Судья: Слободская Т.Н. Дело №33- 5431 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 12 октября 2011 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Грибалевой М.Н. судей Кириной Л.А., Тришкиной М.А. при секретаре Галкиной А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Ягодиной А. П. к товариществу собственников жилья «Жилищник - 2002» (далее – ТСЖ «Жилищник - 2002») о признании незаконной корректировки за коммунальные услуги, по кассационной жалобе ТСЖ «Жилищник - 2002» на решение Заводского районного суда г. Саратова от 04 августа 2011 года. Заслушав доклад судьи Грибалевой М.Н., объяснения представителя ТСЖ «Жилищник - 2002» - Ереминой Н.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Ягодиной А.П., возражавшей против доводов кассационной жалобы и отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия установила: Ягодина А.П. обратилась в суд с иском к ТСЖ «Жилищник - 2002» о признании корректировки за коммунальные услуги незаконной, в котором просила признать незаконными корректировки за холодное водоснабжение за второй и третий кварталы 2010г. в общей сумме *** руб. ** коп., начисленные по адресу: г. Саратов, в обоснование исковых требований сослалась на то, что является собственником жилого помещения по указанному адресу, в 2008г. истцом были установлены приборы индивидуального учета расхода холодной воды. В связи с чем истец полагает, что должна производить оплату за холодное водоснабжение только исходя из показаний приборов учета. Решением Заводского районного суда г. Саратова от 04 августа 2011 года постановлено: признать доначисления за холодное водоснабжение и водоотведение, произведенные Ягодиной А.П. за 2 квартал 2010г. в сумме *** руб. ** коп. и за 3 квартал 2010г. в сумме *** руб. ** коп. по адресу: Саратов, незаконными. Взыскать с ТСЖ «Жилищник- 2002» государственную пошлину в доход муниципального образования «Город Саратов» в сумме *** руб. В кассационной жалобе ТСЖ «Жилищник- 2002» в лице представителя по доверенности Ереминой Н.Н. просит решение суда первой инстанции отменить и признать доначисления Ягодиной А.П., собственнику жилья по адресу: г. Саратов за второй квартал 2010 года в сумме *** рублей ** коп. и за третий квартал 2010 года в сумме *** рубля ** коп. законными. Заявитель кассационной жалобы указывает, что ТСЖ «Жилищник - 2002» заключен соответствующий договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 18 июня 2004 года № **** с ресурсоснабжающей компанией - муниципальным унитарным производственным предприятием «Саратовводоканал» (далее - МУПП «Саратовводоканал»), и, согласно договору, расчеты за израсходованную питьевую воду, принятые сточные воды, в том числе от горячего водоснабжения, производятся ежемесячно на основании решения Саратовской городской Думы № 41-393, № 41-392 от 30 декабря 2003 года по тарифам для населения с НДС. Услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые водоканалом товариществу, не отнесены к числу операций, освобождаемых от налогообложения. Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с положениями статей 157, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). Согласно п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (далее - Правила), при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета определяются: для холодного водоснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам. Пунктом 3 Приложения № 2 к Правилам установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими оборудовании учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке. Размер платы (руб.) за холодное водоснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле № 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле. Как усматривается из материалов дела, Ягодина А.П. является собственником жилого помещения по адресу: г. Саратов, что подтверждается договором на приватизацию жилого помещения от 05 ноября 1993г. Многоквартирный жилой дом, в котором расположена квартира истца, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды. Квартира истца в оспариваемый период с апреля по октябрь 2010г. была оборудована индивидуальным прибором учета расхода холодной воды, что подтверждается пояснениями сторон. Согласно квитанциям за июль 2010г. истцу Ягодиной А.П. за период с апреля по июнь 2010г. выставлено доначисление за холодное водоснабжение и водоотведение в сумме *** руб. ** коп. и за октябрь 2010г. за период с июля по сентябрь 2010г. выставлено доначисление за холодное водоснабжение и водоотведение в сумме *** руб. ** коп. (т.1 л.д. 5-6). Вышеуказанные суммы доначисления истцом не оплачены. Как установлено судом первой инстанции, ТСЖ «Жилищник -2002» за оспариваемый период произвело начисление истцу как собственнику жилого помещения, плату по коммунальной услуге холодное водоснабжение и водоотведение, по индивидуальному прибору учета потребления ресурса по хододному водоснабжению, а затем доначисления по фактически полученному объему услуг по счетам, выставленным поставщиком, МУПП«Саратовводоканал» с начислением налога на добавленную стоимость, что подтверждается материалами дела (т.1 л.д. 29-52) и показаниями представителя ответчика. Расчет между сторонами за потребленный ресурс холодное водоснабжение и водоотведение по холодному водоснабжению за период с апреля 2010г. по октябрь 2010г. осуществлялся в соответствии с показаниями коллективного прибора учета по холодному водоснабжению, а также тарифами, установленными Постановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30 ноября 2009г. № 1488 «Об установлении тарифов МУПП «Саратоводоканал» на услуги водоснабжения и водоотведения», которые действовали в тот период времени с учетом надбавки 18 процентов налога на добавленную стоимость (НДС), что подтверждается счетами - фактурами и сторонами не оспаривалось. В силу Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно Постановлению Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30 ноября 2009г. № 1488 «Об установлении тарифов МУПП «Саратоводоканал» на услуги водоснабжения иводоотведения» с 01 января 2010г. по 31 декабря 2010г. установлены тарифы для МУПП «Саратовводоканал»: тариф на холодную воду (питьевую) в размере **,** руб./куб.м. (без НДС); тариф на водоотведение в размере *,** руб./куб.м. (без НДС). С 1 января 2010 года в соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. Пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Учитывая изложенное, коммунальные услуги, указанные в пункте 4 статьи 154 Жилищного кодекса, предоставляемые управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации и ТСЖ), освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ, а также поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставляемые ТСЖ «Жилищник-2002» коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в связи с чем выставленные истцу к оплате суммы за вышеуказанные коммунальные услуги с учетом начисления налога на добавленную стоимость должны быть признаны незаконными. Ссылка в жалобе на договор № 5106 от 18.06.2004г., заключенный между МУПП «Саратоводоканал» (именуемым в договоре «Предприятие ВКХ») и ТСЖ «Жилищник 2002» на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, который в оспариваемый истцом период являлся действующим (т. 1 л.д. 24-28), несостоятельна. В соответствии с п. 4.1 названного договора расчеты за питьевую воду, израсходованную абонентом, и принятые от него сточные воды, в том числе от горячего водоснабжения, производятся ежемесячно на основании решений Саратовской городской Думы № 41 - 393, № 41 - 392 от 30 декабря 2003г. Вместе с тем, Решением Саратовской городской Думы от 27.12.2004г. № 53-518 «О тарифах для населения на услуги холодного водоснабжения и канализации» с 01.01.2005г. вышеуказанное Решение признано утратившим силу. При таких обстоятельствах, доводы кассационной жалобы отклоняются судебной коллегией, как направленные на иную оценку положений действующего законодательства. Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, оснований для переоценки выводов суда не имеется, судом применен закон, подлежащий применению, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного по делу решения, также не имеется. С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, доводы жалобы не опровергают выводы суда. Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Заводского районного суда г. Саратова от 04 августа 2011 года по делу по исковому заявлению Ягодиной А. П. к ТСЖ «Жилищник - 2002» о признании незаконной корректировки за коммунальные услуги - оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий Судьи