33-5467/2011 от 27.10.11



Судья Долгова С.И. Дело № 33-5467

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 октября 2011 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Захарова В.Н.,

судей Литвиновой М.В., Пантелеева В.М.,

при секретаре Голубеве И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 29 августа 2011 года, которым исковые требования Гвоздевой М.А. удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителей Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области – Михайлова К.Ю. (доверенность от 08.11.2011 г.), Передреева В.Ф. (доверенность от 18.07.2011 г.), поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения Гвоздевой М.А., представителя Гвоздевой М.А. – адвоката Косьянчук Г.Н. (ордер от 13.10.2011 г.), возражавших против доводов кассационной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на нее, судебная коллегия

установила:

Гвоздева М.А. обратилась к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (далее – УФСКН по Саратовской области) с иском о признании незаконным приказа от 12.04.2011 г. начальника УФСКН по Саратовской области в части снижения надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы, возмещении потерь по заработной плате. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Гвоздева М.А. являлась сотрудником УФСКН по Саратовской области и работала в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам до 24.05.2011 г. Приказом начальника УФСКН по Саратовской области с января 2011 года Гвоздевой М.А. была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 80% должностного оклада, которая приказом от 12.04.2011 г. начальника УФСКН по Саратовской области была снижена и установлена в размере 20% должностного оклада, в связи с чем значительно снизилась заработная плата истца. Гвоздева М.А. полагает, что приказ от 12.04.2011 г. противоречит закону от 30.06.2002 г. № 78 - ФЗ, так как установленная в нем надбавка не покрывает расходы, в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму и не соответствует статьям 2, 3 Трудового кодекса Российской Федерации. Не могут являться причиной уменьшения указанной надбавки снижение результативности оперативно-служебной деятельности сотрудника, нарушение им служебной дисциплины. Кроме того, у сотрудников, занимающих аналогичную должность, как и у истца, и, имеющих аналогичные должностные обязанности - Андреева Ю.В., Смирновой С.В. надбавка снижена не была. Считает, что в отношении нее оспариваемым приказом осуществлена дискриминация по другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника, так как сама суть надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы не подразумевает под собой уровень показателей в работе, деловые качества, а является заменой натуральных льгот денежными формами.

В ходе рассмотрения дела Гвоздева М.А. уточнила исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, просила суд признать незаконным приказ от 12.04.2011 г. начальника УФСКН по Саратовской области в части установления ей ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 20% должностного оклада и просила возместить потери по заработной плате за период времени с 08.04.2011 г. по 24.05.2011 г. в размере 10288 руб. 22 коп.

Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 29.08.2011 г. исковые требования Гвоздевой М.А. удовлетворены, приказ за от 12.04.2011г. в части установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 20% должностного оклада признан незаконным и с Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области в пользу Гвоздевой М.А. взысканы потери по заработанной плате в размере 10288 руб. 22 коп.

В кассационной жалобе Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решения, которым Гвоздевой М.А. в удовлетворении требований следует отказать. При этом автор жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют представленным доказательствам и материалам дела. Суд ошибочно пришел к выводу о том, что единственный критерий, определяющий размер надбавки, предусмотрен пунктом 2 Инструкции, утвержденной приказом Госнаркоконтроля РФ от 19.04.2004 г. согласно которому надбавка сотрудникам устанавливается дифференцированно в зависимости от их состава и местности прохождения службы. Указанные критерии не позволяют объективно выявить деловые качества сотрудника и, как следствие, оценить в денежном выражении напряженность и эффективность его работы. При этом с помощью указанных критериев невозможно достижение главной цели указанной надбавки - стимулирование сотрудника к выполнению сложной работы в специальном режиме и напряженном ритме. Автор жалобы считает, что при решении данного вопроса следует принимать во внимание не только требования пункта 2 Инструкции, но так же положения пункта 1 Инструкции во взаимосвязи друг с другом. Для установления надбавки истцу в размере 20% имелись объективные причины, так как изменился режим несения службы, поэтому установленная надбавка полностью соответствовала сложности и напряженности работы Гвоздевой М.А. в период 2011г. и объективно отражала ее вклад в решение задач по выявлению и пресечению преступлений.

Гвоздевой М.А. поданы возражения на кассационную жалобу, в которых она просит решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 29.08.2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области - без удовлетворения, полагая, что автором жалобы неправильно истолкован нормативно-правовой акт, регулирующий спорные правоотношения. При этом указывает, что надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы носит компенсационный характер, а не стимулирующий, что также вытекает из абзаца 2 пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 30.06.2002 г. № 78-ФЗ во взаимосвязи с преамбулой и статьей 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. Указанным законом одновременно изменена сущность ежемесячной надбавки, а также определены основания, влияющие на ее установление, в целях компенсации утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся сотрудникам федеральных органов исполнительной власти в натуральной форме. Размер надбавки определяется составом сотрудников и местностью прохождения службы.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы (пункт 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации), судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Гвоздева М.А. в период времени с 16.03.2004 г. по 24.05.2011 г. проходила службу в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам и имела звание - подполковник полиции.

24.05.2011 г. приказом Гвоздева М.А. уволена со службы по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии, и исключена из списков УФСКН России по Саратовской области.

Приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 19.04.2004г. утверждена Инструкция о порядке выплаты сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим (действует в редакции Приказа ФСКН России от 29.12.2004г. (далее – Инструкция).

Денежное довольствие сотрудников органов наркоконтроля устанавливается Федеральным законом «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» от 30 июня 2002г. №78-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи1 Федерального закона от 30 июня 2002г. №78-ФЗ денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.

Дополнительные выплаты сотрудникам состоят, в том числе, из дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы (пункт8 статьи1 Федерального закона от 30 июня 2002г. №78-Ф3).

Таким образом, сам закон установил в качестве оснований для установления приведенного вида дополнительной выплаты - сложность, напряженность и специальный режим службы, предоставив руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти право определять порядок ее выплаты, а также в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы – и размер этой выплаты в пределах 120% оклада по занимаемой штатной должности.

Пунктом 120 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 г. № 613, определено, что директор ФСКН наделен полномочиями определять порядок выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы в органах наркоконтроля.

Данное Положение определяет правовые основы прохождения гражданами правоохранительной службы в органах наркоконтроля, и предусматривает, что при прохождении службы сотрудник обязан поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей, возможность привлечения сотрудника для выполнения специальных заданий, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, а также, если задание сопряжено с напряженным характером, специальным режимом несения службы, что характеризует режим службы в органах наркоконтроля.

В силу пункта 8 статьи1 Федерального закона от 30 июня 2002г. №78-ФЗ ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим дифференцируется в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы. Эти критерии установления надбавки приведены в абзаце 1 пункта 2 Инструкции о порядке выплаты сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы, утвержденной приказом Госнаркоконтроля от 19.04.2004 г. № 122, а именно: установление надбавки дифференцированно в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы.

В пункте 2 Инструкции директор ФСКН России, в соответствии с имеющимися у него полномочиями по определению порядка выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, предусмотрел период, на который устанавливается надбавка, а также форму акта, в которой ФСКН, ее территориальные органы или организации должны устанавливать надбавки сотрудникам. Надбавка должна назначаться на определенный период, как правило, на один год.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что приказом от 27.12.2010 г. начальника УФСКН России по Саратовской области Гвоздевой М.А. установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим службы на период с 01.01.2011 г. по 31.01.2011 г. в размере 80%.

Приказом от 12.04.2011 г. начальника УФСКН России по Саратовской области Гвоздевой М.А. установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим службы на период с 08.04.2011 г. по 31.12.2011 г. в размере 20 %, то есть надбавка была уменьшена.

Гвоздева М.А. не согласилась с изменением ей размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы, сниженной ей с 80% до 20%, указывая на незаконность принятого 12.04.2011 г. приказа УФСКН России по Саратовской области в отношении истца.

Основанием для уменьшения размера надбавки послужили доводы, изложенные в рапорте непосредственным руководителя Гвоздевой М.А., что не противоречит пункту 3 положения Инструкции, закрепляющей, что для установления надбавки (прекращения выплаты, изменения размера) начальник, в чьем непосредственном подчинении находится сотрудник, составляет мотивированный рапорт с указанием причин установления надбавки (прекращения выплаты, изменения размера), в территориальном органе и организации ФСКН – соответственно, начальнику территориального органа ФСКН и организации ФСКН. Таким образом, положениями данной инструкции закреплено право начальника территориального органа ФСКН изменять размер надбавки. При этом обязанность указанного руководителя издавать мотивированный рапорт об изменении надбавки только через период времени, на который надбавка была установлена, в Инструкции, либо иных нормативных актах не закреплена. Следовательно, размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы может быть изменен в любой период времени, в котором надбавка начислялась. Доказательств, подтверждающих обратное, Гвоздевой М.А. не представлено.

Согласно рапорту основанием для снижения надбавки послужил незначительный вклад истца в решение задач по выявлению и пресечению преступлений, связанных с легальным оборотом наркотиков, работа, выполняемая Гвоздевой М.А. в период 2011 года и до 08.04.2011 г., не носила напряженный характер, так как в указанный период изменился состав сотрудников подразделения, в котором проходила службу Гвоздева М.А., осуществляющих ведение контрольно -разрешительной работы, и в связи с этим снизилась нагрузка на истца. В 1 квартале 2011 году у Гвоздевой М.А. изменился режим несения службы. Отсутствие каких-либо показателей в работе, систематическое не исполнение запланированных мероприятий, отсутствие результатов характеризует работу истца в указанные периоды, как не эффективную и не напряженную. Кроме оперативной работы, работы по приобретению конфиденциальных источников, заведению и ведению дел оперативного учета, выявлению, пресечению преступлений в сфере легального оборота наркотиков, снижение напряженности, выразилось в снижении проведенных обследований объектов, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Оснований не соглашаться с указанными в рапорте доводами у судебной коллегии не имеется, поскольку данные обстоятельства подтверждаются предоставленными ответчиком доказательствами в обоснование возражений на заявленные истцом требования.

Процедура изменения размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы ФСКН России по Саратовской области соблюдена, что никем не оспаривалось.

Суд не может согласиться с доводами Гвоздевой М.А. и выводами суда о том, что указанная надбавка носит компенсационный характер, поскольку законодательно это не закреплено, в связи с чем данный вывод основан на неправильном применении норм, регулирующих спорные правоотношения..

Доводы Гвоздевой М.А. об установлении ответчиком дополнительных критериев для изменения надбавки за сложность, напряженность и специальный режим, являются несостоятельными и своего подтверждения в судебном заседании также не нашли, опровергаются материалами дела.

Доводы УФСКН России по Саратовской области о правомерности издания приказа о снижении размера указанной выше надбавки подтверждаются материалами дела, а именно планами – графиками ОКЛОН Управления за период с января 2011 года по апрель 2011 года, основными показателями оперативно-служебной деятельности сотрудников отдела КЛОН по состоянию на 04.04.2011 г., протоколами оперативных совещаний, в том числе от 05.04.2011 г. и протоколом от 06.12.2010 г., рапортом от 08.04.2011 г., справкой о результатах оперативно-служебной деятельности, оснований не доверять которым у судебной коллегии не имеется.

Основной задачей оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой оперативными подразделениями органов наркоконтроля, является – выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших.

На основании статьи 10 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в органах наркоконтроля заводятся дела оперативного учета.

Как следует из сравнительного анализа, находившихся в производстве у сотрудников отдела КЛОН дел оперативного учета на 01.04.2011 г., на 01.04.2011 г. указанные дела у Гвоздевой М.А. отсутствовали, в тоже время у других сотрудников нагрузка по делам оперативного учета была значительно выше (<данные изъяты>, что также свидетельствует о снижении сложности и напряженности в работе Гвоздевой М.А. Из материалов дела усматривается, что значительно была снижена истцом работа по показателям наличия агентурного аппарата, в связи с чем судебная коллегия не соглашается с выводами суда о том, что оснований для уменьшения надбавки Гвоздевой М.А. не имелось. Гвоздевой М.А. в опровержение указанных доводов доказательства не представлены.

При этом суд первой инстанции, определяя неправомерность действий ответчика, ссылается в решении на аналогичную правовую норму, содержащуюся в абзаце втором пункта 2 Инструкции о порядке выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, утвержденной Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 31.05.2005 г. которая была признана противоречащей федеральному закону и недействующей решением Верховного Суда Российской Федерации от 03.03.2008 г. № ГКПИ08-19. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации решение было оставлено без изменения и вступило в законную силу. Однако с указанными выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку указанная Инструкция регулирует порядок выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудникам уголовно-исполнительной системы.

Рассматриваемый спор о размере надбавки за сложность, напряженность и специальный режим несения службы касается сотрудника ФСКН, в связи с чем спорные отношения регулируются Инструкцией, утвержденной приказом Госнаркоконтроля РФ от 19.04.2004 г.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.05.2007 г. № ГКПИ07-20 положения указанной Инструкции не признаны недействительными. Законность данного решения подтверждена Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26.07.2007 г. № КАС07-336. Следовательно, ссылка в решении суда на положения Инструкции о порядке выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы является неправильной.

Судебная коллегия полагает, что приказ об установлении надбавки или изменении ее размера и не может рассматриваться, как противоречащая требованиям статей 22 и 74 Трудового кодекса Российской Федерации.

Доводы Гвоздевой М.А. о том, что оснований для снижения размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы не имелось, не содержат аргументы, опровергающие представленные ответчиком доказательства, а несогласие с позицией УФСКН России по Саратовской области, не может служить основанием для удовлетворения требований Гвоздевой М.А. Невозможность изменения надбавки, поскольку она устанавливается, по мнению истца, на год, не соответствует положениям Инструкции. Именно указанной Инструкцией определен порядок установления надбавки, прекращения выплаты и изменения размера надбавки начальником, в чьем непосредственном подчинении находится сотрудник (пункт 3 Инструкции). Иные доводы Гвоздевой М.А. также не могут быть приняты судебной коллегией обоснованными и являющимися основанием для удовлетворения требований Гвоздевой М.А., поскольку они не основаны на законе, установленных по делу обстоятельствах.

Исходя из указанных обстоятельств, и, приведенных положений материального закона, решение суда об удовлетворении исковых требований нельзя признать законным и обоснованным. Судебное постановление подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права, с принятием нового решения об отказе Гвоздевой М.А. в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Кассационную жалобу Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области удовлетворить.

Решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 29 августа 2011 года - отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гвоздевой Марине Александровне к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области о признании незаконным приказа и возмещении потерь по заработной плате – отказать.

Председательствующий

Судьи