33-5800/2011 от 02.11.2011



Судья Иванов В.Н. Дело № 33-5800

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 ноября 2011 г. г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Ретунской Н.В.

судей Игнатьева А.В., Бугаевой Е.М.

при секретаре Платицыной Т.Н.

с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области

Нефедова В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» (далее Администрация) на решение Заводского районного суда г. Саратова от 12 сентября 2011года, которым постановлено:

«Исковые требования первого заместителя прокурора Заводского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Администрации удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации в части непринятия мер по предоставлению пакета документов в межведомственную комиссию (администрации муниципального образования «Город Саратов») для рассмотрения вопроса о признании муниципальных квартир <адрес> аварийными и непригодными для дальнейшего проживания.

Взыскать с Администрации государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей».

Заслушав доклад судьи Игнатьева А.В., объяснения представителя Администрации Горецкой Е.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Нефедова В.Н., полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

первый заместитель прокурора Заводского района г. Саратова, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации о признании незаконным бездействия Администрации в части непринятия мер по предоставлению пакета документов в межведомственную комиссию (администрации муниципального образования «город Саратов») для рассмотрения вопроса о признании муниципальных квартир в доме <адрес> аварийными и непригодными для дальнейшего проживания; обязать Администрацию предоставить предусмотренный законом пакет документов в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании вышеуказанного жилого дома аварийным и непригодным для дальнейшего проживания в срок до 01 сентября 2011 года.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой в июле 2011 года, были выявлены нарушения жилищного законодательства в части непредоставления Администрацией предусмотренного законом пакета документов в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании жилых помещений аварийными и непригодными для дальнейшего проживания. К числу домов, находящихся в ветхом состоянии и аварийном состоянии, непризнанных аварийными и подлежащими сносу, относится <адрес>. Администрация не принимает мер по предоставлению пакета документов в межведомственную комиссию (администрацию муниципального образования «Город Саратов» для рассмотрения вопроса о признании муниципальных квартир в указанном доме аварийными и непригодными для дальнейшего проживания, что нарушает закрепленные Жилищным кодексом РФ права граждан на благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, а также реальную угрозу их жизни и здоровью нанимателей.

В судебном заседании прокурор отказался от исковых требований в части понуждения Администрации предоставить предусмотренный законом пакет документов в межведомственную комиссию администрации муниципального образования «Город Саратов» для рассмотрения вопроса о признании муниципальных квартир <адрес> аварийными и непригодными для дальнейшего проживания, поскольку такой пакет документов был предоставлен Администрацией в межведомственную комиссию администрации муниципального образования «Город Саратов». Определением Заводского районного суда г. Саратова от 12 сентября 2011 года производство по делу в указанной выше части было прекращено.

Рассмотрев спор в остальной части, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Администрация в лице представителя Горецкой Е.В. просит решение суда отменить, указывая, что решение суда является незаконным, необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 347 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия ненаходит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Как следует из материалов дела, по состоянию на 06 сентября 2011 года в жилом <адрес> по состоянию имеются муниципальные жилые помещения – квартиры (л.д. 63).

Согласно техническому паспорту объекта капитального строительства, представленному МУП «Городское бюро технической инвентаризации», многоквартирный жилой дом <адрес> построен в 1935 году, его фактический износ составляет 50% (л.д. 25-35).

Из перечня жилых домов, расположенных на территории Заводского района, непризнанных аварийными и подлежащими сносу, но фактически имеющих признаки аварийности, подписанного первым заместителем главы Администрации, усматривается, что в данный перечень включен д. 19 по ул. Орджоникидзе в г. Саратове (л.д.9-10).

В соответствии с техническим заключением от 26 февраля 2008 года, составленным ООО «Эпюра-М», в указанном доме в наружных стенах со стороны дворового фасада имеются сквозные трещины в левом углу шириной раскрытия до 30 мм, а также по центральной части фасада шириной раскрытия до 20 мм. Имеются также трещины в капитальной торцевой стене, которые продолжают увеличиваться. На наружной стене уличного фасада наблюдаются вертикальные трещины по всей высоте здания шириной раскрытия 20-25 мм. Стены здания ранее были стянуты металлическими тяжами, которые ослабли и сильно корродированны. Причиной дальнейшего роста имеющихся трещин и образования новых является постоянное замачивание основания фундаментов, ослабление тяжей, ненадлежащая эксплуатация здания. При поквартирном осмотре обнаружено множество дефектов: вертикальные, горизонтальные трещины почти повсеместно, особенно в квартирах №№ деформация пола в квартирах №№ (до 150 мм), на потолках почти всех помещений диагональные трещины, на потолках 3-го этажа протечки. Стропильная система, деревянная обрешетка, асбестоцементная кровля находятся в неудовлетворительном состоянии. Отмостка вокруг здания практически отсутствует и из-за этого происходит постоянное подтопление оснований фундаментов. Длительный период здание эксплуатируется без проведения капитального ремонта, его следует отнести к категории аварийного и подлежащего признанию непригодным для проживания (л.д. 12-21).

Жилищный кодекс РФ предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (ст. 10); к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ст. 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87).

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, изданного в свою очередь, во исполнение полномочий, предусмотренных ст.ст. 12, 15 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) (п. 7); основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п. 33); жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34); комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42); процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (п. 44); комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (п. 46); по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47); на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49).

Постановлением главы администрации города Саратова № 36 от 29.01.2007года (в редакции от 05.03.2008года) утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу). В соответствии с п.п. 4.1.10-4.1.12, 4.4 указанного Положения по окончанию работы межведомственная комиссия составляет в 3-х экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для проживания или признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, направляет 1 экземпляр заключения комиссии в орган местного самоуправления для издания распоряжения согласно установленным требованиям. Передает по 1 экземпляру заключения комиссии и Распоряжения органа местного самоуправления заявителю и собственнику жилого помещения в 5-дневный срок. Организационное обеспечение деятельности комиссии осуществляет администрация города Саратова.

Решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года № 36-398 в приложении № 1 утверждено Положение об администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», в соответствии с которым Администрация является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Заводского района в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами (п. 1.1.); Администрация в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами, представляет интересы муниципального образования в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами по вопросам, отнесенным к компетенции администрации района (п. 1.3.); основными задачами администрации района, связанными с решением вопросов местного значения, являются: владение, пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в обеспечении малоимущих граждан, проживающих в районе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, в организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создании условий для жилищного строительства (п. 2.1.); полномочия Администрации в сфере владения, пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности: по доверенности от имени муниципального образования «Город Саратов» при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, осуществляет права собственника жилых помещений в многоквартирных домах (п. 3.1.2.); полномочия Администрации в сфере обеспечения малоимущих граждан, проживающих в районе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства: ведет учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; выступает от имени муниципального образования наймодателем муниципального жилищного фонда; осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам; осуществляет подготовку документов для рассмотрения на заседании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу (п. 3.1.5.).

В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).

Как подтверждено материалами дела, несмотря на то, что физический износ многоквартирного жилого дома <адрес> составляет 50%, снижен уровень надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, имеются деформации фундаментов, стен, другие дефекты, отраженные в техническом заключении от 26 февраля 2008 года, Администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием муниципальных жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; неправомерно бездействуя с 2008 года, не осуществила подготовку документов для рассмотрения на заседании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, не представила их в указанную комиссию для рассмотрения вопроса о признании муниципальных квартир в д. 19 по ул. Орджоникидзе в г. Саратове аварийными и непригодными для дальнейшего проживания.

Администрация и ее представитель не представили суду доказательства, опровергающие вышеперечисленные обстоятельства.

При таким положении суд первой инстанции правильно признал незаконным бездействие Администрации в части непринятия мер по представлению пакета документов в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу) для рассмотрения вопроса о признании муниципальных квартир в <адрес> аварийными и непригодными для дальнейшего проживания.

Доводы кассационной жалобы о том, что в соответствии с Положением об Администрации, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года № 36-398, Администрация не является собственником и нанимателем муниципальных жилых помещений, а потому вывод суда о признании незаконными бездействий Администрации в части непринятия мер по предоставлению пакета документов в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании муниципальных квартир в <адрес> аварийными и непригодными для дальнейшего проживания противоречит п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании указанных нормативных правовых актов.

Кроме того, именно Администрация в ходе судебного разбирательства представила в межведомственную комиссию необходимый пакет документов для решения вышеуказанного вопроса, что также опровергает доводы кассатора.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ судебная коллегия,

определила:

решение Заводского районного суда г. Саратова от 12 сентября 2011 года по делу по иску первого заместителя прокурора Заводского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи