33-93/12 от 18.01.2012



Судья Чванов О.А. Дело № 33-93

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 января 2012 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Ретунской Н.В.

судей Бугаевой Е.М., Ефимовой И.В.

при секретаре Галкиной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. гражданское дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов», кассационной жалобе Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «город Саратов», на решение Волжского районного суда г. Саратова от 11.10.2011 года, которым удовлетворены исковые требования Андросова А.О., Ларионовой Г.И. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании распоряжений недействительными, понуждении к принятию решений.

Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Андросов А.О., Ларионова Г.И. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконными распоряжений администрации от 4 февраля 2011 года и от 4 февраля 2011 года о подготовке к проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договора об аренде земельного участка для индивидуального жилищного строительства и о понуждении администрацию принять решение о предоставлении истцам в аренду земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. В обоснование указали, что 26 марта 2009 года Комитетом по управлению имуществом Саратовской области опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков площадью по 1000 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: <адрес>. По истечении месяца со дня опубликования заявлений от иных лиц о приобретении указанных земельных участков не поступало. В связи с чем у истцов возникло право на приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов. Комитет по управлению имуществом Саратовской области уведомил истцов о том, что в связи с передачей полномочий по распоряжению земельными участками администрации муниципального образования «Город Саратов», принятие решения о предоставлении земельного участка относится к компетенции администрации муниципального образования «Город Саратов». Решениями Волжского районного суда г. Саратова бездействия комитета по управлению имуществом Саратовской области, выразившиеся в непринятии решений о предоставлении истцам земельных участков, признаны незаконными. В связи с передачей полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, органу местного самоуправления, суд возложил обязанность принять решение по заявлениям истцов на администрацию муниципального образования «Город Саратов». Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» сообщил истцам, что по результатам рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков в аренду изданы распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» о подготовке к проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договора об аренде земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Истцы считают указанные распоряжения незаконными, поскольку в соответствии с требованиями п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ Комитетом по управлению имуществом Саратовской области, уполномоченным в соответствии со статьей 4 Закона Саратовской области «О земле» распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной собственности, 26 марта 2009 г. было опубликовано в газете «Совфакс» сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков площадью 1000 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Данное обстоятельство, по мнению истцов, свидетельствует о том, что ими процедура предоставления земельных участков соблюдена, в связи с чем распоряжение о проведении торгов не соответствует Земельному кодексу РФ.

Судом постановлено вышеназванное решение.

В кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что по смыслу статей 255, 258 ГПК РФ и статьи 13 ГК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан. При предоставлении заявления администрация муниципального образования «Город Саратов» должна соблюсти процедуру предоставления земельного участка, предусмотренную ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, а именно: либо принять решение о проведении аукциона на приобретение права аренды земельного участка, либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. При этом, какое решение в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ следует принять, является правом администрации муниципального образования «Город Саратов», а не обязанностью. Доводы истцов о том, что данное право уже было реализовано Комитетом по управлению имуществом Саратовской области в 2009 году и Земельным кодексом РФ не предоставлено право органу, уполномоченному на распоряжение земельными участками, пересматривать решение, являются не состоятельными, поскольку истец обратился с заявлением в администрацию муниципального образования «Город Саратов» за предоставлением права аренды на указанный земельный участок 10.02.2010 года. А согласно вышеприведенным нормам права, администрация муниципального образования «Город Саратов» обязана принять какое-либо решение в течение двухнедельного срока со дня получения заявления. Таким образом, распоряжение от 04.02.2011 года о подготовке к проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договора об аренде земельного участка в Волжском районе для индивидуального жилищного строительства полностью соответствует вышеприведенным правовым нормам.

В кассационной жалобе Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов кассационной жалобы ее автор ссылается на то, что указанный земельный участок является участком, государственная собственность на который не разграничена. Органом, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком, является администрация муниципального образования «Город Саратов». Официальным изданием администрации муниципального образования «Город Саратов» является газета «Саратовская Панорама». Администрация муниципального образования «Город Саратов» никаких публикаций, касаемо испрашиваемого земельного участка в газете «Саратовская Панорама», не проводила, соответственно в рамках ст. 30.1 ЗК РФ было принято решение в виде распоряжения и от 04.02.2011 г. Следовательно, распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» полностью соответствуют действующему законодательству, а его отмена приведет к нарушению норм действующего законодательства.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов в соответствии с п.1 ст. 347 ГПК РФ, в редакции, действующей до 01.01.2012 года, судебная коллегия полагает, что судебное постановление подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствие со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно ранее действующему порядку, установленному статьей 4 Закона Саратовской области № 23-ЗСО от 21 мая 2004 г. «О земле» (в редакции от 27.05.2009 г.), вступившего в силу 12.06.2009 года, распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов, осуществлялось специально уполномоченным Правительством области органом исполнительной власти.

Законом Саратовской области «О земле» от 07.10.2009 года №144-ЗСО ст. 4 признана утратившей силу и полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории г. Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к администрации муниципального образования «Город Саратов».

Из материалов дела следует, что 12.02.2009 года истцы Андросов А.О., Ларионова Г.И. обратились в Комитет по управлению имуществом Саратовской области 12.02.2009 года с заявлениями о предоставлении им в аренду сроком на 49 лет земельных участков площадью по 1000 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> (л.д.).

26.03.2009 года в газете «Совфакс», являвшейся периодическим печатным изданием, определенным Правительством Саратовской области, Комитетом по управлению имуществом Саратовской области было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду указанных земельных участков.

Как следует из содержания представленных в материалы дела решения Волжского районного суда г. Саратова от 18.02.2009 года, вступившего в законную силу 22 апреля 2010 года, которым признаны незаконными бездействия Комитета по управлению имуществом Саратовской области, выразившиеся в непринятии решения по заявлению Андросова А.О. о предоставлении в аренду земельного участка, на администрацию муниципального образования «Город Саратов» возложена обязанность рассмотреть заявление Андросова А.О. о предоставлении в аренду указанного земельного участка и принять по нему соответствующее решение, а также решения Волжского районного суда г. Саратова от 19 апреля 2010 года, вступившего в законную силу 10 июня 2010 года, которым признаны незаконными бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившиеся в непринятии решения по заявлению Ларионовой Г.И. о предоставлении в аренду земельного участка, на администрацию возложена обязанность рассмотреть заявление Ларионовой Г.И. о предоставлении в аренду земельного участка. Этими решениями также установлено, что в течение месяца после опубликования сообщений в газете «Совфакс», заявлений о приобретении данных земельных участков от иных лиц не поступило (л.д.).

Указанные факты в силу положений п.2 ст. 61 ГПК РФ не подлежат повторному доказыванию, являются преюдициальными.

Исходя из вышеуказанных положений закона и обстоятельств дела, следует, что спорные правоотношения возникли у граждан в связи с получением земельного участка с государством в лице уполномоченного органа, в процессе реализации земельных прав на основании нормативного акта произошла передача полномочий по распоряжению землей от одного органа к другому.

При таких обстоятельствах при передаче администрации муниципального образования «Город Саратов» полномочий по распоряжению земельными участками, пройдя предусмотренную земельным законодательством процедуру предоставления земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства, заявители вправе были рассчитывать на совершение действий уполномоченного органа по принятию решения о предоставлении на праве аренды испрашиваемого земельного участка без проведения торгов при соблюдении процедуры, установленной законодательством.

Вместе с тем, распоряжением от 04.02.2011 года администрации муниципального образования «Город Саратов» о подготовке к проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договора об аренде земельного участка в Волжском районе сроком на 25 лет для индивидуального жилищного строительства администрация обязала Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в течение 90 дней с момента принятия настоящего распоряжения осуществить мероприятия по формированию земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для строительства отдельно стоящего жилого дома с количеством этажей не более чем три, предназначенного для проживания одной семьи, и обеспечить государственный кадастровый учет земельного участка, а также представить в Комитет по управлению имуществом г. Саратова информацию о параметрах разрешенного строительства, технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плате за подключение (л.д.).

Распоряжением от 04.02.2011 года Администрации муниципального образования «Город Саратов» о подготовке к проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договора об аренде земельного участка в Волжском районе сроком на 25 лет для индивидуального жилищного строительства администрация обязала Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в течение 90 дней с момента принятия настоящего распоряжения осуществить мероприятия по формированию земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для строительства отдельно стоящего жилого дома с количеством этажей не более чем три, предназначенного для проживания одной семьи, и обеспечить государственный кадастровый учет земельного участка, а также представить в Комитет по управлению имуществом г. Саратова информацию о параметрах разрешенного строительства, технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плате за подключение (л.д.).

Таким образом, органом местного самоуправления заново начата процедура, определенная ст. 30.1. ЗК РФ.

Поскольку судебными актами, имеющими преюдициальное значение в силу п. 2 ст. 61 ГПК РФ, была возложена обязанность на администрацию муниципального образования «Город Саратов» устранить допущенные Комитетом по управлению имуществом области нарушения прав истцов, и завершить процедуру предоставления права аренды на земельный участок, предусмотренную п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, то в этой связи администрация муниципального образования не вправе была инициировать вновь процедуру предоставления земельного участка по заявлению гражданина по тем основаниям, что ранее данный вопрос находился в компетенции другого органа.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что изменение законодательства, повлекшее перераспределение публичных функций, не может нарушать права истцов, которые, являясь участниками соответствующих публичных правоотношений, должны быть уверенными в неизменности приобретенных ими прав и обязанностей. Кроме того, этому выводу корреспондируют положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также основанные на них правовые позиции Европейского Суда по правам человека. В частности, аналогичная позиция изложена в Постановлении Европейского Суда по правам человека от 27.11.2007 года по делу «Амер против Бельгии» (2 секция, №21861/03).

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 04 февраля 2011 года и от 04 февраля 2011 года «О подготовке к проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договора об аренде земельного участка в Волжском районе сроком на 25 лет для индивидуального жилищного строительства».

Удовлетворяя исковые требования Андросова А.О., Ларионовой Г.И. о понуждении администрацию принять решение о предоставлении истцам в аренду земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства, суд исходил из следующего.

В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно п. 3.7 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года №27-280 (с изменениями и дополнениями), для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости, расположенного в границах муниципального образования «Город Саратов», разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам, иным документально зафиксированным ограничениям на использование объектов недвижимости.

Как следует из материалов дела, а именно фрагментов карт градостроительного зонирования, земельные участки, на которые претендуют истцы, расположены в зоне Ж-4 - зона малоэтажной жилой застройки усадебного типа (л.д.).

Согласно Таблице 5.1. Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», основные виды разрешенного использования земельных участков данной территориальной зоны - размещение многоквартирных жилых домов до 3 этажей, в т.ч. со встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, блокированных жилых домов до 3-х этажей, состоящих не более чем из 10 блоков, предназначенных для проживания одной семьи, отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи.

С учетом того, что размер земельных участков, которые намерены арендовать истцы составляет - 1 000 кв.м. каждый, что не превышает предельных максимальных и минимальных размеров земельных участков, установленных нормативными актами, в отношении данных земельных участков отсутствуют ограничения в обороте или изъятие из оборота испрашиваемых земельных участков в соответствии с законодательством, суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования в части возложения на администрацию обязанности принять решение о предоставлении истцам в аренду земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, подлежат удовлетворению.

Доводы кассационной жалобы администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что суд не вправе был обязывать администрацию принять решение о предоставлении истцам в аренду земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, судебная коллегия находит несостоятельными, так как изданием обжалуемых распоряжений администрацией муниципального образования «Город Саратов» было необоснованно в отказано в предоставлении истцам данных земельных участков в аренду.

Обстоятельства соблюдения предусмотренной земельным законодательством процедуры предоставления земельных участков в аренду были установлены судом, а также было установлено отсутствие каких-либо ограничений в обороте испрашиваемых земельных участков.

Доводы кассационной жалобы Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что администрация муниципального образования «Город Саратов» никаких публикаций, касаемо испрашиваемого земельного участка в газете «Саратовская Панорама», являющейся официальным изданием администрации муниципального образования «Город Саратов» не проводила, а, следовательно, решения в виде распоряжений и от 04.02.2011 г. соответствуют действующему законодательству, судебная коллегия находит необоснованными по следующим основаниям.

Как было указано выше, сообщение о приеме заявлений истцов о предоставлении в аренду земельных участков было опубликовано 26.03.2009 года уполномоченным на тот период времени органом - Комитетом по управлению имуществом Саратовской области в газете «Совфакс», являвшейся периодическим печатным изданием, определенным Правительством Саратовской области. В связи с чем необходимости опубликования данного сообщения в официальным изданием администрации муниципального образования «Город Саратов» - газете «Саратовская Панорама» не имеется.

Таким образом, доводы кассационных жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылался ответчик и третье лицо в суде первой инстанции в обоснование своих возражений на исковые требования, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.

Само по себе несогласие авторов жалоб с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационных жалобах, не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, в редакции, действующей до 01.01.2012 года, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 11.10.2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи