Судья Маштакова М.Н. Дело №33-5681 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 26 октября 2011 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Ретунской Н.В. судей Бугаевой Е.М., Тришкиной М.А. при секретаре Сугробовой К.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Демидовой М.А. на решение Вольского районного суда Саратовской области от 16 сентября 2011 года, которым постановлено: отказать Демидовой М.А. в удовлетворении требований по ее иску к администрации Вольского муниципального района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о выдаче государственного жилищного сертификата. Заслушав доклад судьи областного суда Ретунской Н.В., исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия, установила: Демидова М.А. обратилась в суд к администрации Вольского муниципального района и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с исковыми требованиями о выдаче государственного жилищного сертификата. Требования мотивировала тем, что в результате произошедшей 26.04.1986 г. аварии на Чернобыльской АЭС она и её семья лишились жилья в с. Куповатое Чернобыльского района Киевской области и были эвакуированы из зоны радиоактивного загрязнения в безопасное место проживания – г. Вольск Саратовской области. В августе 1986 года городским исполкомом Совета народных депутатов ее семье было предоставлено временное жилье в виде комнаты в коммунальной квартире без удобств. 18.12.2003 г. она обратилась в администрацию Вольского муниципального образования с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Администрация Вольского муниципального района письмом сообщила, что она поставлена в льготную очередь эвакуированных из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС постановлением администрации муниципального образования №* от 25.12.2003 года. Постановлением Правительства РФ №866 от 29.12.2004 г. установлен порядок предоставления субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с данным постановлением администрация Вольского муниципального образования направила список граждан, имеющих право внеочередного предоставления жилья за счет средств федерального бюджета в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Истица и члены её семьи были включены в список граждан на получение субсидий на приобретение жилья за счет федерального бюджета. В настоящее время она состоит в списке граждан на получение субсидий на приобретение жилья. 27 декабря 2009 года в доме № * по ул. *** в г. Вольске, где ей была предоставлена комната, произошел пожар, в связи с чем, она и члены ее семьи вынуждены проживать в ином жилом помещении по договору коммерческого найма. Истец просила обязать ответчиков предоставить ей и членам ее семьи в составе шести человек государственный жилищный сертификат, исходя из нормы предоставления 18 кв. м на одного человека с учетом стоимости жилья. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Демидова М.А. ставит вопрос об отмене решения, просит принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что на момент ее обращения 18 декабря 2003 года в сектор по учету и распределению жилья Администрации Вольского муниципального образования, гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и выселяемым из зоны отселения, гарантировалось государством одноразовое внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Однако, администрация включила ее в 2003 году в список для первоочередного получения жилья, хотя должна была включить во внеочередной список. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы. Согласно п. 12 вышеназванного Порядка, список граждан - получателей субсидий формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане – получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Действующее законодательство ограничило ее в правах на внеочердное получение жилья. Она включена в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Однако лимиты денежных средств, предусмотренные для финансирования подпрограммы ограничены, ее права уравняли с другими категориями граждан на получение жилья. Проверив законность и обоснованность решения первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе о возражениях относительно жалобы (п.1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Из учетных дел администрации Вольского муниципального образования следует, что Демидова М.А. 25 декабря 2003 года поставлена на учет в очередь на получение жилья как эвакуированная из зоны аварии на Чернобыльской АЭС. Демидова М.А. имеет состав семьи – шесть человек. Согласно ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции от 11 июля 2011 года) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон) гражданам, указанным в п. 6 части 1 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения – предусмотренные пунктами 3-12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4,5,7,9,11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. В соответствии с п. 7 ст. 17 названного Закона гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размере и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии и с жилищным законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 (в редакции от 12 июля 2011 года) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы. Согласно п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники и подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилым помещениях. В соответствии с п. 26 указанных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению № 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту. Демидова М.А. включена в сводный список граждан – участников подпрограммы по области на 2011 год под номером 49 в соответствии с датой постановки на учет нуждающихся - 25 декабря 2003 года. При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств (ст.67 ГПК РФ) пришел к обоснованному выводу, что в связи с изменением законодательства на момент рассмотрения дела у Демидовой М.А., как лица, эвакуированного из зоны отчуждения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отсутствует право на внеочередное получение жилищного сертификата С учетом этих обстоятельств и приведенных положений материального закона суд первой инстанции правильно вынес решение об отказе Демидовой М.А. в удовлетворении исковых требований о выдаче государственного жилищного сертификата. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В судебном заседании, как правильно установил суд первой инстанции, Демидова М.А. не представила доказательств в обоснование заявленных требований о нарушении ответчиками её прав в получении субсидии на приобретение жилья. Доводы кассационной жалобы по существу являются неправильным толкованием правовых норм и на правильность обжалуемого судебного постановления повлиять не могут. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе) судом не допущено. Руководствуясь ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Вольского районного суда Саратовской области от 16 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Демидовой М.А. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи
Не содержит таковых доказательств и кассационная жалоба.