Судья Агаркова С.Н. Дело № 33-5334 05 октября 2011 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Грибалевой М.Н. судей Бугаевой Е.М., Игнатьева А.В. при секретаре Сугробовой К.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. гражданское дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Волжского районного суда г. Саратова от 16 августа 2011 года, которым частично удовлетворены исковые требования Рыжовой А.Г. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения. Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя истца Рыжовой А.Г. – Курмангалиевой А.Н. (доверенность № 64 АА 0257816 от 30.06.2011 г.), просившей решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия установила: Рыжова А.Г. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении вне очереди жилого помещения с учетом дополнительной жилой площади, на которую она имеет право как инвалид, страдающий тяжелой формой заболевания, входящим в перечень тяжелых хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. В обоснование указала, что ее семья в составе трех человек: супруг Рыжов А.Н., дочь Петрова А.С. признана малоимущей. Распоряжением администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» от 25 июня 2010 года № она принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма. Она и ее старшая дочь Петрова А.С. зарегистрированы в квартире ее матери по адресу: <адрес>, которая состоит из трех комнат общей площадью 58,2 кв.м. В данной квартире зарегистрированы: она, ее дочь, родители, брат и племянник. Ее супруг с младшей дочерью зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес>. Имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Однако, до настоящего времени ей и ее семье, состоящей из четырех человек (она, супруг, две несовершеннолетние дочери) жилое помещение не предоставлено. Просит обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить ей на семью из четырех человек благоустроенное жилое помещение в г. Саратове, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, по 16 кв.м. на каждого человека. Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение. В кассационной жалобе администрации МО «Город Саратов» ставится вопрос об отмене судебного решения и вынесении нового решения, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что в соответствии с пп. «г» п. 1.1. ч.1 ст. 1 и п. 8 ч. 1 ст. 1 закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», жилые помещения по договору социального найма инвалидам и гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности (указанный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378 (далее - Перечень), предоставляются не из муниципального, а из государственного жилищного фонда области. В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 25 февраля 2011 года № Рыжова А.Г. на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области не состоит. В настоящее время на учете в администрации в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят около 2000 граждан, признанных малоимущими, обжалуемым решением нарушены их права на жилище и равенство прав и свобод, поскольку внеочередное предоставление Рыжовой А.Г. жилого помещения за счет средств МО «Город Саратов» повлечет задержку в своевременной реализации прав указанных лиц. Судом было установлено, что Рыжова А.Г. была признана малоимущей и поставлена на учет с составом семьи из трех человек, тем не менее, на ответчика была возложена обязанность предоставить жилое помещение исходя из состава семьи четырех человек. Граждане, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Кодекса перечне, обладают правом внеочередного предоставления жилого помещения, однако исходя из смысла п. 4 ч. 1 ст. 51 Кодекса и Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378 совместное проживание Рыжовой А.Г. с остальными членами ее семьи невозможно, поскольку ее заболевание угрожает жизни и здоровью остальных членов ее семьи, в связи с чем Рыжова А.Г., как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, в соответствии с действующим законодательством, имеет право на предоставление ей из государственного жилищного фонда области жилого помещения исходя из норм предоставления одиноко проживающему гражданину, т.е. 30 кв.м. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе в соответствии с п. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с положениями статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленныхчастью 2настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1статьи 51настоящего Кодекса перечне п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В соответствии с п. 4 ч. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.Переченьсоответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 1 и 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Как следует из справки управляющей компании ООО «С.», Рыжова А.Г. вместе с дочерью Петровой А.С., <дата>, зарегистрированы в 3-х комнатной <адрес>, также в указанной квартире зарегистрированы родители истца – К.К. и Т.К., ее брат – А.Е. и племянник – Е.Т. (л.д.). Указанная квартира, согласно свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество серии № от 23.03.1999 года принадлежит на праве собственности родителям истицы К.К. и Т.К. (л.д.). Согласно справке администрации муниципального образования Красный Текстильщик Саратовского муниципального района № от 13.10.2010 года супруг истца Рыжов А.Н. является нанимателем квартиры по адресу: <адрес> (общежитие), состоящей из 2-х комнат, общей площадью 45,6 кв.м. Вместе с ним в указанной квартире зарегистрированы и проживают дочь Рыжова В.А., <дата>, брат и племянник (л.д.). Как следует из акта материально-бытового обследования от 14.07.2008 года, Рыжов А.Н. и члены его семьи: супруга и две дочери, в собственности и по договору социального найма жилых помещений не имеют, в квартире по адресу: <адрес> не проживают ввиду неудовлетворительного состояния жилого помещения, а в <адрес> нет возможности проживать из-за малого метража жилой площади (л.д.). Отсутствие иного жилья у семьи Рыжовой А.Г. также подтверждается сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (<адрес>). Распоряжением администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» от 25.06.2010 года № семья Рыжовой А.Г. в составе семьи 3 человека: Рыжова А.Г., супруг Рыжов А.Н., дочь Петрова А.С., была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилого фонда по договору социального найма в соответствии с положениями ч. 2 ст. 49, ст. 52 ЖК РФ (л.д.), что указывает на признание такой семьи малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилого фонда. С учетом оцененных в соответствии со ст. 67 ГПК РФ доказательств, судом первой инстанции было установлено, что семья Рыжовой А.Г. является малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилого фонда по договору социального найма. Рыжова А.Г. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Наличие у Рыжовой А.Г. указанного заболевания, дающего право на внеочередное предоставление жилого помещения подтверждается справкой о праве на жилищные льготы по состоянию здоровья № от 14.02.2011 года (л.д.), данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось. Кроме того, Рыжова А.Г. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой серия № от 07.06.2011 года (л.д.). 14.02.2011 года Рыжова А.Г. обратилась в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о предоставлении ей вне очереди благоустроенного жилого помещения на состав семьи из 4 человек по 16 кв.м. общей площадью на каждого члена семьи, находящегося в черте г. Саратова, к заявлению были приложены все необходимые документы (л.д.). Письмом администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» № от 25.02.2011 года Рыжовой А.Г. было разъяснено, что она находится на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (л.д.). Как было установлено судом, Рыжова А.Г. имеет состав семьи четыре человека: супруг Рыжов А.Н., несовершеннолетние дочери Петрова А.С. и Рыжова В.А. С учетом приведенных норм материального права, судом был сделан правильный вывод о том, что требования Рыжовой А.Г. о возложении обязанности на администрацию муниципального образования по предоставлению жилья по договору социального найма подлежат удовлетворению, при этом жилое помещение следует предоставить на семью Рыжовой из четырех человек. Доводы кассационной жалобы о том, что на учет в качестве нуждающихся была поставлена семья Рыжовой А.Г. из трех человек, а решением на администрацию МО «Город Саратов» была возложена обязанность по предоставлению жилого помещения семье Рыжовой А.Г., состоящей из четырех человек, судебная коллегия находит несостоятельными, так как судом было установлено, что у Рыжовой А.Г. двое несовершеннолетних детей и они также являются членами ее семьи в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Доводы кассационной жалобы относительно того, что права Рыжовой А.Г. не были нарушены, так как она не обращалась с соответствующим заявлением в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области о предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Саратовской области, а для предоставления ей жилого помещения из муниципального жилищного фонда оснований не имеется, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям. Данные доводы противоречат ст. ст. 49, 52 ЖК РФ, согласно которым обязанностью органов местного самоуправления является обеспечение жилой площадью лиц малоимущих, нуждающихся в жилых помещениях, к которым относится Рыжова А.Г. Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что к вопросам местного значения относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда. Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1), 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют в том числе полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованием. Как неоднократно указывал Конституционный суд РФ в своих решениях, реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства. Для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда субъекта РФ возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем, при условии признания таких граждан нуждающимся в улучшении жилищных условий и вне зависимости от их имущественного положения. Как указал в Определении от 12.04.2011 года №551-О Конституционный Суд РФ, поскольку Жилищный кодекс РФ, действующий на момент постановки на учет истицы и обращения с соответствующим заявлением о предоставлении вне очереди жилья, не предусматривает специального регулирования обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, те из них, которые были приняты на учет после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилья по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности. Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч.2 ст. 57 ЖК РФ, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Постановлением РФ Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет. Кроме того, в соответствии с п. 8 ч. 1.1 ст. 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимся в жилых помещениях, вставшим на учет до 1 января 2005 года, имеющим право на улучшение жилищных условий в том числе гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, при которой проживание совместно в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством РФ. Таким образом, исходя из вышеуказанных норм законодательства, Рыжова А.Г., являющаяся малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях, при этом страдающая тяжелой формой заболевания, входящим в перечень тяжелых хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, имеет право на получение жилого помещения из муниципального жилого фонда. Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений ЖК РФ, так как из ст. 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Согласно ч. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда (далее - норма предоставления) устанавливаются для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере: на семью из трех и более человек - по 16 кв. метров общей площади на каждого члена семьи. Аналогичные требования содержатся в решении Саратовской городской Думы от 27.10.2005 г. № 63-622 о нормах предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилого фонда. Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что Рыжовой А.Г. на состав семьи из четырех человек должно было быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 64 кв.м. Доводы кассационной жалобы относительно того, что Рыжова А.Г., как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, в соответствии с действующим законодательством, имеет право на предоставление ей из государственного жилищного фонда области жилого помещения исходя из норм предоставления одиноко проживающему гражданину, т.е. 30 кв.м., судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям. Как следует из правового содержания ст.ст. 51 и 57 ЖК РФ, предоставление вне очереди жилого помещения лицу, больному страдающему тяжелой формой заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, должно происходить с учетом наличия у такого больного членов его семьи, которое не предполагает предоставление жилого помещения исключительно такому больному без учета его членов семьи. Как установил суд, в квартире, принадлежащей родителям истицы, проживает ее брат, с которыми истица не ведет общего хозяйства. С учетом площади предоставляемого жилого помещения на семью Рыжовой, состоящей из 4-х человек (двое из которых являются ее несовершеннолетними детьми) по норме предоставления 16 кв.м. на человека, в силу ч. 1 ст. 58 ЖК РФ, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Рыжовой должно быть предоставлено жилое помещение, состоящее не менее, чем из двух жилых комнат, с учетом состояния здоровья истца, оснований для предоставления истцу дополнительной жилой площади не имеется. Доводы кассационной жалобы относительно того, что жилое помещение должно было быть представлено Рыжовой А.Г. только в порядке очередности с учетом наличия иных лиц, имеющих право на получение жилых помещений в порядке очередности, суд находит несостоятельными по следующим основаниям. Судом было установлено, что Рыжова А.Г. имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди в силу положений ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Предоставление жилых помещений по указанному основанию вне очереди не предполагает включения граждан в какую-либо очередь, это право не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди или в порядке очередности. Поэтому жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Таким образом, доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ответчик ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих возражений на исковые требования, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается. Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Волжского районного суда г. Саратова от 16 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Судьи