№ 33-4758/2011 от 30 августа 2011 года о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести капитальный ремонт дорожного полотна проезжей части



Судья Кузин В.В. дело № 33 – 4758

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе председательствующего Шмаленко Т.А.,

судей Рябихина О.Е., Пашенько С.Б.,

при секретаре Каланиной Е.А.,

с участием прокурора Савиной С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Балаково Саратовской области к администрации муниципального образования г. Балаково Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести капитальный ремонт дорожного полотна проезжей части

по кассационной жалобе администрации муниципального образования г. Балаково Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 06 июня 2011 года, которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Рябихина О.Е., объяснения представителя администрации муниципального образования г. Балаково Саратовской области Юрловой М.В., представителя управления благоустройства и дорожного хозяйства администрации муниципального образования г. Балаково Саратовской области Бронер И.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Савиной С.В., считавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора города Балаково обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области и просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в ненадлежащем ремонте и содержании дорожного полотна проезжей части дороги: ***, просил обязать ответчика произвести капитальный ремонт указанных участков дорог, приведя их в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённому Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993. В обоснование заявленных требований указано, что в нарушение пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание дорог, расположенных на территории муниципального образования город Балаково, не обеспечивает безопасность дорожного движения.

Рассмотрев поступившее заявление, Балаковский районный суд Саратовской области решением от 06 июня 2011 года признал незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Балаково Саратовской области, выразившееся в ненадлежащем ремонте и содержании дорожного полотна проезжей части дороги: ***;

обязал администрацию муниципального образования г. Балаково Саратовской области произвести до 01.10.2011г. капитальный ремонт указанных участков дороги, приведя их в соответствие с ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённым постановлением Госстандарта РФ 11.10.1993г. № 221.

С постановленным решением не согласилась администрация муниципального образования г. Балаково Саратовской области, в кассационной жалобе просит его отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что отсутствовал факт бездействия администрации муниципального образования г. Балаково по исполнению полномочий по ремонту дорог в городе, поскольку Распоряжением № 439-р «Об организации функций муниципального заказчика Управления благоустройства и дорожного хозяйства администрации муниципального образования г. Балаково» функции муниципального заказчика по размещению муниципального заказа на обслуживание и ремонт автомобильных дорог возложены на Управление благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Балаково. В 2010 года органами местного самоуправления на ремонт дорог было израсходовано больше денежных средств, чем запланировано, в судебное заседание ответчиком были представлены контракты по ремонту дорожного полотна на спорные участки дороги, что свидетельствует о выполнении своих обязательств по содержанию дорог администрацией муниципального образования г. Балаково.

В отзыве на кассационную жалобу управление благоустройства и дорожного хозяйства администрации муниципального образования г. Балаково Саратовской области просит решение Балаковского районного суда Саратовской области поддержало доводы кассационной жалобы администрации муниципального образования г. Балаково Саратовской области и указало, что муниципальные контракты на ремонт указанных участков дороги в настоящее время исполнены, факт бездействия администрации отсутствует, спорные автодороги приведены в соответствие с требованиями ГОСТа.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия считает необходимым его отменить по следующим основаниям.

В силу ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии бездействия со стороны администрации г. Балаково по исполнению полномочий по ремонту и содержанию дорожного полотна проезжей части спорных участков дорог в г. Балаково Саратовской области.

Как следует из материалов дела, 08.12.2009 года главой администрации муниципального образования г. Балаково Саратовской области было издано распоряжение № *** «Об организации функций муниципального заказчика Управления благоустройства и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Балаково» (т. 2 л.д. 178-179), в соответствии с которым на управление благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Балаково были возложены функции муниципального заказчика по размещению муниципального заказа на обслуживание и ремонт автомобильных дорог.

12 февраля 2010 года постановлением администрации муниципального образования г. Балаково Саратовской области № 113 принята муниципальная целевая программа «Об утверждении муниципальной целевой программы «Ремонт автомобильных дорог на территории муниципального образования город Балаково на 2010-2012 годы» (т. 2 л.д. 128-177). Главным распорядителем бюджетных средств по целевой статье «Содержание автомобильных дорог и сооружений на них в границах городских округов и поселений» и вышеуказанной муниципальной целевой программ являлось управление благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Балаково.

В соответствие со статьей 86 БК РФ расходные обязательства возникают в результате принятия нормативных правовых актов. Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства только при наличии собственных финансовых средств.

Совет муниципального образования г. Балаково Саратовской области 24 декабря 2010 года обратился в Собрание Балаковского муниципального района с обращением о направлении части средств, поступающих в бюджет Балаковского района от транспортного налога, в бюджет г. Балаково на проведение работ по ремонту дорог поселения, при этом в письме содержалась просьба о выделении денежных средств не позднее 01 апреля 2011 года ввиду длительности проведения конкурсных процедур и сезонному характеру работ (т. 2 л.д. 102, 103).

Согласно требованиям Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", 14 марта 2011 г. администрацией г.Балаково Саратовской области были приняты распоряжения о размещении заказа на выполнение работ по ремонту дорожного полотна спорных участков дорог (т.1 л.д. 212, т. 2 л.д. 23, 48, 78, 104).

Процедура, порядок и сроки размещения заказа путем проведения аукциона и сроки заключения муниципальных контрактов по его итогам регламентированы главой №3 данного закона.

По итогам проведенных аукционов управлением благоустройства и дорожного хозяйства администрации муниципального образования г. Балаково Саратовской области были заключены:

муниципальный контракт № *** от 25 апреля 2011 года по выполнению работ по ремонту дорожного полотна, расположенного по адресу: ***;

муниципальный контракт № *** от 25 апреля 2011 года по выполнению работ по ремонту дорожного полотна, расположенного по адресу: ***;

муниципальный контракт № *** от 28 апреля 2011 года по выполнению работ по ремонту дорожного полотна, расположенного по адресу: ***;

муниципальный контракт № *** от 12 апреля 2011 года по выполнению работ по ремонту дорожного полотна, расположенного по адресу: ***;

муниципальный контракт № *** от 26 апреля 2011 года по выполнению работ по ремонту дорожного полотна, расположенного по адресу: ***.

Согласно пункту 1.5 муниципальных контрактов работы по ремонту дорожного полотна указанных участков дороги должны быть выполнены в срок до 30 июля 2011 года.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о наличии бездействия со стороны администрации муниципального образования г. Балаково Саратовской области по исполнению полномочий по ремонту и содержанию дорожного полотна проезжей части спорных участков дорог в г. Балаково Саратовской области не соответствует фактическим обстоятельствам дела, что является основанием для отмены решения суда.

В силу изложенного, судебная коллегия не находит оснований и для удовлетворения заявленных прокурором требований о возложении обязанности на администрацию муниципального образования г. Балаково произвести капитальный ремонт указанных участков дороги.

Кроме того, как следует из актов выполненных работ от 08 июля 2011 года (т. 3 л.д. 93-95), от 27 июля 2011 года (т. 3 л.д. 100-102), 20 мая 2011 года (т. 3 л.д. 104-105), от 22 июня 2011 года (т. 3 л.д. 106-109),от 31 мая 2011 года (т. 3 л.д. 115-117), 23 мая 2011 года (т. 3 л.д. 119-121), 22 июня 2011 года (т. 3 л.д. 123-126), 21 июня 2011 года (т. 3 л.д. 128-130, 132-134) ремонт данных участков дороги произведен в установленные муниципальными контрактами сроки.

При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе заместителю прокурора г. Балаково Саратовской области в удовлетворении заявленных в иске к администрации муниципального образования г. Балаково Саратовской области требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Балаковского районного суда Саратовской области от 06 июня 2011 года отменить. Принять новое решение, которым заместителю прокурора г. Балаково Саратовской области в удовлетворении заявленных в иске к администрации муниципального образования г. Балаково Саратовской области требований о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести капитальный ремонт дорожного полотна проезжей части отказать.

Председательствующий

Судьи