Судья Климова Е.А. Дело № 33-5571 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 02 ноября 2011 г. г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Ретунской Н.В. судей Игнатьева А.В., Бугаевой Е.М. при секретаре Платицыной Т.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ассоциации товариществ собственников жилья (далее – АТСЖ) Ленинского района г. Саратова к Дементьевой А.М., Дементьеву А.В. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги (далее – ЖКУ) по кассационной жалобе Дементьевой А.М., Дементьева А.В. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 17 августа 2011 года, которым постановлено: «Взыскать с Дементьевой А.М., Дементьева А.В. в пользу АТСЖ Ленинского района г. Саратова денежные средства в счет задолженности по оплате за ЖКУ за период с 01 июня 2009 года по 30 апреля 2011 года в размере 40195 рублей 11 копеек. Взыскать с Дементьевой А.М., Дементьева А.В. в пользу АТСЖ Ленинского района г. Саратова в равных долях по 702 рубля 92 копейки расходы по оплате госпошлины на общую сумму 1405 рублей 85 копеек. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать». Заслушав доклад судьи Игнатьева А.В., объяснения Дементьева А.В., поддержавшего кассационную жалобу, представителя АТСЖ Ленинского района г. Саратова Соколовой Ю.Ю., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия установила: АСТЖ Ленинского района г. Саратова обратилось в суд с вышеуказанным иском к Дементьевой А.М., Дементьеву А.В., в котором просило взыскать с них в солидарном порядке задолженность за ЖКУ в размере 78034 рубля 65 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2541 рубль 04 копейки. В обоснование заявленных требований ссылалось на то, что 11 января 2006 года между истцом и ТСЖ «Дом» был заключен договор, по условиям которого истец принял в пользование все объекты общего имущества жилого фонда, находящего на балансе ТСЖ «Дом», для организации и обеспечения эффективной эксплуатации, обслуживания и ремонта указанного имущества. Ответчики зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> которое входит в состав ТСЖ «Дом». В нарушение требований действующего законодательства они не оплачивают ЖКУ, в этой связи у них перед истцом образовалась задолженность за период с 01 июня 2008 года по 30 апреля 2011 года в сумме 78034 рубля. До принятия судом решения представитель истца Соколова Ю.Ю. в порядке, предусмотренном ст. 39 ГПК РФ, уточнила исковые требования, просила взыскать солидарно с ответчиков в пользу истца задолженность по оплате за ЖКУ: отопление, ремонт жилья (лифт), ремонт жилья (текущий ремонт), содержание жилья (вывоз ТБО), содержание жилья (лифт), содержание жилья (общ.), содержание жилья (электроэнергия МОП), утилизация ТБО, электроэнергия МОП, за период с 01 июня 2008 года по 30 апреля 2011 года в размере 53341 рубль 35 копеек. Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просят Дементьева А.М., Дементьев А.В., поскольку полагают, что суд нарушил нормы процессуального права, не применил закон, подлежащий применению, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывают, что истец эксплуатирует дом, в котором расположена квартира ответчиков, ненадлежащим образом, с нарушением положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда от 27 сентября 2003 года № 170. Так, в квартире ответчиков отсутствует отопление в связи с выходом из строя инженерного оборудования, часть радиаторов отопления отсутствует вообще. В этой связи, проживание в данной квартире является опасным для жизни, ответчики не проживают в ней в течение 12 лет и вынуждены проживать в другом жилом помещении по договору коммерческого найма. Окна в подъездах дома выбиты, чердаки открыты, вследствие чего происходит утечка тепла. Профилактические мероприятия по приведению дома в надлежащее состояние истцом не проводятся. Лифт в подъезде, в котором расположена квартира ответчиков, находится в аварийном состоянии. Бытовой мусор вывозится нерегулярно, в связи с чем в местах его скопления образовывались свалки бытовых отходов. Суд не дал оценки представленным ответчиками доказательствам, в частности показаниям свидетеля Разина Д.М., ранее вынесенным решениям Ленинского районного суда г. Саратова по делам по искам АТСЖ Ленинского района г. Саратова к ответчикам о взыскании задолженности по оплате за ЖКУ, согласно которым со стороны истца отсутствуют надлежащее содержание и ремонт жилья. Проверив материалы, законность и обоснованность решения в полном объеме, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. Удовлетворяя заявленные АТСЖ Ленинского района г. Саратова исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец выполнил принятые на себя обязательства по договору от 11 января 2006 года, что подтверждается счетами фактур поставки теплоэнергии, учетом по оказанию услуги по электроэнергии и расчетом стоимости потребленной электроэнергии, договором энергоснабжения № 296 от 01 января 2007 года с приложением протокола разногласий, дополнительным соглашением от 01 сентября 2009 года, договором снабжения тепловой энергией в горячей воде от 30 декабря 2005 года. Проведение мероприятий по содержанию общего имущества многоквартирного дома (лифта) подтверждается договорами № 3101/08 от 31 января 2008 года, № 102 от 01 апреля 2011 года на комплексное техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования и систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи (ЛДСС). Оказание услуги по вывозу бытовых отходов подтверждается договором на оказание услуг по вывозу бытовых отходов № 02/02 от 01 февраля 2007 года с приложением и последующими дополнительными соглашениями. Между тем с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя. Из материалов дела следует, что кв. <адрес> находится в муниципальной собственности. Нанимателем данной квартиры является Дементьева А.М., членом ее семьи – Дементьев А.В. Многоквартирный дом <адрес> (далее – МКД) входит в состав ТСЖ «Дом». Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 02 декабря 2005 года АТСЖ Ленинского района г. Саратова обязано произвести ремонт инженерного оборудования, находящего в <адрес>, а именно: сменить вентили и сгоны к ним на трубопроводе отопления в кухне, сменить радиатор отопления в кухне. Решением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Саратова от 22 декабря 2005 года установлено, что в кухне указанной квартиры отсечена батарея, отсутствует тепло. 11 января 2006 года ТСЖ «Дом» и АТСЖ Ленинского района г. Саратова заключен договор, по условиям которого ТСЖ «Дом» передало сроком на 5 лет объекты общего имущества МКД (межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения оборудование). АТСЖ Ленинского района г. Саратова обязалось: производить текущий и капитальный ремонт общего имущества каждого МКД, входящего в состав товарищества; ежегодно производить технические осмотры (обследования) объектов общего имущества товарищества. Решением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Саратова от 20 января 2011 года отказано в удовлетворении исковых требований АТСЖ Ленинского района г. Саратова к Дементьевой А.М., Дементьеву А.В. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период с 01 июля 2006 года по 31 мая 2009 года по тем основаниям, что ответчикам предоставляются коммунальные услуги ненадлежащего качества, часть услуг не предоставляется вообще (т. 1 л.д. 9, 26-35, 69-81). Судом первой инстанции установлено, что до настоящего времени работы по ремонту инженерного оборудования в квартире ответчиков не проведены, вентили радиаторов в жилых комнатах в нерабочем состоянии, в кухне отсутствует радиатор отопления, на стояке имеется заглушка. Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Согласно Жилищному кодексу (далее – ЖК) РФ Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 39); наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 67); обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора (ст. 153); плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги; плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (ст. 154); наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации; неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (ст. 155); размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения; размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (ст. 156); размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 157); по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ст. 162). В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 настоящих Правилах используются следующие определения: "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; "управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (п. 3); коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации; условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приводятся в приложении № 1; расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в приложении № 2 (п. 4); обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями (п. 5); при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха (п. 9); обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором (п. 13); исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором; производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества; вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения; по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг (п. 49); потребитель имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; получать от исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки; при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением № 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением; в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 64); сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе; в акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 69); акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором (п. 71); исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы (п. 76). Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, предусматривают, что в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (п. 2); в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6); общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (п. 10); содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подп. «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил (п. 11); надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: товариществом собственников жилья путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с п. 2 ст. 138 ЖК РФ (п. 16). Согласно Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами (п. 6); собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации (п. 7); заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (п. 8); лицо, которому в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа. При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере (п. 9); в случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле: , где: - размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения (рублей); - стоимость соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (рублей); - количество календарных дней в месяце; - количество полных календарных дней, в течение которых оказывались и (или) выполнялись услуги или работы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 10); при управлении многоквартирным домом управляющей организацией стоимость отдельных услуг или работ (), входящих в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, включаемых в плату за содержание и ремонт жилого помещения, установленную для нанимателей уполномоченным органом местного самоуправления, отражается в смете, направляемой управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, в котором находятся жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, в течение 10 рабочих дней после установления для нанимателей размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 11); факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 15); акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 16). Статья 12 ГПК РФ предусматривает, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ). Исходя из вышеизложенного, оснований и предмета заявленных требований, возражений ответчиков на требования истца, обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения дела, являются: относится ли отопительная система в квартире ответчиков, в подъезде, в котором находится эта квартира, к общему имуществу МКД, обслуживающему более одного жилого и (или) нежилого помещения; находится ли она в состоянии, готовом к бесперебойной подаче в жилое помещение и нежилое помещение коммунального ресурса – тепловой энергии надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; ответчик надлежащим образом исполнял свои обязательства по обеспечению готовности указанной выше отопительной системы к предоставлению коммунальной услуги – отопление и ее обслуживанию в соответствии с условиями договора от 11 января 2006 года; подавался ли коммунальный ресурс – тепловая энергия в квартиру ответчиков и в подъезд, в котором находится эта квартира, надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; в спорный период истец оказывал ответчикам услуги и выполнял работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, в том числе по ремонту жилья (лифт), ремонту жилья (текущий ремонт), содержанию жилья (вывоз ТБО), содержанию жилья (лифт), содержанию жилья (общ.), содержанию жилья (электроэнергия МОП), утилизация ТБО, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: доступность пользования жилыми и нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов ответчиков; обращались ли ответчики к истцу с жалобами (заявлениями, требованиями, претензиями) на режим и качество предоставления коммунальной услуги – отопление, на ненадлежащее качество предоставленных услуг и выполненных по содержанию и ремонту общего имущества в МКД; обеспечил ли истец учет указанных жалоб и учет их исполнения; направлял ли истец по требованию ответчиков своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальной услуги - отопление ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта); составлялся ли истцом акт о непредоставлении или предоставлении коммунальной услуги - отопление ненадлежащего качества, акт нарушения качества предоставленных услуг и выполненных по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки; имеются ли основания для уменьшения размера платы за коммунальную услугу – отопление, за содержание и ремонт жилого помещения в связи с предоставлением услуг и выполнением работ ненадлежащего качества; размер указанной платы. Между тем в нарушение требований процессуального закона вышеперечисленные обстоятельства суд первой инстанции на обсуждение сторон не выносил и бремя их доказывания не распределял. Вывод суда первой инстанции о том, что выполнение истцом принятых на себя обязательства по договору от 11 января 2006 года подтверждается счетами фактур поставки теплоэнергии, учетом по оказанию услуги по электроэнергии и расчетом стоимости потребленной электроэнергии, договорами энергоснабжения, снабжения тепловой энергией в горячей воде, на комплексное техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования и систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи (ЛДСС), на оказание услуг по вывозу бытовых отходов, является несостоятельным, поскольку в них не имеется сведений о том, что истец предоставлял ответчикам коммунальную услугу – отопление, оказывал услуги и выполнял работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников МКД качество, которых соответствовало требованиям законодательства Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Неправильное определение и недоказанность судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права в силу требований п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 362, ст. 363, ч. 1 ст. 364 ГПК РФ являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены постановленного по делу решения суда. Судебная коллегия не может вынести по делу новое решение, ввиду отсутствия в деле достаточных доказательств, подтверждающих фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, возможность представления которых сторонами не утрачена, а также невозможности устранения судом кассационной инстанции перечисленных нарушений норм материального и процессуального права. При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует устранить отмеченные недостатки, уточнить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определить закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установлении правоотношений сторон, в зависимости от этого распределить бремя доказывания, предложить сторонам представить дополнительные доказательства в подтверждение своих доводов, разъяснив последствия их непредставления, проверить представленные сторонами расчеты, обоснованность начисления каждого вида платежа и его размер и с учетом представленных доказательств, их оценки принять законное и обоснованное решение. Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ судебная коллегия определила: решение Ленинского районного суда г. Саратова от 17 августа 2011 года по гражданскому делу по иску Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова к Дементьевой А.М., Дементьеву А.В. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги отменить и направить данное дело на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий Судьи