Судья: Масалов А.А. Дело № 33-4963 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 13 сентября 2011 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Шмаленко Т.А. судей Заболотной Л.Н., Рябихина О.Е. с участием прокурора Савиной С.В. при секретаре Каланиной Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда г.Саратова от 18 июля 2011 года, которым удовлетворены заявленные прокурором в интересах Карочкиной Ю.В. исковые требования, суд обязал Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставить Карочкиной Юлии Васильевне вне очереди жилое помещение. Заслушав доклад судьи Шмаленко Т.А., объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Куничкиной Т.В. (доверенность от 27.10.2010 года), поддержавшей доводы жалобы, объяснения прокурора и Карочкиной Ю.В., возражающих против отмены решения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия установила: Первый заместитель прокурора Кировского района г.Саратова в интересах Карочкиной Ю.В. обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и в предоставлении жилого помещения вне очереди. В обоснование иска ссылался на то, что Карочкина Ю.В. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, инвалидом 2 группы от общего заболевания, и в силу закона «О ветеранах» имеет право на социальные льготы, в том числе, по обеспечению жилым помещением, в соответствии со статьей 14 вышеназванного закона, то есть льготы, аналогичные предоставляемым инвалидам Великой Отечественной войны. На поданное истицей обращение, от ответчика поступил письменный отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с чем, прокурор просил суд обязать ответчика поставить Карочкину Ю.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечить ее вне очереди жилым помещением. Рассмотрев спор, суд постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области просит решение суда отменить, полагает, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» не предусматривается право данной категории граждан на обеспечение жилым помещением, поэтому Карочкина Ю.В. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и поставлена на жилищный учет. Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения. Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Карочкина Юлия Васильевна относится к категории граждан - бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, в соответствии со справкой ВТЭК от 10 октября 1994 года является инвалидом 2 группы от общего заболевания (л.д.44). В соответствии с частью 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов и внесении изменений и дополнений в Федеральные законы об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления РФ, проживающим на территории российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Согласно пункту 4 статьи 14 ФЗ «О ветеранах», инвалидам войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего закона. Статьей 23.2 закона (пункт 1) предусмотрено, что государством переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ). Пунктом 2 данной статьи установлено, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. В соответствии с пунктом 3 данной статьи закона, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя:- из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, в частности инвалидов войны; - общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Статьей 1 Закона Саратовской области № 85-ЗСО от 2.07.2009 года установлено, что меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями предоставляются инвалидам Отечественной войны. Статьей 1.1 данного закона одним из оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий указана обеспеченность собственника жилого помещения и членов его семьи общей площадью занимаемого жилого помещения на одного члена семьи менее 14 квадратных метров. Как следует из материалов дела, то обстоятельство, что Карочкина Ю.В. относится к категории граждан, приравненной по мерам социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в случае нуждаемости в нем, к инвалидам войны, при рассмотрении дела судом и в кассационной жалобе не оспаривается. Карочкина Ю.В. со своей семьей в составе 5 человек проживает в квартире по адресу: <адрес> общей площадью 66.5 кв.метров, и в соответствии с критериями, установленными законом Саратовской области, является нуждающейся в улучшении жилищных условий в виду обеспеченности общей жилой площадью на каждого члена семьи менее 14 кв.метров. Указом Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». Как следует из материалов дела и содержания кассационной жалобы ответчик отказал Карочкиной Ю.В. в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, обосновав отказ тем, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны не приравнены в полном объеме к участникам Великой Отечественной войны, средства на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем данной категории граждан законом не предусмотрены. Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что Карочкина Ю.В., относясь к категории граждан, которые в несовершеннолетнем возрасте были узниками фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, приравнена по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны, и в силу п.п. 3 п. 1 ст. 15, п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое ранее не использовала. При таких обстоятельствах, суд обоснованно сделал вывод о том, что признал незаконным отказ Министерства в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Выводы суда подтверждены имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку в порядке ст. 67 ГПК РФ. Решение суда постановлено в полном соответствии с приведенными нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежат. Доводы кассационной жалобы о том, что "бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" не идентифицируются с участниками Великой Отечественной войны и не приравнены к таковым в полном объеме и указанная категория лиц не может быть обеспечена жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" были предметом судебного рассмотрения в суд первой инстанции. Выводы суда основаны на приведенных нормах материального права, являются правильными и оснований для отмены либо изменения решения суда в порядке ст. 362 ГПК РФ не имеется. Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила: решение Кировского районного суда города Саратова от 18 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Саратовской области без удовлетворения. Председательствующий Судьи