33-6191/2011 от 24.11.2011



Судья Богомолов А.А. Дело № 33-6191/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Коршунова Р.В.,

судей Гладченко А.Н., Бартенева Ю.И.,

с участием прокурора Савиной С.В.,

при секретаре Ребневой Е.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе открытого акционерного общества «Саратовский автобусный парк» (далее ОАО «Саратовский автобусный парк») на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова

от 06 сентября 2011 года, которым постановлено:

«Иск Бойко В.В. удовлетворить частично.

Восстановить Бойко В.В. в должности инспектора по профилактическому осмотру водителей транспортных средств открытого акционерного общества «Саратовский автобусный парк» с 01 июля 2011 года.

Взыскать с открытого акционерного общества «Саратовский автобусный парк» в пользу Бойко В.В. заработную плату за время вынужденного прогула за период с 01 июля 2011 года по 06 августа 2011 года в размере 49756 руб. 96 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 8000 руб.

В остальной части исковых требований Бойко В.В. к открытому акционерному обществу «Саратовский автобусный парк» отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Саратовский автобусный парк» в доход государства государственную пошлину в размере 2092 руб. 71 коп.».

Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя ОАО «Саратовский автобусный парк» Солдатова В.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения Бойко В.В. и ее представителя адвоката Аксеновой А.А., возражавших против доводов жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение законным, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Бойко В.В. обратилась в суд с иском к ОАО «Саратовский автобусный парк» о восстановлении на работе в должности инспектора по профосмотру водителей, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 30000 руб., а также расходов на оплату услуг представителя в размере 10000 руб.

Требования мотивированы тем, что 01 августа 2003 года Бойко В.В. была принята на работу в ГУП «Саратовский автобусный парк №» в порядке перевода из ГУП «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие №2» инспектором по профилактическому осмотру водителей транспортных средств. В 2006 году ГУП «Саратовский автобусный парк №2» реорганизован путем преобразования в ОАО «Саратовский автобусный парк».

Приказом№106-ок от01 июля 2011 годаБойко В.В. была уволена по п. 9. ч. 1 ст. 83 ТК РФ - истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

С данным приказом истец не согласен, поскольку в 2003 году после окончания курсов «Центра подготовки и повышения квалификации специалистов по проведению профилактических (предрейсовых) осмотров водителей транспортных средств» ей было выдано свидетельство АВ № 0034 о присвоении квалификации «инспектор по проведению профилактических осмотров водителей транспортных средств». После окончания курсов Бойко В.В. был выдан сертификатИН №0034 от 17 февраля 2004 года сроком действия на пять лет.27 декабря 2008 года Бойко В.В. был выдан сертификатУЦ №0454 сроком на пять лет, который действует до 2013 года.

28 июня 2011 годаответчиком истцу было вручено уведомление о предоставлении сертификата специалиста, на которое Бойко В.В. были представлены копия свидетельства, копия сертификата и копия удостоверения, однако ответчик, не принимая их во внимание, без объяснения причин необоснованно уволил Бойко В.В. с работы. Своими действиями ответчик причинил Бойко В.В моральный вред, который она оценивает в 30000 руб.

В уточненном исковом заявлении Бойко В.В. представила расчет заработной платы за время вынужденного прогула составившего на 15 августа 2011 года 32689 руб. 44 коп., сумму которого она просила взыскать с ответчика.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе ОАО «Саратовский автобусный парк» просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд. В качестве оснований для отмены указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права, а также на неправильную оценку представленных доказательств, в связи с чем суд пришел к необоснованному выводу о незаконности приказа № 106-ок от 01 июля 2011 г. о прекращении трудового договора.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.

При рассмотрении дела суд правильно применил нормы материального права, установил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ст. 394 ТК РФ, в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула. В случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда.

Приказом генерального директора ОАО «Саратовский автобусный парк»№106-ок от 01 июля 2011 года трудовой договор от 01 августа 2003 года,заключенный с Бойко В.В., был прекращен, и с01 июля 2011 года Бойко В.В. была уволена с должности инспектора по профилактическому осмотру водителей транспортных средств на основании п. 9. ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В силу п. 10 ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются обстоятельства, не зависящие от воли сторон.

В соответствии с п. 9 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон в случае истечения срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. № 30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, пп «г» п. 5 которого установлено, что наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг), является обязательным лицензионным требованием и условием при осуществлении медицинской деятельности.

Проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) включено в перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности согласно приложения к указанному Положению.

Согласно п. 1 ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. (п. 2 ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения (п. 4 ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

Материалами дела установлено, что в 1978 году Бойко В.В. окончила полный курс обучения по специальности медицинская сестра для детских яслей.

Согласно информационному письму Минздрава РФ от 10 марта 1999 г. № 15-00/02-3 в соответствии с п.2.1.2. приказа Минздравмедпрома России от 19.12.94. № 286 средние медицинские и фармацевтические работники могут осуществлять профессиональную деятельность первые пять лет после окончания медицинского училища (колледжа) по специальностям: лечебное дело, акушерское дело, сестринское дело, стоматология, стоматология ортопедическая, лабораторное дело, лабораторная диагностика, фармация, в связи с тем, что государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым они подготовлены, позволяет приступить к работе по указанным специальностям без прохождения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации). В данном случае диплом о полученном образовании может быть приравнен к сертификату специалиста.

По истечении пяти лет или по мере необходимости (постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.95 № 610) они должны пройти курсы повышения квалификации, сдать квалификационный экзамен и получить сертификат специалиста установленного образца.

При осуществлении видов деятельности, требующих дополнительной подготовки, средние медицинские работники должны пройти курсы специализации после окончания медицинского училища (колледжа) и получить соответствующий сертификат специалиста.

В соответствии с п.2.1.3. вышеуказанного приказа средние медицинские и фармацевтические работники, допущенные предшествующим приказом МЗ СССР от 13.07.89 № 418 к работе в должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала, в том числе к занятию должностей лаборантов (фельдшеров-лаборантов), сохраняет право на работу в указанных должностях, занимаемых ими до издания приказа МЗМП РФ от 19.12.94 № 286 при условии получения сертификата специалиста, если у них отсутствует документ о повышении квалификации, специализации в соответствии с п.1.10. приказа МЗМП РФ от 19.12.94 № 286.

Фельдшеры, акушерки, медицинские сестры, приступившие к работе в должностях лаборантов (фельдшеров-лаборантов) до выхода приказа МЗМП РФ от 19.12.94 № 286, сохраняют право продолжать работать в указанных должностях, проходить усовершенствование и получать сертификат специалиста. Проводить профессиональную переподготовку данной категории специалистов необязательно.

Сертификат специалиста не выдается лицам, работающим на должностях среднего медицинского или фармацевтического образца (курсы медицинских сестер для детских яслей, курсы медицинских сестер Исполкома СОКК и КП СССР и т.д.). Однако при этом указанные лица сохраняют право продолжать работать, так как были допущены к занятию этих должностей в ранее установленном порядке, проходить курсы повышения квалификации и аттестоваться на присвоение квалификационных категорий.

Как правильно указано судом первой инстанции, из приведенных норм следует, что специалисты, прошедшие годичные курсы по подготовке медицинских сестер для детских яслей, допущенные к занятию медицинской деятельностью в соответствии с приказами Минздрава СССР от 21.10.74 № 990, от 13.07.89 № 418 и начавшие работать в период действия этих приказов, могут продолжать замещать прежние должности, проходить повышение квалификации по специальностям, соответствующим этим должностям, и получить (подтвердить) сертификаты специалиста.

Представленными истцом доказательствами подтверждается и не оспаривается ответчиком, что Бойко В.В. прошла годичный курс обучения по подготовке медицинских сестер для детских яслей при Саргорздравотделе, и решением Государственной квалификационной комиссии30.09.1978 года присвоено звание медицинской сестры для детских яслей с законченным средним медицинским образованием.

В период действия приказов Минздрава СССР от 21.10.74 № 990, от 13.07.89 № 418, а именно 14 апреля 1993 года, Бойко В.В. была принята на работу в ГУП «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие» на должность инспектора по профосмотру водителей, в дальнейшем она получила свидетельство АВ№0034 и сертификатИН № 0034.

Между тем, действующим приказом Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями от 7 сентября 2004 г., 10 января 2006 г., 14 июля 2009 г., 15 февраля, 25 августа 2010 г.) была утверждена программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств продолжительностью 36 часов.

В 2008 году Бойко В.В. прошла обучение на курсах «Первичная подготовка медицинских работников по проведению предрейсовых осмотров водителей автотранспортных средств» по 72-часовой программе, что подтверждается соответствующим сертификатом сроком действия 5 лет.

Квалификационные требования, установленные Единым квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н, установлены только для специалистов учреждений здравоохранения. Должность инспектора по профилактическому осмотру водителей транспортных средств в данном справочнике не поименована.

В соответствии с Постановлением от 6 апреля 1988 г. № 193 Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам «О согласовании квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих предприятий и организаций автомобильного транспорта» к должности инспектора по проведению профилактических осмотров водителей автомототранспортных средств предъявляются следующие квалификационные требования: наличие общего среднего образования и специальная подготовка по программе, утвержденной Министерством здравоохранения СССР. В должностные обязанности инспектора по проведению профилактических осмотров водителей автомототранспортных средств входит: проведение профилактических осмотров водителей автотранспортных средств (измерение температуры тела, артериального давления, пульса, определение реакции на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе); участие в расследовании дорожно-транспортных происшествий; анализ эффективности профилактических осмотров водителей; принятие решений о допуске водителей к работе; проставление соответствующих отметок в путевых листах; ведение учета результатов профилактических осмотров водителей автомототранспортных средств; оформление в установленном порядке направления в лечебные учреждения для медицинского освидетельствования водителей автомототранспортных средств; информирование руководителя предприятия о результатах профилактических осмотров.

При таких обстоятельствах обоснованность вывода суда первой инстанции о незаконности приказа № 106-ок от 01 июля 2011 года о прекращении трудового договора с Бойко В.В. сомнений не вызывает.

Довод жалобы о немотивированном отказе суда в удовлетворении ходатайства представителя ответчика о вызове и допросе в судебном заседании специалиста Росздравнадзора - органа, выдавшего в 2006 году лицензию ОАО «Саратовский автобусный парк» и ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Комитета здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов», является несостоятельным, поскольку названные ходатайства разрешены судом по правилам ст. 166 ГПК РФ с учетом мнения лиц участвующих в деле, с указанием причин отказа в их удовлетворении, что нашло отражение в протоколе судебного заседания от 06 сентября 2011 года (л.д. 219).

Иные доводы кассационной жалобы также не содержат оснований, влекущих отмену судебного решения, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

По мнению судебной коллегии, приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, мотивированы,

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 06 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО «Саратовский автобусный парк» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи