Судья Набенюк А.П. Дело № 33-5843 03 ноября 2011 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда председательствующего Захарова В.Н. судей Пантелеева В.М., Литвиновой М.В. при секретаре Голубевой М.М. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Бочкарева В.В. на решение Волжского районного суда г. Саратова от 29 августа 2011 года, которым постановлено отказать в удовлетворении заявления Бочкареву В.В. о признании незаконными действий, о понуждении к утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка. Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения Бочкарева В.В., его представителя Любочкина Д.Ю. (доверенность от 14.04.2009 г.), поддержавших доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия установила: Бочкарев В.В. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что является собственником <адрес> в многоквартирном доме <адрес>. Ему на праве собственности принадлежит сарай с погребом общей площадью 17,2 кв. метров во дворе указанного дома. В целях формирования земельного участка под сараем, им 01.11.2010 года было подано в комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – Комитет) заявление № об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 135 кв. метров. Данное заявление не было рассмотрено в установленный законом срок. В соответствии с решением Волжского районного суда г. Саратова от 17.03.2011 г. было признано незаконным бездействие Комитета, выразившееся в непринятии решения по заявлению об утверждении и выдаче схемы; на Комитет возложена обязанность в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть данное заявление. После этого, письмом № от 31.05.2011 года Комитет отказал заявителю в утверждении и выдаче схемы, сославшись на ее несоответствие документам территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории. Также было указано на создание препятствий для проезда во двор здания, в случае расположения обозначенного земельного участка, и на нарушение п. 4 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ. Считал, что данное решение не соответствует положениям ч.ч. 1, 7 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, п. 1.3.3 Порядка утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденного решением Саратовской городской Думы № 53-631 от 07.07.2010 года, ст. 24 Устава г. Саратова. Просил признать указанное решение незаконным, обязать Комитет утвердить и выдать схему расположения земельного участка. Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение. В кассационной жалобе Бочкарев В.В. просит решение суда отменить, рассмотреть дело по существу. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывал свои требования в суде первой инстанции. Указывает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Судом неверно оценены представленные доказательства. Дело рассмотрено с превышением срока, установленного ГПК РФ. К участию в рассмотрении дела не было привлечено ООО <данные изъяты>, о котором упоминал суд. Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. В силу пунктов 4, 6 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Положениями пунктов 1 - 5 ст. 34 ЗК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1). Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п. 2). В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3). Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5). Положениями пунктов 1, 2, 3, 5, 7 ст. 36 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (п. 1). В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством (п. 2). В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании (п. 3). Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п. 5). В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7). Распоряжением Правительства Саратовской области от 11 августа 2009 г. N 193-Пр «О рекомендациях по изготовлению схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» в целях соблюдения законности при предоставлении права на земельные участки для целей строительства, рекомендовано органам местного самоуправления области при подготовке и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории обеспечить обязательное указание в схемах сведений о координатах характерных точек границ земельных участков, наличии зеленых насаждений, об отнесении земельных участков к территориям общего пользования, о наличии зданий, строений, сооружений и их частей, подземных и надземных коммуникаций, объектов электросетевого хозяйства, прохождении иных линейных объектов, охранных, санитарно-защитных и иных зонах, а также иных данных, свидетельствующих о наличии запретов либо ограничений в использовании земельных участков. Согласно п. 1.3 Порядка утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 г. N 53-631 (далее – Порядок), утверждение и выдача Схемы осуществляется при формировании земельных участков под зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении, расположенными на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка (п. 1.3.3). В силу п. 1.4 Порядка схема является основанием для формирования земельного участка и не является документом - основанием для предоставления земельных участков. В п. 2.8 Порядка указано, что в случаях: несоответствия Схемы документам территориального планирования, документам градостроительного зонирования и документации по планировке территории; непредставления документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка; наличия на момент обращения с заявлением споров о правах на испрашиваемый земельный участок; расположения испрашиваемого земельного участка в границах двух и более территориальных зон; несоответствия размера испрашиваемого земельного участка установленным предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков; ограничения в обороте или изъятия из оборота испрашиваемого земельного участка в соответствии с законодательством; предоставления недостоверных сведений, а также сведений, противоречащих Генеральному плану города Саратова, Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", иным правовым актам – Схема не подлежит утверждению, о чем заявитель уведомляется в письменном виде. Из сообщения МУП «Городское бюро технической инвентаризации от 10.08.2011 г. (л.д. 128), договоров на приватизацию, договора дарения (л.д. 129-133) следует, что в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, помимо заявителя имеются другие сособственники: муниципальное образование «Город Саратов», Бочкарев А.В. (313/2000 доли), Х.В.А. (472/2000 доли), Я.М.М. (472/2000 доли), А.С.В. (собственник нежилого помещения 32,3 кв. м и 38, 2 кв. м). По сообщению и уведомлению ФБУ «Кадастровая палата» по Саратовской области от 10.08.2011 г. 16.08.2001 г. (л.д. 90, 201), сведения о земельных участках по адресу: <адрес> и <адрес>, отсутствуют. Из материалов дела следует, что согласно решению мирового судьи судебного участка № 4 Волжского района г. Саратова от 20.07.2006 г. за Бочкаревым В.В. признано право собственности на самовольно строение – сарай с погребом литер «ж6», расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 17,2 кв. м. Право собственности на указанный сарай с погребом зарегистрировано 14.09.2006 г. При обращении 01.11.2010 года в Комитет с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 135 кв. м, для целей занимаемого сарая с погребом, Бочкаревым В.В. были поданы: 2 экземпляра схемы, выполненной в соответствии с приложением 1 к Порядку утверждения и выдачи схем расположения земельных участков; 2 экземпляра схемы расположения земельного участка на топографо-геодезическом плане территории М 1:500, выполненной в соответствии с приложением 2 к Порядку об утверждении и выдаче схем расположения земельных участков; электронный носитель; сведения государственного кадастра недвижимости в виде кадастрового плана соответствующей территории; правоустанавливающие документы на здание. Судом установлено, что площадь земельного участка многоквартирного дома составляет 434 кв. метров, под застройкой 199 кв. метров. Бочкарев В.В. является собственником 313/2000 доли в праве общей долевой собственности домовладения по адресу: <адрес>. Согласно акту осмотра земельного участка от 17.08.2011 года по адресу: <адрес> установлено, что проход и проезд на территорию земельного участка домовладения по адресу: <адрес> осуществляется через металлические ворота и калитку с <адрес>. За домом <адрес> расположен металлический гараж. По границе металлического гаража и <адрес> установлен забор из профнастила, разделяющий <адрес> и <адрес>. Вход к <адрес> осуществляется с <адрес> через металлическую калитку и ворота через <адрес>. В соответствии с границами земельного участка испрашиваемого заявителем, предполагается занятие части земельного участка с металлическими воротами. Такой вариант пользования земельным участком с другими сособственниками не согласован. Из представленной заявителем в Комитет схемы расположения земельного участка на топографо-геодезическом плане следует, что проход на придомовую территорию будет возможен только через калитку, проезд на территорию земельного участка через ворота будет невозможен, что создаст препятствия остальным сособственникам. Из плана земельного участка следует, что земельный участок, указанный Бочкаревым В.В., занят его строением частично. Строение заявителя расположено в стороне. Остальная часть испрашиваемого земельного участка расположена непосредственно в центре двора на территории проезда за воротами. Письмом № от 31.05.2011 года Комитет отказал заявителю в утверждении и выдаче схемы, сославшись на ее несоответствие документам территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории. Также было указано на создание препятствий для проезда во двор здания, в случае расположения обозначенного земельного участка, что препятствует образованию земельного участка в силу п. 4 ст.11.9 Земельного Кодекса РФ. Заявителю предложено представить топографо-геодезический материал, позволяющий определить соответствие формируемого земельного участка требованиям Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ (ст. 67 Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям). Учитывая вышеуказанное законодательство и обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Бочкареву В.В., поскольку согласование границ испрашиваемого земельного участка указанного в схеме, с другими сособственниками домовладения не проводилось. Границы испрашиваемого земельного участка со стороны <адрес> и вдоль <адрес> расположены таким образом, что они занимают предназначенный проезд для автотранспорта и пожарной техники во двор дома, то есть препятствуют разрешенному использованию земельного участка как придомовой территории, проезд на территорию домовладения через ворота для остальных сособственников и иных лиц будет невозможен. Представленная на согласование схема расположения земельного участка предполагает предоставление Бочкареву В.В. части земельного участка, относящегося к общему въезду с металлическими воротами. Кроме того заявителем не представлены доказательства согласования такого варианта пользования земельным участком с другими сособственниками дома. Также не представлено обоснование предоставления земельного участка площадью 135 кв.м для пользования сараем (с погребом),общей площадью 17,2 кв.м. Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Нормы Порядка утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 г. N 53-631, не предусматривают процедуру утверждения и выдачи схем расположения земельных участков в отрыве от положений земельного законодательства, которым предусмотрено право других сособственников недвижимости, расположенной на общем земельном участке, на приобретение данного земельного участка, дачи согласия на пользование участком, в том числе согласие аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (ст. 36 ЗК РФ). Ссылка в жалобе о том, что дело рассмотрено с превышением срока, установленного ГПК РФ, к основаниям для отмены решения отнесена быть не может, поскольку данное обстоятельство не влияет на правильность рассмотренного спора. Непривлечение к участию в деле ООО <данные изъяты> не нарушает права Бочкарева В.В., исходя из принципа диспозитивности права. Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не имеется. Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался Бочкарев В.В. в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется (ч. 2 ст. 362 ГПК РФ). Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Волжского районного суда г. Саратова от 29 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бочкарева В.В. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи
в составе: