33-6530/2011 от 22.12.2011 по заявлению прокурора о признании незаконным бездействия Минтранса



Судья: Торопова С.А. Дело № 33-6530/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 декабря 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Коршунова Р.В.,

судей Бартенева Ю.И. и Гладченко А.Н.,

при секретаре Медной Ю.В.,

с участием прокурора Савиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (далее Минтранс) на решение Кировского районного суда г. Саратова от 31 октября 2011 года, которым постановлено:

«Обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области привести участок автодороги «Балаково-Подсосенки» протяженностью 6,2 километра в соответствие с требованиями ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, в срок до 01 сентября 2012 года.

В остальной части исковых требований прокурору отказать»,

заслушав доклад судьи Коршунова Р.В, объяснения представителя Минтранса Финаевой Я.В. по доверенности от 18.11.2011 года, поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора, полагавшей решение оставить без изменения, изучив материалы дела,

установила:

прокурор г. Балаково Саратовской области (далее прокурор) обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указав, что прокуратурой г. Балаково в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог. В рамках проверки была выполнена оценка транспортно-эксплутационного состояния дорожного полотна проезжей части встречных полос движения дороги Балаково - Подсосенки. В процессе обследования была выполнена оценка продольной ровности дорожного покрытия; регистрация и фотосъемка дефектов дорожного покрытия. Оценка продольной ровности дорожного покрытия выполнялась на всем протяжении обследуемой автодороги. Согласно акту проверки от 26.08.2011 года на всем протяжении указанной автодороги выявлены выбоины глубиной более 5 см., длиной более 15 см., шириной более 60 см., что не соответствует требованиям ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и не позволяют транспорту осуществлять движение с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 6 мая 2008 года № 175-П указанная автодорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения. Согласно ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Учитывая транспортно-эксплутационное состояние дорожного полотна проезжей части дороги Балаково - Подсосенки у экипажей скорой помощи отсутствует возможность в установленные временные рамки добираться до места назначения, что лишает данную службу возможности своевременно оказать помощь пострадавшим. Аналогичные проблемы возникают и у других спецслужб: милиции, пожарных, службы спасения, газовой службы. Поэтому прокурор просил признать незаконным бездействие Минтранса, выразившееся в ненадлежащем ремонте и содержании дорожного полотна указанной дороги, и обязать Минтранс произвести до 01.09.2012 года капитальный ремонт указанного участка дороги, приведя его в соответствие с ГОСТ 50597-93.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Минтранс ставит вопрос об отмене решения, считая, что судом неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права, полагает, что участок автодороги от Саратовского шоссе г. Балаково до с. Подсосенки не входит в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, считает, что акт комплексной проверки, составленный двумя сотрудниками ОГИБДД УВД по БМР, является недопустимым доказательством, поскольку в нем не указано, где именно выявлены недостатки дорожного покрытия, какого их количество, чем измерялись выбоины. Кроме того, в отношении той же автодороги имеется решение Балаковского районного суда Саратовской области, которым Минтранс обязано произвести ее ремонт.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Судом при рассмотрении настоящего дела правильно применены нормы материального права.

Так, судом верно указано, что в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (ст. 3); ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения (п. 1 ст. 12); обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12). Согласно п. 3 ст. 6 этого Закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности; полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (п. 1 ст. 5); автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (п. 2 ст. 5); к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (п. 3 ст. 5); критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 5); автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (п. 1 ст. 6); к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 5 ст. 6); автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации) (п. 6 ст. 6); включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве (п. 11 ст. 6).

Постановлением Правительства Саратовской области от 01.08.2006 года № 232-П «Вопросы определения автомобильных дорог общего пользования Саратовской области» установлено, что перечень автомобильных дорог, относящихся к собственности Саратовской области, утверждается постановлением Правительства Саратовской области по представлению министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.

Постановлением Правительства Саратовской области от 06.05.2008 года № 175-П утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, в Приложении № 5 к которому поименован автоподъезд от а/д «Балаково - Духовницкое» п. 20 Балаково – Подсосенки протяженностью 6,2 км.

Следовательно, не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что указанный участок дороги не входит в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения.

Согласно Положению о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 30.10.20009 года № 540-П, Министерство осуществляет функции в сфере управления и развития дорожного комплекса области, а также финансирование расходов по производству работ в дорожном комплексе в соответствии с законом Саратовской области об областном бюджете на очередной финансовый год (п. 3); основными задачами Министерства являются, в том числе, организация устойчивого функционирования дорожного комплекса области, эксплуатация (содержание, ремонт) и развитие (строительство, реконструкция) автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории области в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения и потребностями в автомобильных перевозках; осуществление в соответствии с федеральным законодательством и в пределах своей компетенции государственного регулирования, управления и контроля по обеспечению безопасного, устойчивого и эффективного функционирования транспортного и дорожного комплексов области; организация осуществления мониторинга состояния автомобильных дорог и сооружений на них; заключение в соответствии с законодательством контрактов (договоров) на выполнение работ по эксплуатации и развитию автомобильных дорог, финансирование этих работ, контроль за их выполнением и приемка (п. 9); основными функциями, необходимыми для реализации Министерством возложенных задач, являются, в том числе, обеспечение размещения заказов на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд области; осуществление функции государственного заказчика дорожных и мостовых работ по эксплуатации (содержанию и ремонту) и развитию (реконструкции и строительству) дорожного комплекса области; осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление в соответствии с законодательством строительного контроля по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог; утверждение в установленном порядке проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и мостов (п. 10); Министерство для обеспечения выполнения вышеуказанных задач имеет право, в том числе, осуществлять мониторинг состояния автомобильных дорог и сооружений на них и контролировать выполнение заключенных контрактов (договоров) (п. 11).

С учетом названных функций, задач и прав Минтранса суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по приведению автодороги Балаково – Подсосенки в соответствие с ГОСТом 50597-93 именно на него.

Акт комплексной проверки от 26.08.2011 года (л.д. 10) является допустимым доказательством ненадлежащего состояния дорожного покрытия указанной автодороги, поскольку действующее законодательство не содержит ограничений по способам фиксации и измерения выбоин на дороге и допускает такое измерение с помощью рулетки. В противоречии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ доказательств надлежащего состояния дорожного покрытия автодороги Балаково – Подсосенки Минтрансом не представлено.

При этом следует иметь в виду, что с учетом терминологии и понятийного аппарата, содержащихся в Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160, и в Методических рекомендациях по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятых письмом Росавтодора от 17.03.2004 года № ОС-28/1270-ис, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о частичном удовлетворении требований Прокурора и фактически обязал Минтранс выполнить работы по надлежащему содержанию автодороги Балаково – Подсосенки в соответствии с ГОСТ 50597-93, а не произвести ее капитальный ремонт.

Ссылка Минтранса на наличие по тому же предмету решения Балаковского районного суда Саратовской области не может быть принята во внимание, поскольку решение Балаковского районного суда Саратовской области от 19.08.2011 года, которым удовлетворен иск М. к Минтрансу и Минтранс обязано произвести капитальный ремонт автодороги Балаково – Подсосенки, протяженностью 6,2 км., не вступило в законную силу, отменено определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 22.11.2011 года, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд и до настоящего времени не рассмотрено.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационном представлении не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Саратова от 31 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: