33-6055/2011 от 17.11.2011



Судья Куницына М.А. Дело № 33-6055/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.

судей Бартенева Ю.И., Литвиновой М.В.,

при секретаре Ребневой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее Комитет) на решение Кировского районного суда г. Саратова

от 04 августа 2011 года, которым постановлено:

"Признать действия Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в части отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 336 кв.м, расположенного по адресу: (…), на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обязав утвердить и согласовать данную схему в месячный срок с момента вступления решения в законную силу»,

заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., исследовав материалы дела,

установила:

Тугушева М.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета, мотивируя свои требования тем, что 06 апреля 2011 года ее представитель обратилась в Комитет с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 336 кв.м., расположенного по адресу: (…), приложив к нему необходимые документы.

10 мая 2011 года она получила отказ Комитета в утверждении и выдаче схемы расположения указанного земельного участка, обоснованный непредставлением правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на строения.

23 мая 2011 года представителем Тугушевой М.А. в Комитет было подано повторное заявление об утверждении схемы расположения земельного участка. 31 мая 2011 года Комитетом ей вновь было отказано в утверждении указанной схемы.

Полагает данный отказ незаконным, поскольку является собственником жилого дома, находящегося на данном земельном участке с 1993 года. Отказ препятствует в оформлении прав на земельный участок, осуществлении кадастрового учета.

В ходе рассмотрения дела Тугушева М.А. дополнила заявление, просила также признать незаконным отказ Комитета в утверждении схемы расположения земельного участка от 22 июля 2011 года, согласно которому заявителем не представлены правоустанавливающие документы на самовольную пристройку, возведенную на земельном участке (л.д. 97, 98).

Рассмотрев заявленные требования, суд вынес упомянутое решение.

В кассационной жалобе Комитет ставит вопрос об отмене решения и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме. В качестве оснований для отмены решения суда указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, в связи с чем суд пришел к неправильному выводу о незаконности действий Комитета.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч.1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.

В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

На основании ст. 28 Земельного Кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Процедура изготовления, согласования и утверждения схем расположения земельных участков предусмотрена Порядком утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденным Решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 г. № 53-631 территории города Саратова, утвержденным постановлением главы Администрации от 30.10.2008 года № 1340 (далее Порядок).

Согласно п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, подают заявления в функциональное структурное подразделение администрации муниципального образования "Город Саратов" по вопросам землепользования.

Перечень прилагаемых к заявлению документов, установлен п. 2.2 Порядка:

два экземпляра Схемы, выполненной в соответствии с Приложением 1 к настоящему Порядку;

два экземпляра Схемы расположения земельного участка на топографо-геодезическом плане территории М 1:500, выполненной в соответствии с Приложением 2 к настоящему Порядку. При больших размерах земельного участка схема расположения земельного участка на топографо-геодезическом плане территории может быть выполнена в М 1:1000 или М 1:2000;

копия паспорта - для граждан, свидетельство о государственной регистрации - для юридических лиц;

правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (при наличии);

правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на здания, строения, сооружения - в случае формирования земельного участка под зданиями, строениями, сооружениями, расположенными на нем;

сведения государственного кадастра недвижимости в виде кадастрового плана или кадастровой карты соответствующей территории по форме, утвержденной приказом Минюста РФ от 19.03.2008 N 66, выданных не ранее шести месяцев до даты подачи заявления, указанного в пункте 2.1 настоящего Порядка;

доверенность (если заявление подано представителем).

В соответствии с п. 2.8 Порядка схема не подлежит утверждению в случаях:

- несоответствия схемы документам территориального планирования, документам градостроительного зонирования и документации по планировке территории;

- непредставления документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка;

- наличия на момент обращения с заявлением споров о правах на испрашиваемый земельный участок;

- расположения испрашиваемого земельного участка в границах двух и более территориальных зон;

- несоответствия размера испрашиваемого земельного участка установленным предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков;

- ограничения в обороте или изъятия из оборота испрашиваемого земельного участка в соответствии с законодательством;

- предоставления недостоверных сведений, а также сведений, противоречащих Генеральному плану города Саратова, Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", иным правовым актам.

В ответе Комитета от 22 июля 2011 года отказ в утверждении схемы расположения земельного участка обоснован непредставлением документов, указанных в п. 2.2 Порядка.

Между тем, материалами дела установлено, что все перечисленные названной нормой документы заявителем в Комитет представлены. В частности, представлен договор дарения дома от 24 февраля 1993 года, согласно которому С. подарила Тугушевой М.А. жилой дом общей площадью 46,2 кв.м., расположенный по адресу: (…).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности отказа Комитета в утверждении и выдаче Тугушевой М.А. схемы расположения земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу.

Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что указанная в договоре дарения площадь жилого дома (46,2 кв.м.) не соответствует площади, указанной в кадастровом паспорте от 15.12.2010 года (143,9 кв.м) и проектном плане застройки земельного участка (186 кв.м.) на стадии утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка правового значения не имеет и не свидетельствует о недостоверности предоставленных заявителем сведений.

Довод жалобы о том, что первоначальный объект капитального строительства был реконструирован, но его регистрация не была осуществлена, в связи с чем приобретенный по договору дарения объект недвижимого имущества не существует не основан на нормах действующего законодательства и не подтвержден какими-либо доказательствами, поэтому на правильность выводов суда первой инстанции, изложенных в обжалуемом решении, не влияет.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г. Саратова от 04 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: