Судья Кулагин П.В. Дело № 33-6605 15 декабря 2011 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда председательствующего Захарова В.Н. судей Пантелеева В.М., Кириной Л.А. при секретаре Аникиной С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Гусева А.И. на решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 28 октября 2011 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Гусева А.И. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об оспаривании непредоставления социальной выплаты - отказать. Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения Гусева А.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия установила: Гусев А.И. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что с 27 октября по 30 ноября 1986 года он в составе воинской части 37528 принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно по заболеванию, полученному при исполнении иных обязанностей воинской службы, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Постановлением главы объединенного муниципального образования Ртищевского района Саратовской области от 07.06.2004 года № он поставлен в очередь на получение жилой площади как нуждающийся в улучшении жилищных условий, и был включен в Список граждан для постановки на очередь на получение жилой площади. Включенный в Список граждан для постановки на очередь на получение жилищного сертификата в 2004 году, Гусев А.И. подпадал под Федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 годы. Однако письмом заместителя председателя Правительства Саратовской области № от 30.08.2010 года ему было сообщено, что в сводном списке граждан-участников на 2010 год по указанной категории Гусев А.И. значится под № в соответствии с датой постановки на учет нуждающихся при администрации Ртищевского муниципального района 15.06.2004 года, также указано, что для предоставления Гусеву А.И. жилищного сертификата в 2010 году возможности не имелось. Полагал, что должен был быть обеспечен жильем в течение трех месяцев со дня подачи им соответствующего заявления. Считал указанное бездействие ответчиков незаконным, просил признать невыдачу ему социальной выплаты – государственного жилищного сертификата по федеральной целевой подпрограмме «Жилище» на 2002-2010 годы незаконной и обязать ответчиков выдать в целях улучшения жилищных условий государственный жилищный сертификат. Суд, рассмотрев возникший спор, постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Гусев А.И. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права. Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Согласно п. 2 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее – Закон) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения. В соответствии с п. 2 ст. 14 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз. Граждане из указанных категорий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, то есть до вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ, обеспечивались жилой площадью в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 866 «О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц». В настоящее время обеспечение жильем указанных граждан осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, путем предоставления социальных выплат для приобретения жилья, удостоверяемых государственными жилищными сертификатами. Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 (далее – Правила). В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее – подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме (п. 19 Правил). В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане – участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту (п. 24 Правил). Согласно пункту 35 Правил Министерство регионального развития Российской Федерации как государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти. В соответствии с пунктом 36 Правил - органы исполнительной власти в 2-х месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан – участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 32 Правил. Оформление и выдача сертификатов гражданам – участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан – участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 Правил. Из дела следует и установлено судом, что истец Гусев А.И. с 05 апреля 2004 года является инвалидом <данные изъяты> группы, заболевание получено при исполнении иных обязанностей воинской службы связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой МСЭ-2001 №. В соответствии с постановлением администрации объединенного муниципального образования Ртищевского района Саратовской области № 985 от 07.06.2004 года «О постановке на очередь на получение жилой площади граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», Гусев А.И. поставлен на очередь на получение жилой площади на основании улучшения жилищных условий, очередь участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС №. Согласно информационному письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № от 25.10.2011 года, в сводном списке граждан, изъявивших желание принять участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года в 2011 году, по категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, Гусев А.И. значится под номером №, в соответствии с датой постановки на учет нуждающихся 15.06.2004 года. Учитывая вышеизложенные обстоятельства и законодательство, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно указал, что право Гусева А.И. на улучшение жилищных условий не нарушено. Довод кассационной жалобы о том, что ответчик обязан был обеспечить истца благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи им соответствующего заявления, а также обеспечить дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты, не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, поскольку, как правильно указал районный суд, норма Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года № 1244-1, которой предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (п. 3 ч.1 ст. 14), в данной редакции не действует. В настоящее время Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий. На основании изложенного, районный суд обоснованно указал, что внеочередное предоставление государственных жилищных сертификатов действующим законодательством не предусмотрено, а выдача государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке в случае удовлетворения исковых требований Гусева А.И., повлечет нарушение прав граждан, поставленных на учет раньше истца. Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности, оснований для их переоценки у суда второй инстанции не имеется. При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для отмены по существу правильного решения суда в кассационном порядке не имеется. Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 28 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гусева А.И. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи
в составе: