Судья Каширина Т.Г. Дело №33- 5692 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 26 октября 2011 г. г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Грибалевой М.Н. судей Игнатьев А.В, Заболотной Л.А. при секретаре Платицыной Т.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алябьевой Н.А. к товариществу собственников жилья (далее – ТСЖ) «Жилищник-2002» о признании незаконными корректировок за коммунальные услуги по кассационной жалобе ТСЖ «Жилищник-2002» на решение Заводского районного суда г. Саратова от 08 сентября 2011 года, которым постановлено: «Признать доначисления за холодное водоснабжение и водоотведение, произведенные Алябьевой Н.А., за 2-й квартал 2010 года в сумме 165 рублей 20 копеек и за 3-й квартал 2010 года 89 рублей 70 копеек по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 53, кв. 3, незаконными. Взыскать с ТСЖ «Жилищник-2002» государственную пошлину в доход муниципального образования «Город Саратов» в сумме 200 рублей». Заслушав доклад судьи Игнатьева А.В., судебная коллегия установила: Алябьева Н.А. обратилась в суд с иском к ТСЖ «Жилищник-2002» о признании корректировок за коммунальные услуги незаконными, ссылаясь на то, что в 2007 году истец установила прибор индивидуального учета расхода холодной воды, в связи с чем должна производить оплату за холодное водоснабжение только исходя из показаний прибора учета. Однако ответчик неправомерно начисляет корректировки без учета показателей общедомового прибора учета, размеров потребления коммунальных услуг собственниками нежилых помещений, а также без участия в снятии показаний собственников квартир. Просила признать незаконными корректировки ха холодное водоснабжение за 2-й и 3-й кварталы 2010 года в общей сумме 1664,30 рублей, начисленные истцу как собственнику кв. в д. по ул. Ч. г. Саратова. В судебном заседании истец уточнила заявленные требования, просила признать корректировки незаконными в связи с тем, что не согласна с расчетом начисленных корректировок. Полагает, что ответчиком при расчете взяты не показания приборов учета, выставленные поставщиком ресурса, а стоимость ресурса. По ее мнению, завышены тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение. Рассмотрев спор, суд первой инстанции постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе ТСЖ «Жилищник-2002» в лице представителя по доверенности Ереминой Н.Н. просит решение суда первой инстанции отменить и признать корректировки за коммунальные услуги, выставленные собственнику кв. в д. по ул. Ч. г. Саратова Алябьевой Н.А. за 2-й квартал 2010 года в сумме 165 рублей 20 копеек и за 3-й квартал 2010 года в сумме 89 70 копеек законными. В доводах указывает, что ТСЖ «Жилищник-2002» заключен соответствующий договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 18 июня 2004 года № 5106 с ресурсоснабжающей компанией - муниципальным унитарным производственным предприятием «Саратовводоканал» (далее - МУПП «Саратовводоканал»), и, согласно договору, расчеты за израсходованную питьевую воду, принятые сточные воды производятся ежемесячно на основании решения Саратовской городской Думы № 41-393, № 41-392 от 30 декабря 2003 года по тарифам для населения с НДС. Услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые водоканалом товариществу, не отнесены к числу операций, освобождаемых от налогообложения. Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда согласно требованиям 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. В соответствии с положениями статей 157, 158 Жилищного кодекса (далее – ЖК) РФ в редакции действовавшей на момент возникших между сторонами спорных правоотношений, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). Согласно п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (далее - Правила), при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета определяются: для холодного водоснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам. Пунктом 3 Приложения № 2 к Правилам установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими оборудовании учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке. Размер платы (руб.) за холодное водоснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле № 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле: по формуле: , (9) где: - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час); - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час); - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час). Как усматривается из материалов дела, Алябьева Н.А. является собственником ? доли в общей долевой собственности на кв. в д. по ул. Ч. г. Саратова, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07 сентября 2004 года. Многоквартирный жилой дом, в котором расположена квартира истца, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды. Квартира истца в оспариваемый период с апреля по октябрь 2010 года была оборудована индивидуальным прибором учета расхода холодной воды, что подтверждается пояснениями сторон. Согласно квитанциям за июль 2010 года истцу за период с апреля по июнь 2010 года выставлено доначисление за холодное водоснабжение и водоотведение в сумме 1085,01 рублей и за октябрь 2010 года за период с июля по сентябрь 2010 года выставлено доначисление за холодное водоснабжение и водоотведение в сумме 579,29 рублей (т.1 л.д. 7-8). Как установлено судом первой инстанции, ТСЖ «Жилищник-2002» за оспариваемый период произвело начисление истцу платы по коммунальной услуге холодное водоснабжение и водоотведение по индивидуальному прибору учета потребления ресурса по холодному водоснабжению, а затем доначисления по фактически полученному объему услуг по счетам, выставленным поставщиком, МУПП «Саратовводоканал» с начислением налога на добавленную стоимость, что подтверждается материалами дела (т.1 л.д. 22-53) и показаниями представителя ответчика. Расчет между сторонами за потребленный ресурс холодное водоснабжение и водоотведение по холодному водоснабжению за период с апреля 2010 года по октябрь 2010 года осуществлялся в соответствии с показаниями коллективного прибора учета по холодному водоснабжению, а также тарифами, установленными постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30 ноября 2009г. № 1488 «Об установлении тарифов МУПП «Саратоводоканал» на услуги водоснабжения и водоотведения», которые действовали в тот период времени с учетом надбавки 18 процентов налога на добавленную стоимость (НДС), что подтверждается счетами - фактурами и сторонами не оспаривалось. В силу Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно постановлению администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30 ноября 2009 года № 1488 «Об установлении тарифов МУПП «Саратоводоканал» на услуги водоснабжения и водоотведения» с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года установлены тарифы для МУПП «Саратовводоканал»: тариф на холодную воду (питьевую) в размере 10,73 руб./куб.м. (без НДС); тариф на водоотведение в размере 4,86 руб./куб.м. (без НДС). С 01 января 2010 года в соответствии с подп. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса (далее – НК) РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. Частью 4 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Учитывая изложенное, коммунальные услуги, указанные в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, предоставляемые управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации и ТСЖ), освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ, а также поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставляемые ТСЖ «Жилищник-2002» коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в связи с чем выставленные истцу к оплате суммы за вышеуказанные коммунальные услуги с учетом начисления налога на добавленную стоимость должны быть признаны незаконными. Довод кассационной жалобы о том, что договор № 5106 от 18.06.2004 года, заключенный между МУПП «Саратоводоканал» и ТСЖ «Жилищник-2002» на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, в оспариваемый истцом период являлся действующим (т. 2 л.д. 42-46), несостоятелен. В соответствии с п. 4.1 названного договора расчеты за питьевую воду, израсходованную абонентом, и принятые от него сточные воды, в том числе от горячего водоснабжения, производятся ежемесячно на основании решений Саратовской городской Думы № 41 - 393, № 41 - 392 от 30 декабря 2003 года. Между тем решением Саратовской городской Думы от 27.12.2004 года № 53-518 «О тарифах для населения на услуги холодного водоснабжения и канализации» с 01.01.2005 года вышеуказанное решение признано утратившим силу. При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы являются необоснованными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, и сводятся, по сути, к несогласию автора жалобы с выводом суда об их достаточности, к иной, нежели у суда оценке доказательств, фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего оснований судебная коллегия не находит. Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, не имеется. Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Заводского районного суда г. Саратова от 08 сентября 2011 года по гражданскому делу по иску Алябьевой Н.А. к ТСЖ «Жилищник-2002» о признании незаконными корректировок за коммунальные услуги оставить без изменения, кассационную жалобу ТСЖ «Жилищник-2002» - без удовлетворения. Председательствующий Судьи