Судья Юдина С.В. Дело № 33-5748 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 26 октября 2011 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Ретунской Н.В. судей Бугаевой Е.М., Тришкиной М.А. при секретаре Сугробовой К.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Волжского районного суда г. Саратова от 09 сентября 2011 года, которым постановлено: признать незаконным п.п. 1 протокола № * заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21 апреля 2011 года в части снятия с учета нуждающихся в получении жилья Васильева В.М. Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» № * от 16 мая 2011 года в части утверждения протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21 апреля 2011 года о снятии с учета нуждающихся в получении жилья Васильева В.М. с составом семьи 2 человека (В.В.М., В.Т.А.) в списке нуждающихся в получении жилья. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» восстановить Васильева В.М. с составом 2 человека (В.В.М., В.Т.А.) в списке нуждающегося в получении жилья. Заслушав доклад судьи областного суда Ретунской Н.В., объяснения представителя Васильева В.М. – Шатовой Е.Ю., возражавшей против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия, установила: Васильев В.М. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительными в части снятия с учета на получение жилого помещения: постановления администрации муниципального образования № * от 16 мая 2011 года, протокола заседания общественной комиссии № * от 21 апреля 2011 года, восстановлении в прежней очереди на получение жилого помещения с составом семьи два человека. Требования мотивировал тем, что он являлся военнослужащим. 10 ноября 1996 года был уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, при увольнении не был обеспечен жилым помещением. С 28 января 1997 года состоял в очереди на получение жилья. 21 апреля 2011 года решением общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации муниципального образования «Город Саратов» он был снят с учета на основании ст. 53 ЖК РФ. Считает, что его право было нарушено: он не обеспечен жильем как военнослужащий, уволенный с военной службы с 10.11.1996 г. по настоящее время он не имеет в собственности иного жилого помещения, его регистрация по месту жительства у родственников не является намеренным ухудшением жилищных условий. Суд постановил указанное выше решение. В кассационной жалобе администрация муниципального образования «Город Саратов» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение, которым Васильеву В.М. в иске отказать. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Васильев В.М. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 25 ноября 1997 года с составом семьи три человека. В 2008 году ему отказано в выдаче государственного жилищного сертификата, в связи с тем, что он не представил обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения. С 1998 года по 2009 год истец вместе с семьей проживал в квартире: г. Саратов, ул. ***, д. * кв. *1. В дальнейшем Васильев В.М. переоформил лицевой счет квартиросъемщика на имя своего сына, а сам с женой был снят с регистрационного учета и зарегистрирован в квартире меньшей площади у А.О.А. – сестры жены, в связи с чем, добровольно ухудшил свои жилищные условия. Оспариваемое постановление о снятии Васильева В.М. с учета является законным и обоснованным. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (п.1 ст.347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Как следует из материалов дела, Васильев В.М. 7 ноября 1996 года уволен с действительной военной службы по ст. 48 Закона «О воинской обязанности и военной службе» (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе). На момент увольнения в запас выслуга лет в календарном исчислении составила 26 лет и 10 месяцев. Согласно удостоверению, выданному в/ч *** от 15 декабря 1996 года, Васильев В.М. имеет право на льготы, предусмотренные ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 марта 1989 года № 237- 74, от 20 января 1960 года № 74 и Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года № 193. Жилое помещение, занимаемое Васильевым В.М., по месту службы в г. *** Мурманской области, сдано при убытии к новому месту жительства. На основании заявления Васильева В.М. администрацией г. Саратова он 28 января 1997 года поставлен на учет нуждающихся в жилой площади в г. Саратове с составом семьи три человека (л.д.5-6,80-82,106,117-121, 127-133,137-139,159-161). В период с 23 сентября 1998 года по 25 декабря 2009 года Васильев В.М., его супруга В.Т.А. были зарегистрированы в кв. * д. * по ул. *** в г. Саратове. Указанная квартира была предоставлена на основании ордера, выданного в 1960 году, отцу Васильева В.М. – В.М.В., который умер ***года. С 30 января 2002 года в данной квартире зарегистрирован сын Васильева В.М. – В.С.В., с 3 марта 2006 года – внук В.Д.С. (л.д.83-84,93,123-125,140-143,145-155). 26 июня 2007 года Васильев В.М. обращался в администрацию г. Саратова с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в 2008 году с заявлением о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории г. Саратова с составом семьи 3 человека. В выдаче сертификата Васильеву В.М. отказано по тем основаниям, что он отказался представить обязательство о сдаче жилого помещения, квартиросъемщиком которого он являлся. Васильев М.В. и В.Т.А. с 22 января 2010 года зарегистрированы в квартире * дома * по ул. *** в г. Саратове, принадлежащей на праве собственности А.О.В. (сестра В.Т.А.). В данном жилом помещении кроме собственника А.О.В. и супругов Васильевых, зарегистрирована Л.Р.Т. (мать А.О.В. и В.Т.А.) – л.д.85-89,167-168. Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21 апреля 2011 года №* рекомендовано Васильева В.М. снять с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Основанием снятия с учета указано, что Васильев В.М., являясь основным квартиросъемщиком после смерти отца, переоформил лицевой счет на своего сына. Исключив сына из членов своей семьи, с женой снялся с регистрационного учета в квартиру меньшей площади, принадлежащую сестре жены – А.О.В., т. е ухудшил свои жилищные условия. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» № *16 мая 2011 года утвержден указанный протокол. 20 мая 2011 года Васильеву В.М. направлено уведомление о снятии его с учета на основании ст. 53 ЖК РФ. Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (далее - Правила). Пунктом 2 Правил предусмотрено, что настоящие Правила являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы. Пункт 8 Правил устанавливает, что право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ. Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности. При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими документами, необходимыми для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию. В соответствии с п. 26 Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае: а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий; в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства; г) решения жилищной проблемы; д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил; е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений. Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения. Не подлежат снятию с очереди граждане, уволенные с военной службы, в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания и получения пенсии независимо от места проживания. В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; Частью 2 ст. 56 ЖК РФ предусмотрено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что снятие Васильева В.М. и члена его семьи В.Т.А. с регистрационного учета не является намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку Васильев В.М. никаких сделок по отчуждению жилого помещения не совершал, не имеет жилого помещения, нуждается в предоставлении жилого помещения. Суд правомерно установил, что Васильев В.М. с супругой В.Т.А. не являются членами семьи сына, зарегистрированного в квартире * дома * по ул. *** в г. Саратове. При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела. Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, мотивированы и соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты. Доводы кассационной жалобы по существу являются неправильным толкованием правовых норм и на правильность обжалуемого судебного постановления повлиять не могут. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе) судом не допущено. С учетом изложенного, судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационной жалобы и не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения. Руководствуясь ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Волжского районного суда г. Саратова от 09 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи