33-633/2012 07.02.2012



Судья: Масалов А.А. Дело № 33-633

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 февраля 2012 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Шмаленко Т.А.

судей Кириной Л.А., Кучминой А.А.

при секретаре Тишкине Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам УФСИН России по Саратовской области и ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области на решение Кировского районного суда города Саратова от 14 декабря 2011 года, которым признано за Гизатовым Р.Ф. право на получение государственного жилищного сертификата в связи с увольнением со службы из уголовно-исполнительной системы по организационно-штатным мероприятиям.

Суд обязал Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области предоставить Гизатову Р.Ф. в рамках Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 года», жилищный сертификат для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения на состав семьи из четырёх человек, общей площадью не менее 72 кв.метров за счёт средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей.

Заслушав доклад судьи Шмаленко Т.А., объяснения представителя УФСИН России по Саратовской области – Максимовой К.В., представителя ФКУ «Исправительная колония № 33» ГУФСИН России по Саратовской области – Комиссаренко Е.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения Гизатова Р.Ф., его представителя – Сапрыкиной Е.М., возражавших против доводов кассационной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Гизатов Р.Ф. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области; третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - ФКУ «Исправительная колония № 33» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области, о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с увольнением со службы из уголовно-исполнительной системы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Требования мотивировал тем, что с 1 марта 1985 года по 20 сентября 2010 года он проходил службу на должностях среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе РФ. 20 сентября 2010 года приказом УФСИН России по Саратовской области № 665-ЛС от 15 сентября 2010 года уволен по статье 58 пункт «е» «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» в звании полковника внутренней службы в отставке (в связи с сокращением штатов). Выслуга лет составляет 25 лет 6 месяцев 19 дней. Во время прохождения службы в учреждении УШ-382/33 УИН Минюста России по Саратовской области решением жилищно-бытовой комиссии от 30 декабря 1991 года истец был включен в список на предоставление жилья под порядковым № 9. Решением жилищно-бытовой комиссии 27 марта 2003 года № 3 был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий на состав семьи из 4 человек. Как на момент постановки на учет так и в настоящее время Гизатов Р.Ф. с семьей проживает в 1-комнатной квартире общей площадью 33 кв.метров. Полагал, что имеет право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Из письма УФСИН от 4.07.2011 года о направлении на его запрос документов, Гизатову Р.Ф. стало известно, что он выбыл из очереди по причине перевода в Управление организации торговли, производства и поставок при ГУИН. Личное учетное дело истца направлено в указанную организацию 12 января 2004 года. Однако, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по новому месту службы поставлен не был. Данные действия (бездействия) Гизатов Р.Ф. считал незаконными, поскольку до настоящего времени ни он, ни члены его семьи не имеют в собственности жилых помещений, и проживают на условиях социального найма в квартире по вышеуказанному адресу, о снятии с жилищного учета при откомандировании из ИК-33 не знал. Просил обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области предоставить в порядке очередности, в рамках Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 года», жилищный сертификат для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения на состав семьи из четырёх человек, общей площадью не менее 72 кв.м, за счёт средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей.

Рассмотрев спор, суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе УФСИН России по Саратовской области просит отменить решение суда. В обоснование указывает, что УФСИН России по Саратовской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу и у него отсутствуют основания выдачи Гизатову Р.Ф. жилищного сертификата для получения выплаты на приобретение жилого помещения в рамках Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы».

В кассационной жалобе ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области также просит решение суда отменить. В обоснование указывает аналогичные доводы, приведенные в кассационной жалобе УФСИН России по Саратовской области.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 347 ГПК РФ (в редакции до 1.01.2012 года), судебная коллегия считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 1 марта 1985 года по 20 сентября 2010 года Гизатов Р.Ф. проходил службу на должностях среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе РФ. Приказом Федеральной службы исполнения наказаний № 730-лс от 2.09.2010 года, а затем приказом УФСИН России по Саратовской области № 665-лс от 15 сентября 2010 года Гизатов Р.Ф. был уволен со службы по статье 58 пункт «е» Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в звании полковника внутренней службы (в связи с сокращением штатов) 20.09.2010 года. Выслуга лет истца составляла 25 лет 6 месяцев 19 дней. Данные обстоятельства подтверждаются также копией трудовой книжки (л.д. 14-16).

Во время прохождения службы в учреждении УШ-382/33 УИН Минюста России по Саратовской области решением жилищно-бытовой комиссии от 30 декабря 1991 ода Гизатов Р.Ф. был включен в список на предоставление жилья под № 9. Решением жилищно-бытовой комиссии № 3 от 27 марта 2003 года он был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий на семью из 4 человек: его, жены и двоих детей. На момент постановки на учет, Гизатов Р.Ф. занимал и в настоящее время занимает жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью 33,0 кв.м, в том числе жилой площадью 17,9 кв.м (л.д. 19-21, 22).

Также было установлено, что в связи с переводом на новое место службы в Управление организации торговли производства и поставок продовольствия Главного Управления исполнения наказаний Минюста России в 2004 году учетное (жилищное) дело Гизатова Р.Ф. было передано по месту новой службы.

Данное обстоятельство подтверждено объяснениями представителей ответчиков, ксерокопией журнала учета с записью о передаче дела.

На момент постановки Гизатова Р.Ф. на учет, как сотрудника, нуждающегося в улучшении жилищных условий, он проходил службу в звании подполковника внутренней службы на должности заместителя начальника ИК УШ-382/33 Управления исполнения наказаний Министерства Юстиции Российской Федерации по Саратовской области. В дальнейшем, на основании приказа начальника Управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Саратовской области № 18 л/с от 14 января 2004 года, Гизатов Р.Ф. был освобожден от должности заместителя начальника исправительной колонии № 33 по тылу и откомандирован в распоряжение начальника Управления организации торговли производства и поставок продовольствия Главного Управления исполнения наказаний Минюста России (л.д. 92).

В соответствии с п. 20 «Порядка признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года, подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию.

Как верно указал суд первой инстанции и это следует из материалов дела, Гизатов Р.Ф. не состоял в непосредственных трудовых (служебных) отношениях с теми структурными подразделениями Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, в которых он проходил службу, и данные структурные подразделения не являлись для истца непосредственными работодателями. Контракт на прохождение службы в органах уголовно-исполнительной системы был заключен с Федеральной службой исполнения наказаний в лице руководителей различных учреждений, входящих в структуру указанной Службы.

Данные обстоятельства подтверждаются и Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Министерства Юстиции РФ № 56 от 15 февраля 2010 года.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшей на момент признания Гизатова Р.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных условий в марте 2003 года, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, кроме указанных в этой статье случаев оставления на учете.

Указом Президента РФ № 825 от 28 июня 1999 года «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений» установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем сотрудников увольняемых и уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, были утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2002 - 2010 годы.

Указанными Правилами, установившими порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации вышеназванной подпрограммы, были определены категории граждан, которые наделялись правом на участие в подпрограмме.

Так, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил, право на участие в подпрограмме было представлено признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащимся за счет средств федерального бюджета и увольняемым со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Поэтому судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Гизатов Р.Ф. имеет право на получение государственного жилищного сертификата в связи с увольнением со службы из уголовно-исполнительной системы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Довод кассационной жалобы о том, что УФСИН России по Саратовской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу и у него отсутствуют основания выдачи Гизатову Р.Ф. жилищного сертификата для получения выплаты на приобретение жилого помещения в рамках Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», не может служить основанием для отмены решения.

Согласно пункту 13 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 4 июня 2007 г. N 287, для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного территориальному органу УИС, в 10-дневный срок на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год.

Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Пункт 14 Инструкции устанавливает, что список, утвержденный начальником подразделения и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляются в территориальный орган УИС.

В силу пункта 15 на основании представленных списков граждан - участников подпрограммы соответствующими службами территориального органа, образовательного учреждения (в том числе филиала образовательного учреждения) УИС в 10-дневный срок рассматриваются представленные списки, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников подпрограммы в указанные списки.

При этом сведения, послужившие основанием для признания гражданина участником подпрограммы, подлежат уточнению с истребованием в случае необходимости от учреждения (органа) УИС, в котором гражданин состоит на жилищном учете, дополнительных документов.

По результатам рассмотрения принимается решение о включении граждан в состав участников подпрограммы по территориальному органу, образовательному учреждению УИС, о чем делается соответствующая выписка из протокола органа по учету и распределению жилья, утвержденная начальником территориального органа, образовательного учреждения УИС и заверенная оттиском мастичной печати, и организуется работа по составлению сводного списка (п.16 Инструкции).

Выдача ГЖС производится в порядке, предусмотренном пунктами 19,20,21,23 Инструкции и при непосредственном участии представителя территориального органа ФСИН России.

Таким образом, материалами дела установлено, что истец был поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения 30.12.1991 года, данный факт подтвержден также протоколом заседания ЖБК от 27.03.2003 года об утверждении списка нуждающихся, согласно которого очередность Гизатова Р.Ф. установлена под № 9, перемещение по службе имело место путем издания приказа об откомандировании Гизатова Р.Ф. в распоряжение начальника Управления организации торговли, производства и поставок продовольствия ГУИН по Саратовской области, продолжал службу до увольнения в системе УИН Саратовской области федеральной службы исполнения наказаний.

Гизатов Р.Ф. являлся нуждающимся в жилом помещении и продолжает им оставаться после увольнения со службы, оснований для снятия с учета нуждающихся по территориальному управлению исполнения наказаний в Саратовской области, на которое возложена обязанность в соответствии с вышеприведенными нормативными актами по осуществлению учета лиц - участников подпрограммы, не имелось.

Из пояснений Гизатова Р.Ф. в заседании судебной коллегии следует, что при увольнении со службы в сентябре 2010 года им ставился вопрос об обеспечении ГЖС перед председателем ЖБК Управления, на его обращение было рекомендовано разрешить данный вопрос в судебном порядке, после чего, в июне 2011 года адвокатом был сделан письменный запрос о предоставлении документов о его состоянии на жилищном учете, и после получения сведений об отсутствии данных о нахождении на учете, он обратился в суд с настоящим иском.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ответчиком по данному делу является Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, как территориальный орган УИС, которое исполняет соответствующие функции федеральной службы исполнения наказаний по обеспечению выдачи сертификатов лицам- сотрудникам системы ФСИН России, признанным нуждающимися в жилом помещении в установленном порядке.

Принимая во внимание нуждаемость истца в жилом помещении, установленную с декабря 1991 года и существующую до настоящего времени, отсутствие доказательств снятия с жилищного учета по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, обращение Гизатова Р.Ф. по вопросам обеспечения государственным жилищным сертификатом при увольнении со службы и после него, судебная коллегия считает, что не обращение Гизатова Р.Ф. с письменным заявлением (рапортом) об обеспечении ГЖС до увольнения со службы, не может являться основанием для лишения его установленного законом права на получение социальной поддержки на приобретение жилого помещения в той форме, которая установлена законом для данной категории граждан

По мнению коллегии, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для их выяснения, установления прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют выясненным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.

С учетом изложенного, оснований, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда, не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 ГПК РФ (в редакции до 1.01.2012 года), судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда г.Саратова от 14 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы УФСИН России по Саратовской области и ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи