№ 33 - 6821/11 от12.01.2012 года о предоставлении жилья



Судья Ходжаян Н.В. дело № 33-6821

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 января 2012 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Пашенько С.Б.,

судей Кириной Л.А., Паршиной С.В.,

при секретаре Павловой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области на решение Краснокутского районного суда Саратовской области от 11 ноября 2011 года, которым исковые требования прокурора Краснокутского района Саратовской области в интересах Глуховой Н.В., ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Кириной Л.А., объяснения прокурора Ильина Ю.В., представителя администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области Синицына А.С., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия,

установила:

прокурор Краснокутского района Саратовской области обратился в суд с иском в защиту интересов Глуховой Н.В., ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что Глухова Н.В., ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, другого жилья не имеют. В соответствии с актом рабочей комиссии от 22.11.2002 года жилой <адрес> признан ветхим, непригодным для проживания. В результате бездействия администрации Краснокутского муниципального района не обеспечено право Глуховых на жилище в муниципальном фонде.

Определением Краснокутского районного суда Саратовской области от 02 ноября 2011 года в качестве соответчика к участию в деле привлечена Краснокутская городская администрация.

Рассмотрев спор, суд признал незаконным бездействие администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области в части неисполнения обязанности по предоставлению вне очереди Глуховой Н.В., ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 жилого помещения на основании договора социального найма; обязал администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области предоставить Александровой О.С. вне очереди на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 80 кв.м.

В остальной части суд в удовлетворении иска заместителя прокурора Краснокутского района в защиту интересов Глуховых отказал.

В удовлетворении исковых требований заместителю прокурора Краснокутского района Саратовской области в защиту интересов Глуховой Н.В., ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Краснокутской городской администрации об обязанности предоставления жилого помещения вне очереди суд отказал.

В кассационной жалобе администрация Краснокутского муниципального района Саратовской области просит решение суда отменить в виду существенного нарушения норм материального и процессуального права. В доводах жалобы указано, что администрация Краснокутского муниципального района Саратовской области является органом исполнительной власти. В перечень вопросов местного значения, изложенных в ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не входит полномочие по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма нуждающихся граждан. Весь жилой фонд, находящийся в пределах г. Красный Кут, передан в собственность Краснокутской городской администрации. Кроме того, в ее ведении имеется адресная программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда на 2011 год». Глухова Н.В. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении на основании договора социального найма в Краснокутской городской администрации. Согласно данным бухгалтерского учета многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, на балансе администрации района не состоит, в реестре муниципальной собственности не значится.

В жалобе также указано, что решением затронуты права и обязанности Министерства ЖКХ и строительства Саратовской области, как исполнителя программных мероприятий и интересы Министерства регионального развития области, как основного заказчика программных мероприятий, которые не были привлечены к участию в деле.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении на администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области обязанности предоставить Глуховым вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г. Красного Кута в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, так как данный вывод основан на неправильном применении норм материального права.

В обосновании данного вывода суд первой инстанции сослался на то, что решение о признании дома, в котором проживает истица, непригодным для проживания принималось администрацией Краснокутского муниципального района, Постановлением главы муниципального района от 17.12.2002 года была утверждена Муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого жилого фонда», а 13.01.2011 года утверждена долгосрочная муниципальная программа «Развитие жилищного строительства в Краснокутском районе Саратовской области на 2011 -2015 годы», исполнителем которой указана администрация Краснокутского муниципального района, при разграничении муниципального имущества в перечень имущества, передаваемого Краснокутской городской администрации, жилой <адрес> не вошел и на ее балансе не состоит.

Однако отсутствие на балансе у Краснокутской городской администрации спорного помещения не имеет правового значения при рассмотрении данного спора, поскольку Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14) именно к компетенции Краснокутской городской администрации отнесено обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Из материалов дела следует, что с 14.11.1995 года Глухова Н.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> Согласно справке о составе семьи Глухова Н.В. проживает по указанному адресу с членами семьи. Жилая площадь квартиры составляет 13,3 кв. м.

В соответствии с актом рабочей комиссии от 22.11.2002 года жилой <адрес> признан ветхим, непригодным для проживания. Комиссия установила, что дом имеет общий физический износ 60% и является непригодным для проживания.

Акт утвержден главой ОМО Краснокутского района в 2002 году.

Согласно сведений Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области, <адрес> не включен ни в одну из областных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, софинансируемых за счет средств государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства в рамках Федерального закона от 21.07.2007 года № 185 – ФЗ.

В целях реализации ФЗ № 185 от 21.07.2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства» и на основании муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Краснокутском муниципальном районе на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением администрации Краснокутского муниципального района № 12 от 13.01.2011 года, Краснокутская городская администрация Постановлением № 90 от 12.05.2011 года утвердила муниципальную адресную Программу «Переселение граждан из аварийного жилищного Фонда в муниципальном образовании г. Красный Кут на 2011 год». Целью Программы является обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу. Общий объем финансирования по Программе составляет 26128350 руб., в том числе: средства Фонда содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства - 19031890, 14 руб. за счет средств (областного и местного) бюджетов в сумме 7096460 руб.

Из выписки о бюджете Краснокутского муниципального района Саратовской области следует, что согласно решения городского Собрания депутатов МО г. Красный Кут «О бюджете МО г. Красный Кут на 2011 год» от 24.12.2010 года с изменениями на 30.09.2011 года содержится роспись расходов на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилого фонда в сумме 19031890, 14 руб. и на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилого фонда за счет средств бюджетов в сумме 7096460 руб. из приложения № 7 «Распределение на 2011 год бюджетных ассигнований по разделам, подразделениям, целевым статьям и видам расходов классификации, расходов бюджета МО г. Красный Кут» к решению Краснокутского городского Совета депутатов № 180 от 24.12.2010 года в строке обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства, заложены денежные средства в размере 16589599 руб. 92 коп.; обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджетов заложены денежные средства 6185797 руб. 82 коп.

Согласно п.6 ч.1 ст.3 Устава МО г. Красный Кут Саратовской области, п.3.3.10 Положения о Краснокутской городской администрации обеспечение малоимущих граждан, проживающих в МО г. Красный Кут и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством возложена на МО г. Красный Кут.

Из Устава Краснокутского муниципального района Саратовской области, Положения о Краснокутской городской администрации следует, что обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения на администрацию Краснокутского муниципального района возложена быть не может, поскольку Краснокутский муниципальный район не является собственником жилищного фонда, не наделен полномочиями по предоставлению жилья и заключению договоров социального найма, обладает только полномочиями по принятию решений о предоставлении в установленном порядке помещений муниципального жилищного фонда. Полномочиями по предоставлению жилья и заключению договоров социального найма обладает Краснокутская городская администрация.

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения поселения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16). Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1, пункт 3 части 2 статьи 50).

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1), 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в том числе, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также полномочия по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики

Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 1 Закон Саратовской области от 28.11.2007 года № 289-ЗСО (ред. от 27.09.2011 года) «О разграничении муниципального имущества между Краснокутским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав» утвержден перечень муниципального имущества Краснокутского муниципального района Саратовской области, передаваемого в собственность муниципального образования город Красный Кут, согласно приложению 13 к настоящему Закону, в том числе жилой фонд.

При таких обстоятельствах, доводы жалобы о том, что обеспечение социальным жильем не входит в полномочия Администрации Краснокутского района, основаны на законе, поскольку спорные правоотношения вытекают из существующих отношений между наймодателем и нанимателем по пользованию жилым помещением, находящимся в аварийном и непригодном для проживания состоянии.

В собственности Краснокутского муниципального района муниципального жилищного фонда не имеется. Не имеет администрация Краснокутского муниципального района и полномочий по предоставлению жилья и заключению договоров социального найма.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации). В частности, статья 87 данного Кодекса устанавливает правила предоставления другого благоустроенного жилого помещения гражданам, которые подлежат выселению по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 его статьи 85. Так, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что обязанность по предоставлению Глуховым вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее 13,3 кв.м. лежит на администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, которая не имеет жилого фонда.

Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

С учетом приведенных выше норм и установленных в судебном заседании обстоятельств жилое помещение истцам Глуховой Н.В., ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 должно быть благоустроенным применительно к г. Красному Куту, находиться в черте города, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому, то есть состоять из отдельной квартиры, имеющей не менее одной жилой комнаты, общей площадью не менее 13,3 кв.м.

Вывод суда о том, что Глуховы являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеют собственных средств для приобретения жилья судом мотивирован и сделан на основе анализа исследованных в судебном заседании письменных доказательств и свидетельских показаний.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда установленным обстоятельствам (п. 3 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).

Поскольку имеющие значения для дела обстоятельства установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении исковых требований к Краснокутской городской администрации Саратовской области и об отказе в удовлетворении исковых требований к администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области.

Руководствуясь ст.ст. 193, 199, 361, 366 ГПК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г., судебная коллегия

определила:

решение Краснокутского районного суда Саратовской области от 11 ноября 2011 года отменить.

Принять новое решение.

Признать незаконным бездействие Краснокутской городской администрации Саратовской области в части неисполнения обязанности по предоставлению вне очереди Глуховой Н.В., ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 жилого помещения на основании договора социального найма.

Обязать Краснокутскую городскую администрацию Саратовской области предоставить Глуховой Н.В., ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 вне очереди на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 13,3 кв.м.

В остальной части в удовлетворении иска прокурора Краснокутского района в защиту интересов Глуховых отказать.

Председательствующий

Судьи