33-5415/11 от 26.10.2011



Судья Степанов А.Н. Дело № 33-5415

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Ретунской Н.В.

судей Бугаевой Е.М., Тришкиной М.А.

при секретаре Авчинникове И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. гражданское дело по кассационной жалобе Алиева А.А. на решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 31 августа 2011 года, которым частично удовлетворены исковые требования Алиева А.А. к администрации Краснопартизанского муниципального района Саратовской области о признании права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения и возложении обязанности на администрацию Краснопартизанского муниципального района Саратовской области восстановить Алиева А.А. в списке жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с 20 марта 1988 года, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий с 20 марта 1988 года.

Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения Алиева А.А., просившего удовлетворить кассационную жалобу, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Алиев А.А. обратился в суд с иском к администрации Краснопартизанского муниципального района Саратовской области и, согласно уточненных исковых требований, просил признать право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения, возложении обязанности на администрацию Краснопартизанского муниципального района восстановить его в списке жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с 20 марта 1988 года, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий с 20 марта 1988 года, дать юридическую оценку действиям должностных лиц. В обоснование требований указал, что он проходил службу в рядах Советской Армии с 28.10.1981 года по 17.04.1982 года в Республике Афганистан, получил контузию. В 1986 году переехал на постоянное место жительство в <адрес>, где истцу была предоставлена квартира. После рождения ребенка в его семье возникла необходимость в улучшении жилищных условий. Он был постановлен в очередь для улучшения жилищных условий по месту работы в колхозе «Ч.», который располагался на территории Краснопартизанского района Саратовской области. Однако, улучшить жилищные условия ему так и не удалось. В 2004, 2007 г.г. глава администрации Краснопартизанского района обращался в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области о включении в списки ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указывая на невозможность включения в списки нуждающихся в связи проживанием в сельской местности. В результате истец был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения социальных выплат Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области на приобретение или улучшение жилья. Однако, 28.12.2010 года истцу стало известно об исключении его из вышеуказанных списков.

Судом постановлено вышеназванное решение.

В кассационной жалобе Алиева А.А. ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что решение суда необоснованно и незаконно, вынесено без всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, судом не была дана оценка обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в полном объеме в соответствии с п. 2 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия полагает, что судебное постановление подлежит отмене по следующим основаниям.

Разрешая заявленные Алиевым А.А. исковые требования, суд установил, что спорные правоотношения на момент возникновения регулировались Жилищным кодексом РСФСР.

Согласно ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

В соответствии с положениями абз. 1 ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Как было установлено судом на основании представленных в материалы дела доказательств, пояснений сторон и свидетелей Х.Г.З., Д.В.В., А.А.С., Алиев А.А. с 1986 по 1991 года работал в колхозе «Ч.» Краснопартизанского района Саратовской области. По месту работы, в колхозе «Чапаевец», где велась соответствующая очередь и списки, Алиевым А.А. были переданы заявление и документы, на основании которых он был признан нуждающимся в улучшении жилищно-бытовых условий.

Как следует из выписки из протоколов заседания правления колхоза «Ч.» за 1988 год, вопрос о предоставлении жилья Алиеву А.А. действительно рассматривался на заседании правления колхоза «Чапаевец».

Доказательств, опровергающих факт признания Алиева А.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий, стороной ответчика представлено не было.

Кроме того, согласно письменной информации Главы Сулакского муниципального образования, истец Алиев А.А. 8 апреля 2011 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список очередников на улучшении жилищных условий.

На основании вышеизложенного, в частности, установив, что в колхозе «Ч.» велись списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и Алиев А.А. был включен в такой список, суд первой инстанции обоснованно признал Алиева А.А. нуждающимся в улучшении жилищно-бытовых условиях с 20 марта 1988 года, оснований для переоценки представленных доказательств у судебной коллегии не имеется.

Между тем, отказывая в удовлетворении остальной части исковых требований, а именно восстановления его в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий и признании за ним права на получение социальной выплаты на строительство (приобретения) жилого помещения, суд пришел к противоречивому выводу, так как признал Алиева нуждающимся в улучшении жилищных условий, что привело к вынесению незаконного решения.

На момент возникновения спорных правоотношений принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий регулировалось, в частности, ст. 31 ЖК РСФСР) и Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.1992 № 34, от 23.07.1993 № 726, от 28.02.1996 № 199, с изм., внесенными определениями Верховного Суда РФ от 16.04.2002 № КАС 02-176 от 31 102002 № КАС 02-589, от 18.09.2003 № КАС 03-413).

Вышеуказанные документы утратили силу с 1 марта 2005 года в связи с введением в действие ЖК РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ, в соответствии с которым порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п.п. 10, 11, 12, 14 указанных Правил, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется: в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов -отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами; на предприятиях, в учреждениях, организациях -должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.

Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме

Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

Предприятия, учреждения, организации не позднее 15 апреля уточненные списки направляют в соответствующий исполнительный комитет местного Совета народных депутатов.

Судом было установлено, что Алиев А.А. по месту работы в колхозе «Ч.» был зарегистрирован как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Как видно из материалов дела, Алиев А.А. является инвалидом боевых действий, имеет льготы, предусмотренные ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением (л.д.).

В силу положений ст. 14 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года №35-ФЗ (с изменениями) «О ветеранах» определены меры социальной поддержки, а именно, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

В соответствии с ч.4 ст. 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года №39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» инвалидам боевых действий меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями могут предоставляться по выбору граждан в форме социальных выплат на строительство (приобретение) жилого помещения либо на основании договора социального найма.

В силу п.4.1 ст. 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года «О предоставлении жилья» гражданам, указанным в п.п. 1.1, 2, 6, 11 части 1 ( к которым отнесен истец), меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями могут предоставляться по выбору гражданина в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещении либо в форме предоставления жилого помещения на основании договора социального найма из государственного жилищного фонда области.

Согласно ст. 23.2. Федерального закона РФ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 12.04.2011 года №551-О-О, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, вне зависимости от их имущественного положения.

В соответствии с Законом Саратовской области « О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» Правительство области Постановлением от 9 октября 2008 г. № 382-П утвердило Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений согласно приложению.

Положение предусматривает порядок предоставления гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений при реализации положений части 4, 4.1 статьи 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» по исполнению Федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части вопросов обеспечения жилыми помещениями.

Право на получение социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с настоящим Положением имеют категории граждан, указанные в пунктах 1.1, 2 части 1 статьи 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».

Формирование списка нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений производится на основании п. 4 Положение, а исключение из списка граждан, нуждающихся в получении социальных выплат, производится уполномоченным органом области в случаях предусмотренных п. 5 настоящего положения.

Применение указанного Положение возложено на уполномоченный орган исполнительной власти.

Согласно Постановлению Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 г. N 168-П уполномоченным органом области в применении вышеуказанного законодательства является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - Министерство), являющееся органом исполнительной власти Саратовской области.

На момент обращения в суд Алиев А.А. также является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности А.С.С., брак с которой расторгнут с 2002 года, а право собственности у А.С.С. зарегистрировано в 2007 году на основании справки, выданной главой администрации Сулакского муниципального образования, другого жилья не имеет, что в силу закона дает ему право требовать признания за ним права на получение социальной выплаты в виде жилья.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Инструкцией о порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам, утвержденной Министром сельского хозяйства РФ и Председателем Госимущества РФ от 10.02.1992 года, предусматривалась передача объектов социальной сферы и жилого фонда в собственность сельским (поселковым) Советам народных депутатов, либо районным Советам народных депутатов, то есть в компетенцию органов местного самоуправления.

То обстоятельство, что при реорганизации колхоза «Ч.» в органы местного самоуправления не были переданы списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих в колхозе «Ч.», не может затрагивать права и законные интересы Алиева А.А., в связи с чем судебная коллегия считает, что требования о восстановлении его в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года подлежат удовлетворению.

С учетом приведенных норм материального права и установленных обстоятельств по делу, судебная коллегия считает, что Алиев А.А., как нуждающийся в улучшении жилищных условий с 1988 года, вставший на соответствующую очередь в колхозе «Ч.» до 1 марта 2005 года, имеет право на получение соответствующей социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, предусмотренной ст. 14 ФЗ «О ветеранах», поскольку в настоящее время не является членом семьи собственника жилого помещения, где он проживает, другого помещения не имеет.

Согласно ст. 362 ГПК РФ основанием для отмены решения является несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела; неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Согласно ст. 361 ГПК РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалоб вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств.

При таких обстоятельства, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в части отказа в восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права на получение социальной поддержки.

Судебная коллегия полагает возможным принять новое решение по делу, поскольку в материалах дела имеются достаточные доказательства, позволяющие принять новое решение, не передавая дело в суд первой инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 31 августа 2011 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Алиева А.А. о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения, принять в указанной части новое решение, которым исковые требования Алиева А.А. о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 1988 года, о признания права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения - удовлетворить.

Восстановить Алиева А.А. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 20 марта 1988 года.

Признать за Алиевым А.А. право на социальную поддержку в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем как инвалида боевых действий в соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи