22 сентября 2011 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Коршунова Р.В., судей Бартенева Ю.И. и Михайлова В.Е., при секретаре Ребневой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области (далее УФМС) на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 10 августа 2011 года, которым постановлено: "Признать незаконным бездействие должностных лиц отдела УФМС в Ленинском районе г. Саратова по отказу в принятии к рассмотрению заявления о регистрации Богомолова Д.Г. по месту жительства. Обязать отдел УФМС в Ленинском районе г. Саратова в установленном порядке принять решение по заявлению Богомолова Д.Г. о регистрации по месту жительства", заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителя УФМС Рябчикова А.М. по доверенности от 19.08.2011 года, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, установила: Богомолов Д.Г. обратился в суд с заявлением, указав, что 17.06.2011 года он сдал в жилищный отдел Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (далее АТСЖ) заявление о регистрации по месту жительства его родителей в принадлежащей им на праве общей долевой собственности квартире Х д. Х по ул. ХХ г. Х, приложив к нему необходимый пакет документов. Однако, 24.06.2011 года заявление с приложенными документами было возвращено ему АТСЖ со ссылкой на то, что уполномоченный сотрудник отдела УФМС в Ленинском районе г. Саратова (далее ОУФМС) К. отказалась принять указанные документы, поскольку к ним не было приложено заявление собственников квартиры, в которой был намерен зарегистрироваться Богомолов Д.Г. В связи с этим заявитель с учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконным бездействие должностных лиц ОУФМС, выразившееся в непринятии решения по его заявлению о регистрации, обязать ОУФМС принять решение по его регистрации по месту жительства (л.д. 110). Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение. В кассационной жалобе УФМС просит отменить решение суда и вынести новое решение, которым в удовлетворении заявления Богомолова Д.Г. отказать. В качестве оснований к отмене решения ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что как такового отказа в регистрации по месту жительства со стороны ОУФМС не было, в данном случае имел место отказ в приеме документов в связи с непредставлением Богомоловым Д.Г. документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством основанием для вселения в жилое помещение, а именно: заявления от собственников этого жилого помещения. Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Судом при разрешении данного дела правильно применены нормы материального права. Так, Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (части первая, четвертая статьи 3). Вопросу регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства специально посвящена статья 6 Закона, согласно которой гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию. Процедура регистрации и снятие с регистрации граждан Российской Федерации регламентируется Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (далее Правила), а также приказом ФМС России № 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее Регламент). Пунктом 16 Правил предусмотрено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. Согласно Регламенту регистрационный учет осуществляется территориальными органами через их структурные подразделения (п. 4); должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются, в том числе, должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда (п. 6); должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7); гражданин, изменивший место жительства, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обращается с заявлением о регистрации по месту жительства по установленной Регламентом форме к должностным лицам, ответственным за регистрацию (п. 9); днем поступления документов считается день подачи всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Законом, Правилами и Регламентом (п. 14); для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к Регламенту); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов (п. 17); граждане, представившие в структурные подразделения территориальных органов документы для осуществления регистрационного учета, информируются сотрудниками о сроках рассмотрения, оформления и возврата им представленных документов, а в случае сокращения сроков - по указанному в заявлении о регистрации телефону и/или по электронной почте (п. 34); должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (приложение N 9 к Регламенту), поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 10 к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (приложение N 11 к Регламенту), адресные листки прибытия по форме N 2 (приложение N 2 к Регламенту), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (приложение N 12 к Регламенту) - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению (п. 56); заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к Регламенту), документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57); уполномоченные должностные лица органа регистрационного учета при рассмотрении представленных должностными лицами, ответственными за регистрацию, документов в 3-дневный срок: проверяют правильность и полноту заполнения адресных листков прибытия по форме N 2 (приложение N 2 к Регламенту), листков статистического учета по форме N 12П и по форме N 12В (приложение N 12 к Регламенту) и соответствие записей в них, а также в карточках регистрации по форме N 9 (приложение N 9 к Регламенту), в поквартирных карточках по форме N 10 (приложение N 10 к Регламенту) или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 (приложение N 11 к Регламенту) сведениям, указанным в представленных на регистрацию граждан документах, предусмотренных пунктом 17 Регламента; производят запись о принятом решении в графе "принятое решение" заявлений по форме N 6 (приложение N 6 к Регламенту). При этом указываются основания регистрации со ссылкой на соответствующие пункты (подпункты) Правил или иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации. О принятом решении гражданин предварительно информируется по телефону (при его наличии); в паспортах граждан, зарегистрированных по месту жительства и не снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, одновременно проставляется оттиск штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства и оттиск штампа о регистрации по месту жительства (п. 62). Из содержания вышеприведенных норм права следует, что уполномоченные должностные лица органа регистрационного учета не вправе отказать в принятии документов на регистрацию по каким-либо основаниям без принятия конкретного решения по заявлению о регистрации. Материалами дела установлено, что 17.06.2011 года Богомолов Д.Г. сдал в жилищный отдел АТСЖ заявление о регистрации по месту жительства его родителей в принадлежащей им на праве общей долевой собственности квартире Х д. Х по ул. Х г. Х по форме № 6, приложив к нему копию паспорта, листок убытия и копии свидетельств о праве собственности его родителей на данную квартиру. 22.06.2011 года указанные документы должностным лицом АТСЖ были представлены в ОУФМС. Должностным лицом ОУФМС вышеназванные документы приняты не были и возвращены должностному лицу АТСЖ в связи с тем, что к ним не было приложено заявление собственников квартиры, в которой был намерен зарегистрироваться Богомолов Д.Г., что подтверждается показаниями свидетеля Б. (л.д. 99 оборот – 100), запиской инспектора ОУФМС К. (л.д. 111). С учетом вышеизложенного суд пришел к обоснованному выводу о незаконности действий ОУФМС по отказу в принятии к рассмотрению заявления Богомолова Д.Г. о регистрации по месту жительства и обязал ОУФМС в установленном порядке принять решение по заявлению Богомолова Д.Г. о регистрации по месту жительства, не предопределяя существа этого решения. Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты. Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется. Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Ленинского районного суда г. Саратова от 10 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области – без удовлетворения. Председательствующий Судьи