30 ноября 2011 г. г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Елкановой И.А., судей Грибалевой М.Н., Тришкиной М.А., при секретаре Ребневой Е.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Воскресенского района Саратовской области к потребительским кооперативам «Водолей», «Благоустройство-вода», «Родник» об исполнении обязательства, по кассационным жалобам потребительских кооперативов «Водолей» и «Родник» на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 26 октября 2011 года. Заслушав доклад судьи Грибалевой М.Н., объяснения представителя потребительских кооперативов «Водолей» и «Родник» - Шаталова В.М., поддержавшего доводы жалоб, исследовав материалы дела, судебная коллегия установила: Прокурор Воскресенского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об обязании производственных кооперативов (далее ПК) «Водолей», «Благоустройство-вода», «Родник» предоставить в срок до 10.11.2011 г. документы в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области для установления тарифа на услугу водоснабжения. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района была проведена проверка по исполнению законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований Федерального закона РФ № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 г. (ред. от 19.07.2011 г.) ответчики, поскольку осуществляют работы и оказание услуг, обеспечивающих потребности в водоснабжении членов кооператива и их деятельность подлежит государственному регулированию, должны были предоставить в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области документы для установления тарифов на услугу водоснабжения, однако до настоящего времени этого не сделали, в связи с чем невозможно установить тариф на услугу водоснабжения. Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 26 октября 2011 года исковые требования прокурора Воскресенского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены, на ПК «Водолей», «Благоустройство-вода», «Родник» возложена обязанность в срок до 10.11.2011 г. предоставить документы в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области для установления тарифа на услугу водоснабжения. В поданных кассационных жалобах ПК «Водолей» и «Родник» просят решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Полагают, что судом были нарушены нормы материального и процессуального права, не в полном объеме исследованы обстоятельства дела. Указывают, что в соответствии с действующим законодательством и Уставами кооперативов их деятельностью является «распределение воды», а не продажа её по договору, потребительские кооперативы не являются предпринимателями, не имеют потребителей, не оказывают по договору услуги и не имеют никаких договорных обязательств. Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст.347 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ (ред. от 19.07.2011 г.) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (ч.1 ст.1). Согласно подп.1 ч.2 ст.1 настоящего Федерального закона подлежат регулированию: тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Как следует из пунктов 1, 2 ст. 2 Закона, организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; системой коммунальной инфраструктуры является совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований. Потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются: а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений; б) в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги (п.17 ст. 2 Закона № 210-ФЗ). Исходя из правового анализа вышеперечисленных положений закона, деятельность юридического лица по производству либо оказанию услуг в сфере водоснабжения подлежит государственному регулированию. На территории Саратовской области органом государственного регулирования является комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области. Как следует из п.1.5 Уставов ПК «Водолей» и «Родник» целью кооператива является организация взаимодействия его членов – пайщиков, организация взаимопомощи в целях обеспечения экономической выгоды членов кооператива, осуществление работ и оказание услуг, обеспечивающих потребности пайщиков кооператива и водоснабжение пайщиков – участников кооператива. Предметом деятельности кооперативов является организация взаимодействия его членов, организация взаимопомощи в целях осуществления работ и оказание услуг, обеспечивающих потребность в водоснабжении членов кооператива (п.2.1 Устава ПК «Благоустройство-вода»). Представитель ответчика ПК «Благоустройство-вода» Чукалин В.Г. в судебном заседании пояснил, что кооператив является некоммерческой организацией, добровольным объединением граждан и юридических лиц на основе членства с целью обеспечения водой членов кооператива, осуществляемого посредством паевых взносов. Раньше все водопроводы принадлежали колхозам, когда колхозы распались, их передали администрации. После того, как прокуратура запретила администрации заниматься водоснабжением, было решено передать водопроводы ЖКХ, но ЖКХ их не принял из-за отсутствия правоустанавливающих документов, водопроводы стали бесхозными, в связи с чем в 2003 году на собрании жителей <адрес> был создан потребительский кооператив и принято решение о том, что вода может использоваться жителями села на свои хозяйственно-бытовые нужды, все жители сел написали заявления о вступлении в члены кооператива, поэтому мы обеспечиваем водоснабжение сами для себя. На общем собрании устанавливается размер паевых взносов на содержание водопроводов, которые распределяются на налоги, заработную плату, ремонт и канцелярские принадлежности. При этом в настоящее время приблизительно чуть менее половины жителей сел не являются членами кооперативов, поскольку население постоянно меняется. Деньги за потребленную воду они платят кооперативу. Учитывая вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчики, хотя и не имеют в собственности водонапорных башен и водопроводов, но фактически осуществляют продажу услуг по водоснабжению жителям сел, в том числе и не являющихся членами потребительских кооперативов. Установив, что ПК эксплуатируют водопроводы, посредством которых подаётся вода и оказываются услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, у суда имелись основания для возможности отнесения ПК к числу организаций коммунального комплекса. Утвержденными в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что оказывающие гражданам-потребителям коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению "исполнители коммунальных услуг" приобретают используемые для предоставления коммунальных услуг "коммунальные ресурсы" - холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, тепловую энергию и твердое топливо - у "ресурсоснабжающей организации", являющейся юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальным предпринимателем. При этом в силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Из приведенных норм следует, что само по себе неупоминание потребительского кооператива в норме Закона о тарифах, регулирующей правовое положение коммерческой организации, осуществляющей деятельность в сфере коммунального комплекса, не может рассматриваться как вытекающая из закона или иного правового акта невозможность применения к потребительскому кооперативу правил, распространяющихся на такие организации. В соответствии с изложенным следует понимать и содержащееся в Законе о тарифах определение организации коммунального комплекса. При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании потребительских кооперативов представить в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области документы для установления тарифа на услугу водоснабжения. При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. С учетом изложенного, судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационных жалоб и не находит оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления. Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда определила: решение Саратовского районного суда Саратовской области от 26 октября 2011 года по делу по иску прокурора Воскресенского района Саратовской области к потребительским кооперативам «Водолей», «Благоустройство-вода», «Родник» об исполнении обязательства, по кассационным жалобам потребительских кооперативов «Водолей» и «Родник» оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: