Судья Мещерякова Т.В. Дело № 33-5594/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей и Бартенева Ю.И., Анатийчук О.М.,
при секретаре Галуненко Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» Саратовской области (далее ФБУ) на определение Октябрьского районного суда г. Саратова от 08 сентября 2011 года, которым ФБУ отказано в удовлетворении ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 25 августа 2011 года, указанная кассационная жалоба оставлена без движения и предоставлен срок для исправления недостатков до 19 сентября 2011 года,
заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя ФБУ Серебрякова А.П., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя Мейер Л.В. Пегова А.П., возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы дела,
установила:
Мейер Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий ФБУ по отказу в восстановлении кадастрового номера земельного участка.
25 августа 2011 года Октябрьским районным судом г. Саратова вынесено решение об удовлетворении заявления Мейер Л.В. (л.д. 149-161).
06 сентября 2011 года в суд поступила кассационная жалоба ФБУ на указанное решение (л.д. 169-172) и ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины на основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (л.д. 174).
Определением суда от 08 сентября 2011 года в удовлетворении ходатайства ФБУ об освобождении от уплаты государственной пошлины отказано, по этой и ряду других причин кассационная жалоба ФБУ оставлена без движения и предоставлен срок для устранения недостатков, указанных в определении суда до 19 сентября 2011 года (л.д. 186-188).
В частной жалобе ФБУ ставит вопрос об отмене определения, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Считает, что в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ФБУ освобождено от уплаты государственной пошлины, так как является по делу заинтересованным лицом в связи с осуществлением государственной функции по государственному кадастровому учету. В обоснование данного довода также указывает на то, что заявление Мейер Л.В. о признании незаконными действий ФБУ рассмотрено судом в порядке главы 25 ГПК РФ. Также полагает неправильным вывод суда о том, что им не представлено необходимое количество экземпляров кассационной жалобы.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда.
Согласно ст. 336 ГПК РФ на решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление.
В соответствии с ч. 4 ст. 339 ГПК РФ к кассационной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба при ее подаче подлежит оплате.
Обращаясь в суд с ходатайством об освобождении от уплаты государственной пошлины, ФБУ обосновало его положениями п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении названного ходатайства по той причине, что ФБУ не является государственным органом или органом местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом по следующим основаниям.
В силу п.п. 19. п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета (ч. 2 ст. 3).
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 в целях оптимизации структуры органов исполнительной власти Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с возложением на нее функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Таким образом, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии входит в систему федеральных органов исполнительной власти и находится в ведении Министерства экономического развития РФ (п. 10 Указа Президента РФ от 28 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 25.12.2008 № 1847).
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - полномочия органа кадастрового учета).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). В отношении бюджетного или казенного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации - для федеральных бюджетных или казенных учреждений.Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области с входящими в него филиалами, расположенными на территории области создано на основании Приказа Росземкадастра от 16 октября 2000г. N36 "О создании федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994года N96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000г. N537 "Вопросы Федеральной службы земельного кадастра России" с целью организации ведения государственного земельного кадастра и обеспечения оценки земель и руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 1995года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 409-р Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области находится в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31 мая 2011 года № П/200 федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области переименовано в федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Саратовской областиСогласно п. 7 Устава федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Саратовской области учредителем ФБУ является Российская Федерация, полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке, а также оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного учета недвижимого имущества (п. 12 Устава).
Системный анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что ФБУ по своей организационно-правовой форме является бюджетным учреждением, которому действующим законодательством делегированы полномочия органа исполнительной власти по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.Наделение ФБУ публично-властными полномочиями в названной сфере не позволяет отождествлять его с органами, входящими в систему органов исполнительной власти.
Это означает, что ФБУ не может быть освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Судебная коллегия находит несостоятельным довод жалобы о том, что заявление Мейер Л.В. о признании незаконными действий ФБУ рассмотрено судом в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о необходимости освобождения ФБУ от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.
При таком положении, суд первой инстанции правомерно оставил частную жалобу ФБУ без движения, предоставив ему разумный срок для исправления указанных в определении недостатков.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с доводом жалобы ФБУ о том, что им было представлено в суд необходимое количество экземпляров кассационной жалоб, в связи с чем данное суждение подлежит исключению из мотивировочной части определения.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены определения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 373,374 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Определение Октябрьского районного суда г. Саратова от 08 сентября 2011 года оставить без изменения, а частную жалобу Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» Саратовской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: