Судья Желонкина Г.А. Дело № 33-5148 21 сентября 2011 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Грибалевой М.Н. судей Бугаевой Е.М., Игнатьева А.В. при секретаре Милехиной Е.К. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. гражданское дело по кассационной жалобе ФКУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 04 июля 2011 года, которым постановлено: Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ (ныне ФКУ) ИК-10 УФСИН России по Саратовской области от 09.09.2009 г. (протокол заседания комиссии № №) об исключении Игнатова В.А. из очереди на улучшение жилищных условий в связи со смертью на основании постановления Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 408 и без разрешения вопроса о членах семьи. Обязать ФКУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области принять решение о сохранении прав членов семьи Игнатова В.А. – Игнатовой Е.В., Игнатова И.В., Игнатова В.В. состоять в очереди на улучшение жилищных условий по месту службы Игнатова В.А. до получения жилого помещения на тех же условиях и основаниях, которые имели место на момент смерти. Обязать ФКУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области принять решение о включении в списки на улучшение жилищных условий в составе семьи Игнатова В.А. его несовершеннолетнюю дочь Игнатову В.В. 07.02.2010 г. рождения. Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя Федерального казенного учреждения исправительная колония № 10 УФСИН России по Саратовской области – Тихоновой А.В. (доверенность от 25.08.2011 года), просившей удовлетворить кассационную жалобу, объяснения представителя истца -Коробейниковой Н.В. (доверенность 64 АА 0214697 от 12.01.2011 г.), просившей оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, установила: Игнатова Е.В. обратилась в суд с иском в своих интересах, а также интересах несовершеннолетних детей Игнатовых И., В., В. к ФКУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, сохранении права состоять в очереди на улучшение жилищных условий, включении в списки на улучшение жилищных условий в составе семьи Игнатова В.А. несовершеннолетнюю Игнатову В.В. обосновывая требования тем, что супруг Игнатов В.А. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в период с 19 августа 1993 г. по 30 августа 2005 г. Уволен в связи с выслугой лет, дающей право на получение пенсии. С 1994 года Игнатов В.А. совместно с членами семьи состоял в очереди на улучшение жилищных условий по месту службы в соответствии с положениями ст. 31 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки на очередь. 08 мая 2009 г. Игнатов В.А. умер. Решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-10 от 09.09.2009 г. Игнатов В.А. исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи со смертью (протокол заседания комиссии №). О данном решении истица узнала только 25.12.2010г. 04.02.2011 г. ответчик в письме разъяснил, что Игнатов исключен из списков очередников на улучшение жилищных условий в связи со смертью, так как состоял на учете один, а право на получение государственного жилищного сертификата имеют только члены семьи сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения службы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08 мая 2009 г. № 408 «О внесении изменений в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года». Полагает, что за ней и ее детьми должно сохраняться право дальнейшего пребывания на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до предоставления жилого помещения на тех же условиях и основаниях, которые имели место на момент смерти Игнатова В.А. Решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-10 (протокол № от 09.09.2009 г.) является незаконным, поскольку неправильно применены положения Постановления Правительства № 408 от 08 мая 2009 г. при решении вопроса об исключении пенсионера УИС из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи со смертью, а также не разрешен вопрос о членах семьи умершего в отношении их прав состоять на очереди. После смерти Игнатова В.А. у него родилась дочь Виктория 07 февраля 2010 г., которая также подлежит включению в список на улучшение жилищных условий в состав семьи. Судом постановлено вышеназванное решение. В кассационной жалобе ФКУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование указано, что в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утв. Постановлением Правительства от 21.03.2006 № 153 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 681, от 10.04.2008 N 257, от 08.05.2009 N 408, от 21.12.2009 N 1040), право на участие в подпрограмме предоставлено членам семей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения службы, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Отсутствует факт снятия с учета Игнатовой Е.В. и членов ее семьи, как и отсутствует факт постановки ее и членов ее семьи на учет. Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с п. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по следующим основаниям. В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Согласно ст. 40 Конституции каждый имеет право на жилище. В соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004г. № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Как видно из материалов дела, с 19 августа 1993 года Игнатов В.А. приказом ИК-10 и СР УВД Саратовской области от 25.08.1993 года № лс был принят на службу в Исправительную колонию № 10 ГУФСИН России по Саратовской области. Приказом № от 30.08.2005 г. Игнатов В.А. был уволен из органов уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. « в» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Как видно из материалов дела, с 16.04.1988 года Игнатов В.А. состоял в зарегистрированном браке с Игнатовой Е.В., от совместного брака они имели детей Игнатова И. 03.07.1996 года рождения и Игнатова В. 18.08.1998 года рождения. Судом было установлено, что Игнатов В.А. проживал в <адрес> общей площадью 33,8 кв.м., состоящей из двух комнат, нанимателем которой является его мать И.Н.С. После вступления брак с Игнатовой Е.В., последняя была вселена и зарегистрирована в данном жилом помещении, также, по мере рождения детей, те регистрировались в данной квартире (л.д.). 09.07.1994 года Игнатов В.А. подал рапорт о постановке на очередь на получение жилья (л.д.), был составлен акт проверки жилищных условий с указанием состава семьи. На основании решения исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов № от 14.10.1987 г. жилой <адрес> слободка признан в соответствии с актом обследования не пригодным для проживания в связи с ветхим состоянием, не отвечающим санитарным требованиям. В 2001 г. семье Игнатова В.А. разрешено в соответствии с решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района временное проживание в квартире соседнего <адрес> слободка, которая освободилась после отселения, без открытия лицевого счета и регистрации, поскольку данный дом также являлся ветхим и признан непригодным для проживания. Как следует из книги № г. регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения по ИК-10, заведенной 15.01.1981 года, Игнатов В.А. был поставлен на учет под № 5 на основании заявления от 09.07.1994 года, в 2009 г. он уже стоял на очереди под № 2 с составом семьи 6 человек (л.д.). Согласно свидетельства о смерти серии № от 11.05.2009 года Игнатов В.А. умер 08.05.2009 г. (л.д.). Как следует из свидетельства о рождении серии № от 17.02.2010 года, после смерти Игнатова В.А. родился его третий ребенок - дочь Игнатова В., 07.02.2010 года рождения (л.д.). Как следует из материалов дела, на основании решения жилищной комиссии от 09.09.2009 года (протокол №) Игнатов В.А. был исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи со смертью на основании положений постановления Правительства № 408 от 08 мая 2009 г. Суд обоснованно пришел к выводу о том, что Игнатов В.А. был поставлен на учет с составом семьи 5 человек, а не один, вопрос о составе семьи напрямую связан с размером жилой площади, которая должна представляться, а, следовательно, при постановке на учет и при предоставлении жилого помещения жилищная комиссия в обязательном порядке должна была проверить состав семьи у лица, претендующего на получение жилья. Судом установлено, что при подаче рапорта о постановке на учет Игнатов В.А. к нему прикладывал все необходимые документы о составе семьи, которые имеются в учетом деле, по мере изменения состава семьи, он дополнительно представлял необходимые документы. Кроме того, в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в ней также содержатся соответствующие сведения. В соответствии со ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 года №1549-О-П, положения части 2 статьи 6 в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года, принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. В связи с этим суд пришел к правильному выводу о том, что Игнатов В.А. с составом семьи на момент увольнения 5 человек и после увольнения обладал правом состоять на очереди на улучшение жилищных условий, а после его смерти в этой очереди обладают правом состоять его члены семьи в том составе, который будет определен на момент предоставления квартиры. Как правильно указал суд первой инстанции, с момента постановки на учет семьи Игнатова В.А. в 1994 г. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и до момента необоснованного снятия с учета в качестве нуждающихся в получении жилья в 2009 г., семья Игнатовых состояла на очереди 15 лет и именно со стороны ответчика не были выполнены обязательства, предусмотренные вышеназванными нормативными документами по обеспечению Игнатова жилым помещением сначала как сотрудника уголовно-исполнительной системы, а затем и при увольнении на пенсию. При этом, не было разъяснено Игнатову В.А. право на получение жилищного сертификата, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (ред. от 21.12.2009) «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»). Доводы кассационной жалобы о том, что Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденные Постановлением Правительства от 21.03.2006 (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.05.2009 N 408) предусматривают право на участие в подпрограмме только членов семей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения службы, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, не может быть принята во внимание, поскольку эти изменения, принятые 8 мая 2009 г. постановлением Правительства РФ № 408 «О внесении изменений в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», вступили в силу только 28.05.2009 года, то есть после смерти Игнатова В.А., и не могут распространяться на правоотношения, возникшие в 1994 году, то есть до принятии данного нормативного акта. Более того, в силу ст. 35 ФЗ «Об органах исполнения наказаний» от 21.07.1993 года, Указа Президента РФ от 28.06.1999 года №825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений», Указа Президента РФ от 2.10.1992 года №1153 «О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей», действие которого Указами Президента РФ от 08.10.1997 года №1100 и от 09.03.2004 года №314 было распространено на сотрудников уголовно-исполнительной системы, последние имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры, а при увольнении им должна была быть оказана финансовая помощь по оплате кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Однако, Игнатов ни в период прохождения службы, ни при увольнении не был обеспечен жильем в соответствие с законом. На основании вышеизложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что решение от 09.09.2009 г. жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-10 (протокол №) нарушает конституционные жилищные права истцов, поскольку применение к спорным правоотношениям положений Постановления Правительства № 408 от 08.05.2009 г. является незаконным в силу вышеуказанных нормативных актов, так как им регулируется отношения по участию в подпрограмме и распространяться оно может лишь на правоотношения, возникшие с момента принятия данного постановления. Следовательно, за членами семьи Игнатова В.А. должно сохраняться право дальнейшего пребывания на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до предоставления жилого помещения на тех же условиях и основаниях, которые имели место на момент смерти Игнатова В.А. После смерти Игнатова В.А. у него родилась дочь Виктория 07 февраля 2010г., которая также подлежит включению в список на улучшение жилищных условий в состав семьи, поскольку при предоставлении жилого помещения состав семьи выясняется именно на этот момент, а, следовательно, родившийся ребенок также должен быть включен на улучшение жилищных условий. Довод кассационной жалобы о том, что истицей не доказан факт отцовства Игнатовой В.В., 2010 года рождения за Игнатовым В.А. являются необоснованными, так как, в материалах дела имеется копия свидетельства о рождении Игнатовой В.В., из которого следует, что ее отцом является Игнатов В.А. Доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ответчик ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих возражений на исковые требования, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается. Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Ленинского районного суда г. Саратова от 04 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Судьи