпрограммы. Приказом командира войсковой части от 15 ноября 2011 года № 242 Киселев М.А. был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Выслуга лет на военной службе на 01 сентября 2010 года в календарном исчислении составляет 27 лет 05 месяцев 26 дней (л.д. 4-5, 8, 10-18, 20-23, 25-27, 29-33, 36, 40, 43, 70, 73-, 78-79, 105, 107).

Решением Приволжского регионального командования внутренних войск МВД РФ от 15 апреля 2011 года было возвращено в адрес войсковой части №3509 жилищное дело старшего прапорщика Киселева М.А. в связи с тем, что он для получения государственного жилищного сертификата в соответствии с п. 44 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 не представил справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче представленной ему в 1994 году на состав семьи 1-комнатой квартиры по адресу: Саратовская область, г. В (г. Ш), ул. М, д., кв. (л.д. 117-118).

Решением жилищной комиссии войсковой части № 3509 от 30 мая 2011 года Киселеву М.А. отказано в получении государственного жилищного сертификата по тому же основанию (л.д. 50-51).

По смыслу п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы и до 01 января 2005 года, принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по не зависящим от них причинам. В таких случаях граждане вправе поставить вопрос о признании права на получение жилищного сертификата в судебном порядке.

Действующее жилищное законодательство не содержит норм, обязывающих Киселева М.А. сдать квартирно-эксплуатационному органу МВД РФ, предоставленное ему не этим органом, а органом местного самоуправления жилое помещение, ранее относившееся к муниципальному жилищному фонду, в настоящее время, находящееся в собственности лица, которое на данный момент не является членом его семьи.

Судебной защите подлежат нарушенные права и охраняемые законом интересы (ст. 3 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ).

В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).

Ответчики и их представители ни суду первой инстанции, ни суду кассационной инстанции не представили доказательств того, что в результате несдачи Киселевым М.А. квартирно-эксплуатационным органам МВД РФ указанного выше жилого помещения были нарушены права и законные интересы МВД РФ, Управления Приволжского регионального командования внутренних войск МВД РФ, войсковой части № 7452 и войсковой части №3509.

Таким образом, для получения государственного жилищного сертификата Киселев М.А., являющийся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», не обязан был представлять справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы. Следовательно, нельзя признать правомерными, основанными на законе решение Приволжского регионального командования внутренних войск МВД РФ от 15 апреля 2011 года и жилищной комиссии войсковой части № 3509 от 30 мая 2011 года об отказе Киселеву М.А. в получении государственного жилищного сертификата со ссылкой на непредставление справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче представленной ему в 1994 году на состав семьи 1-комнатой квартиры по адресу: Саратовская область, г. В (г. Ш), ул. М, д., кв.

Исходя из смысла п.п. 44, 45 Правил граждане - участники подпрограммы и члены их семей, проживающие на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, имеющие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, под роспись уведомляются, что сертификат выдается им только в случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения, а также о сдаче и безвозмездном отчуждении принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность.

Поскольку бывшая супруга истца Киселева М.В. и член ее семьи Киселев В.М. не включены в число лиц, претендующих на получение государственного жилищного сертификата, они обеспечены жилым помещением - кв. в д. по ул. М в г. Ш Вольского района Саратовской области, собственником которого является К.М.В., Киселев М.А. в нем не зарегистрирован, не проживает, принимал меры для восстановления в судебном порядке права пользования указанным жилым помещением, ответчиками не представлены доказательства, подтверждающие, что он отказался от своей доли собственности в данном жилом помещении, был согласен на его приватизацию без включения его в число собственников, судебная коллегия считает, что оснований для сдачи или безвозмездного отчуждения жилого помещения у истца не было.

Представители ответчиков в суде кассационной инстанции не оспаривали того, что Киселев М.А. правом на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, не воспользовался, до настоящего времени состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», не имеет жилого помещения для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Анализ имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что Киселев М.А. отвечает требованиям, указанным в п.5 указанных выше Правил: уволен с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе; его общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет более 10 лет; состоит после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий); не имеет жилого помещения для постоянного проживания на территории Российской Федерации, изъявил желание участвовать в подпрограмме и является ее участником, в связи с чем имеет право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения.

В этой связи, нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для признания за Киселевым М.А. права на получение государственного жилищного сертификата не имеется, поскольку на законе и обстоятельствах дела он не основан.

Учитывая, что судом первой инстанции было допущено неправильное применение норм материального права, которое повлияло на исход дела, решение суда законным быть признано не может, а поэтому оно подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ.

Учитывая, что все обстоятельства по делу установлены полно, судебная коллегия в силу ст. 361 ГПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении исковых требований Киселева М.А.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вольского районного суда Саратовской области от 09 августа 2011 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования, заявленные Киселевым М.А., удовлетворить.

Признать за Киселевым М.А. право на получение государственного жилищного сертификата.

Председательствующий

Судьи