33-6354/2011 от 08.12.2011



Судья Шестакова С.В. Дело № 33 – 6254/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 декабря 2011 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Захарова В.Н.,

судей Литвиновой М.В. и Пантелеева В.М.,

при секретаре Хохловой И.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Лебедевой О.А. на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 04 октября 2011 года, которым отказано в удовлетворении требований Лебедевой О.А. к Государственному учреждению «Управление социальной поддержки населения Энгельсского района» (далее - ГУ УСПН) о признании права на присвоение звания «Ветеран труда Саратовской области» и выдачи соответствующего удостоверения.

Заслушав доклад судьи Захарова В.Н., объяснения истца, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ГУ «Управление социальной поддержки населения Энгельсского района» - Амангалиевой С.К., действующей на основании доверенность № 37 от 11.01.2011г., возражавшей против доводов кассационной жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

Лебедева О.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к ГУ УСПН о признании за нею права на получение звания «Ветеран труда Саратовской области» с 13.07.2011 г. и выдачи соответствующего удостоверения. Мотивировала свои требования тем, что 13.07.2011 г. обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Саратовской области», однако решением от 18.07.2011 г. ей было в этом отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы, поскольку не был учтен период её деятельности с 07.08.2008 г. по 02.06.2011 г. Истица не согласилась с таким решением, ссылаясь на то, что в указанный период она осуществляла уход за лицами, являющимися инвалидами и достигшими 80 лет, в связи с чем данный период, по её мнению, подлежит включению в трудовой стаж и она с учётом указанного периода имеет право на присвоение ей звания «Ветеран труда Саратовской области».

Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

Лебедева О.А. не согласилась с постановленным решением суда, в своей кассационной жалобе просит его отменить и дело направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что в стаж работы входят не только периоды работы, но и иной деятельности, в связи с чем спорный период подлежит учету для присуждения ей звания «Ветерана труда Саратовской области».

От ГУ УСПН поступили возражения на кассационную жалобу, согласно которым ответчик просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены вынесенного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

По смыслу положений статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, регулируя вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения, вправе определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, равно как и устанавливать принципы разграничения соответствующих предметов ведения и полномочий. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает и осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов.

Статья 7 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» содержит перечень граждан, которые являются ветеранами труда. К ним относятся граждане, имеющие удостоверение «Ветеран труда», а также граждане, награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (п. 1).

Вместе с тем, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4). Таким образом, определение условий присвоения указанного звания федеральным законодателем в пределах его компетенции делегировано субъектам Российской Федерации, поскольку выплаты и льготы гражданам, имеющим соответствующие звания, обеспечиваются за счёт бюджетов субъектов, а не Российской Федерации. Следовательно, в силу п. 2 ст. 10 и ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами.

Во исполнение указанного выше Федерального закона № 5 –ФЗ принят Закон Саратовской области № 241-ЗСО «О ветеранах труда Саратовской области» и Закон Саратовской области № 67-ЗСО «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Саратовской области», которые определяют условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда Саратовской области» и меры социальной поддержки данной категории ветеранов.

Статья 1 Закона Саратовской области № 241-ЗСО устанавливает, что звание «Ветеран труда Саратовской области» присваивается гражданам, проживающим на территории Саратовской области, имеющим стаж работы (службы), не менее 35 лет для женщин и не менее 40 лет для мужчин, достигших возраста 55 лет и 60 лет соответственно. В силу пункта 2 статьи 2 указанного выше Закона № 241-ЗСО исчисление стажа работы (службы) гражданам, претендующим на присвоение звания «Ветеран труда Саратовской области», производится в календарном порядке.

Как усматривается из материалов гражданского дела, на момент обращения Лебедевой О.А. в ГУ УСПН с целью присвоения ей звания «Ветеран труда Саратовской области» у истицы имелось лишь 32 лет 9 месяца 28 дней трудового стажа (стажа работы). Ответчиком не был учтен период осуществления истицей ухода за лицами, достигшими возраста 80 лет за период с 07.08.2008 г. по 02.06.2011 г. Учитывая изложенные положения закона, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что период ухода за пожилым человеком не подлежит включению в необходимый для присвоения звания ветерана труда стаж, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований по мотиву недостаточности у истицы требуемого стажа работы.

Коллегия соглашается с выводами суда, так как нормы закона Саратовской области «О ветеранах труда Саратовской области» являются специальными по отношению к общим нормам, регулирующим исчисление стаж для назначения пенсии.

Довод истца о том, что спорный период должен учитываться в качестве стажа её работы в связи с тем, что он включён пенсионным органом в страховой стаж, не свидетельствует об ошибочности выводов суда, поскольку в соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности. К последней в силу п. 6 ч. 1 ст. 11 указанного закона относится период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидами 1 группы или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Утверждения истца, что она в спорный период работала и получала заработную плату в связи с обслуживанием престарелых граждан, перечисленных в исковом заявлении, доказательствами не подтверждены, несмотря на предоставленную коллегией возможность при отложении судебного разбирательства в кассационной инстанции.

Следовательно, спорный период (с 07.08.2008 г. по 02.06.2011 г.) в соответствии с приведённым выше законодательством относится к «иной деятельности», учитываемой при подсчёте страхового стажа, но он не может быть отнесён к периоду работы, за который должны производиться страховые отчисления в пенсионный фонд. Доказательства последнего в суд Лебедевой О.А. не представлено.

В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и Правил осуществления указанных выплат, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 г. № 343, соответствующие компенсационные выплаты производятся нетрудоспособным гражданам.

Таким образом, при разрешении возникшего между сторонами спора суд первой инстанции правильно исходил из положений специальных норм, имеющих преимущество в применении по сравнению с общими нормами.

Довод кассатора о том, что в стаж работы входят не только периоды работы, но и иной деятельности, в связи с чем спорный период подлежит учету при рассмотрении вопроса о присуждении ей звания «Ветерана труда Саратовской области», не основан на действующем законодательств, в связи с чем не может опровергнуть выводы суда.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом решении, поскольку они основаны на законе, доказательствах, собранных по делу, и в кассационной жалобе их обоснованность Лебедевой О.А. не опровергнута.

Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 04 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лебедевой О.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: