22 ноября 2011 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Заболотной Л.Н.., судей Кривошеевой Н.А. и Литвиновой М.В., при секретаре Каланиной Е.А., установила: Московец А.В. обратился в суд с иском к министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, администрации Балаковского муниципального района Саратовской области и просил произвести капитальный ремонт автодороги <адрес>, протяженностью 6, 2 км. В обоснование заявленных требований истец указал, что он является жителем <адрес>,. Единственная автодорога протяженностью 6,2 км между с<адрес> находится в аварийном состоянии. Ему и членам его семьи приходится ежедневно пользоваться данной автодорогой для проезда на автомобиле к месту работы и обратно. В результате движения по автодороге, не отвечающей требованиям безопасности дорожного движения, создается угроза возникновения дорожно–транспортного происшествия, а также жизни и здоровью граждан. Данная дорога не ремонтируется на протяжении многих лет. Несмотря на то, что ответчики являются органами исполнительной власти, мер по надлежащему содержанию дороги не предпринимают, поэтому истец был вынужден обратиться в суд с указанными требованиями. Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 19 августа 2011 года исковые требования Московца А.В. удовлетворены. Суд обязал министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области произвести капитальный ремонт автодороги <адрес>, протяженностью 6, 2 км, привести её в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221 в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. В иске Московца А.В. к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области отказано. Не согласившись с указанным решением суда, министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области обратилось в суд с кассационной жалобой, по доводам которой, просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Ответчик полагает, что суд неправильно применил нормы материального права, поскольку министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области не может осуществлять финансирование работ, в том числе ремонтных работ автодорог, не предусмотренных областным бюджетом, поскольку это является нецелевым использованием бюджетных средств. Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.2 ст.347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим отмене по следующим основаниям. Как установлено судом первой инстанции и следует из содержания искового заявления, Московец А.В. обратился в суд с требованиями об обязании министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, администрации Балаковского муниципального района Саратовской области произвести капитальный ремонт автодороги <адрес>, протяженностью 6,2 км, поскольку в результате движения по автодороге, не отвечающей требованиям безопасности дорожного движения, создается угроза возникновения дорожно–транспортного происшествия, а также жизни и здоровью, как его самого, так и членов его семьи и иных граждан. Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции возложил обязанность по проведению ремонта участка указанной автодороги на министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, поскольку пришел к выводу, что данная дорога должна находиться в собственности субъекта Российской Федерации, т.к. включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения. Между тем, судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он не подтвержден обстоятельствами дела и противоречит нормам материального прав, регулирующим возникшие правоотношения. В силу п.5 и 6 ст.6 Федерального закона от 8.11.2007 г. N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011 г.) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации). Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ п "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности. Согласно ст.1 постановления Правительства Саратовской области от 03.05.2005 г. N 137-П (в ред. от 24.10.2011 г.) "Вопросы комитета по управлению имуществом Саратовской области" комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее - Комитет) является органом исполнительной власти Саратовской области. Комитет осуществляет, в том числе: управление и распоряжение объектами, находящимися в государственной собственности области, в том числе земельными участками; координацию деятельности в области имущественных и земельных отношений иных органов исполнительной власти области, действующих во взаимодействии с органами местного самоуправления, в случаях, установленных законодательством. В соответствии со ст.6 указанного выше постановления основными функциями, необходимыми для реализации Комитетом возложенных задач, являются: осуществление в установленном порядке передачи земельных участков и иного имущества, находящегося в государственной собственности области, в государственную собственность Российской Федерации, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, а также осуществление в установленном порядке приема объектов из федеральной, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и иной собственности в государственную собственность области; представление в органы осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документов для государственной регистрации права государственной собственности области на объекты недвижимости, включая земельные участки, находящиеся в собственности области. Судом первой инстанции установлено, что автодорога между <адрес> протяженностью 6,2 км является автодорогой общего пользования регионального значения. Данное обстоятельство не оспаривалось ни одной из сторон спора ни в суде первой инстанции, ни в заседании судебной коллегии. Кроме того, данное обстоятельство подтверждается перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального значения, расположенных на территории Балаковского муниципального района Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 6.05.2008 г. № 175-П «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения», в котором внесены сведения об автодороге Балаково - Подсосенки 6,2 км (л.д.23). Между тем, перечень автомобильных дорог не является правоустанавливающим документом, влекущим возникновение или прекращение права собственности на недвижимое имущество. Исходя из представленных в материалы дела документов следует, что спорная автодорога на балансе министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области не стоит, в реестре федерального имущества Саратовской области не значится (л.д.105, 106, 128). В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, равно как и в заседании судебной коллегии представители министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, администрации Балаковского муниципального района Саратовской области не отрицали, что автодорога между <адрес> протяженностью 6,2 км является автодорогой общего пользования регионального значения и должна находиться в собственности субъекта Российской Федерации, передачу спорной автодороги в собственность Саратовской области должен осуществлять Комитет по управлению имуществом Саратовской области, однако по какой причине передача данной дороги субъекту РФ (Саратовской области) так и не была произведена, пояснить судебной коллегии не смогли. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал преждевременный вывод об удовлетворении требований истца за счет министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области. Суд первой инстанции в нарушение норм гражданско-процессуального права не привлек к участию в деле комитет по управлению имуществом Саратовской области, хотя разрешаемые судом вопросы непосредственно связаны с осуществлением им полномочий в сфере передачи объекта, находящегося в государственной собственности области, в собственность субъекта Российской Федерации. Кроме того, суд первой инстанции не установил, была ли передана спорная автодорога в собственность Саратовской области, и если не передана, то по какой причине. Указанные нарушения являются безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции. Поскольку судом не в полной мере установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, а вопрос об определении состава лиц, участвующих в деле, и о привлечении их к участию в нем относится к компетенции суда первой инстанции, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду следует разрешить вопрос о составе лиц, участвующих в деле, привлечь к участию в деле комитет по управлению имуществом Саратовской области, установить обстоятельства имеющие значение для дела, правильно распределить бремя доказывания и только после этого постановить законное и обоснованное решение. Руководствуясь ст.193, 199, 360, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда определила: решение Балаковского районного суда Саратовской области от 19 августа 2011 года по делу по иску Московца А.В. к министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, администрации Балаковского муниципального района Саратовской области об устранении нарушенных прав, понуждении произвести капитальный ремонт автодороги отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Председательствующий Судьи