№33-5210/11 от 29.09.2011 г. – отменено решение суда о включении в выслугу лет в льготном исчислении периода военной службы по призыву



Судья Ульянкин Д.В. Дело № 33-5210/2011

кассационное определение

29 сентября 2011 года г.Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.,

судей Михайлова В.Е. и Анатийчук О.М.,

при секретаре Гончаровой Н.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Савченко Ю.А. к Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования Саратовский юридический институт МВД России, Главному управлению внутренних дел по Саратовской области о включении в стаж государственной службы периода службы по призыву в льготном исчислении,

по кассационным жалобам Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования Саратовский юридический институт Министерства внутренних дел России, Главного управления внутренних дел по Саратовской области на решение Кировского районного суда г.Саратова от 08 августа 2011 года, которым постановлено:

Исковое заявление Савченко Ю.А. к Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования Саратовский юридический институт МВД России, Главному управлению внутренних дел по Саратовской области о включении в выслугу лет периода службы в льготном исчислении – удовлетворить частично.

Обязать Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования Саратовский юридический институт МВД России засчитать Савченко Ю.А. в выслугу лет период военной службы по призыву в период с 01 декабря 1994 года по 29 апреля 1995 года на территории Чеченской Республики в льготном исчислении, из расчета один месяц военной службы за три месяца.

Взыскать в равных долях с Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования Саратовский юридический институт МВД России, Главного управления внутренних дел по Саратовской области в пользу Савченко Ю.А. расходы на оплату услуг представителя в размере 8000 (восьми тысяч) рублей.

В остальной части исковые требования Савченко Ю.А. оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи областного суда Михайлова В.Е., объяснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области Головко Т.А., действующей по доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, истца Савченко Ю.А. и его представителя – адвоката Кирюхиной И.П., действующей по ордеру № 369 от 29.09.2011 г., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия

установила:

Савченко Ю.А. обратился в суд с исковыми требованиями, уточнёнными в ходе рассмотрения дела, к Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования Саратовский юридический институт МВД России (далее – СЮИ МВД России) о включении в выслугу лет в льготном исчислении периода военной службы по призыву и взыскании расходов на оплату услуг представителя. В обоснование заявленных требований указал, что является сотрудником органов внутренних дел, уведомлением от 28.02.2011 г. он был поставлен в известность о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по сокращению штатов. Согласно справке СЮИ МВД России от 23.05.2011 г. №5/190 время прохождения им срочной военной службы на территории Чеченской Республики с 30.11.1994 г. по 29.04.1995 г. зачтено в выслугу лет в календарном исчислении, поскольку в соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. №941 данный период службы не подлежит зачёту в выслугу лет в льготном исчислении. С указанным исчислением выслуги лет не согласен, полагал, что в соответствии с Законом РФ от 21.01.1993 г. №4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и Федеральным законом от 16.05.995 г. №75-ФЗ "О распространении действия Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" льготное исчисление выслуги лет распространено на лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике. В данном случае период прохождения им срочной военной службы подлежал зачёту в выслугу лет в льготном исчислении из расчёта один месяц военной службы за три месяца, поскольку Правительством РФ вся территория Чеченской Республики с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. была объявлена зоной вооруженного конфликта и сам факт прохождения военной службы на территории данного субъекта РФ в указанный период времени даёт основание на льготное исчисление выслуги лет.

Определением Кировского районного суда г.Саратова от 27.06.2011 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление внутренних дел по Саратовской области (далее – ГУВД по Саратовской области).

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационных жалобах СЮИ МВД России, ГУВД по Саратовской области просят об отмене состоявшегося решения и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам по делу, в обоснование чего приводятся доводы, изложенные в возражениях на исковые требования. Указано, что Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. №941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" не предусмотрено включение в выслугу лет в льготной исчислении времени прохождение военной службы по призыву в Чеченской Республике в указанный истцом период.

В возражении на кассационную жалобу Савченко Ю.А. полагает, что судом при вынесении решения правильно установлены обстоятельства дела и применены нормы материального права, считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст.347 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Савченко Ю.А. в настоящее время проходит службу в органах внутренних дел в СЮИ МВД России, а в период с 30.11.1994 г. по 29.04.1995 г. проходил срочную военную службу на территории Чеченской Республики. Из приказа командира войсковой части 74507 от 29.04.1995 г. №103 следует, что в указанный период Савченко Ю.А. выполнял специальные задачи на территории Чеченской Республики.

В силу ч.2 ст.2 Закона РФ от 21.01.1993г. №4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в соответствии с ч.2 ст.18 которого время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачёту в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в ст.1 этого Закона.

При этом ст.1 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 не содержит указания на распространение действия данного Закона на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.

Порядок льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии определён постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993г. №941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", пунктом 5 которого предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее – срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачёту в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлечённых к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Таким образом, всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачёту в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачёту в выслугу лет на льготных условиях, к которым, по смыслу ч.2 ст.2 Закона РФ от 21.01.1993г. №4328-I, относится период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического участия в контртеррористических операциях, а не весь период прохождения военной службы по призыву на территории Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву на территории Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения, в перечне случаев льготного исчисления выслуги лет отсутствуют, в связи с чем такая служба не может быть зачтена на льготных условиях в выслугу лет.

В соответствии с приказом Министра внутренних дел РФ от 22.12.1993г. №73, действовавшим до 09.04.2003г., военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывалась в выслугу лет (трудовой стаж) один месяц службы за три месяца.

В силу приказа Министра обороны РФ от 04.01.1996г. №9 военнослужащим, указанным в подп."б"п.1 приказа, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чём издаются приказы соответствующих командиров (начальников). В подп."б"п.1 данного приказа установлено, что гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения в составе воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, а также на кораблях, в управлениях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся (направленных) на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств – республик бывшего Союза ССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями).

Данный приказ не может служить основанием для включения в выслугу лет и трудовой стаж всего периода прохождения военной службы по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в льготном исчислении, поскольку не содержит указания на категории военнослужащих, проходивших военную службу по контракту или по призыву.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что периоды военной службы по призыву не могут быть зачтены в выслугу лет в льготном исчислении, кроме периодов фактического участия в контртеррористических операциях, подтверждённых в установленном законом порядке.

Согласно письма ВрИО командира войсковой части 74507 от 25.07.2011 г. №8/2163 какие-либо приказы о направлении Савченко Ю.А. в условиях боевых действий в период с 30.11.1994 г. по 29.04.1995 г. на территории Чеченской Республики, помимо приказов №288 от 30.11.1994 г. и №103 от 29.04.1995 г. отсутствуют, журналы регистрации участия в боевых действиях конкретных лиц не велись.

Между тем, упомянутые приказы №288 от 30.11.1994 г. (л.д.25) и №103 от 29.04.1995 г. (л.д.24) фактического участия Савченко Ю.А. в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики не подтверждают.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о включении Савченко Ю.А. в выслугу лет периода военной службы по призыву с 01.12.1994 г. по 29.04.1995 г. на территории Чеченской Республики в льготном исчислении из расчёта один месяц военной службы за три месяца являются необоснованными, поскольку противоречат действующему законодательству, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене. Соответственно неправомерно и взыскание в его пользу расходов на оплату услуг представителя.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, но допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия считает необходимым отменить обжалуемое решение в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г.Саратова от 08 августа 2011 года в части возложения на Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования Саратовский юридический институт МВД России обязанности засчитать Савченко Ю.А. в выслугу лет период военной службы по призыву в период с 01 декабря 1994 года по 29 апреля 1995 года на территории Чеченской Республики в льготном исчислении из расчёта один месяц военной службы за три месяца и взыскания в равных долях с Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования Саратовский юридический институт МВД России, Главного управления внутренних дел по Саратовской области в пользу Савченко Ю.А. расходов на оплату услуг представителя в размере 8000 (восьми тысяч) рублей отменить и вынести новое решение: в иске Савченко Ю.А. к Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования Саратовский юридический институт МВД России, Главному управлению внутренних дел по Саратовской области о включении в выслугу лет в льготном исчислении периода военной службы по призыву в период с 01 декабря 1994 года по 29 апреля 1995 года на территории Чеченской Республики и взыскании расходов на оплату услуг представителя отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи