№ 33-82 от 19.01.2012 г.



Судья Агаркова С.Н. Дело № 33-82

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 января 2012 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Захарова В.Н.,

судей Желонкиной Г.А., Песковой Ж.А.,

при секретаре Ребеневой Е.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Волжского районного суда г.Саратова от 14 ноября 2011 года по делу по иску Баженова С.В. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, которым постановлено:

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по рассмотрению заявления Баженова С.В. о предварительном согласовании места размещения объекта общественного питания,

- обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Баженова С.В. о предварительном согласовании места размещения объекта общественного питания на земельном участке площадью 380 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу,

- взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет казны муниципального образования в пользу Баженова С.В. расходы на оплату услуг представителя в размере 12500 рублей,

- в удовлетворении остальной части заявления Баженова С.В.- отказать.

Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., изучив доводы кассационной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ (в редакции действовавшей до 01.01.2012 г.),

установила:

Баженов С.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, мотивируя тем, что 29.06.2011 г. им в администрацию МО « Город Саратов» подано письменное заявление о предварительном согласовании места размещения объекта общественного питания на земельном участке площадью 380 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, с последующим правом аренды сроком на 49 лет. Однако, до настоящего времени его заявление не рассмотрено, в связи с чем просит признать бездействие администрации МО « Город Саратов» незаконным и обязать обеспечить выбор земельного участка для строительства отдельно стоящего объекта общественного питания (кафе) путем оформления акта о выборе земельного участка примерной площадью 380 кв.м. с указанными адресным ориентиром и приложенной утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, а также возместить расходы на представителя в размере 25000 руб.

Рассмотрев возникший спор, суд, постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе администрация МО « Город Саратов» ставит вопрос об отмене решения суда с вынесением нового решения об отказе заявителю в иске, указывая на нарушение судом норм материального права, а сделанные судом выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Так, в соответствии с положением о комитете по землепользованию и градостроительству администрации МО « Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. № 42-492 (с изм. на 07.07.2011 г.) и положением о комитете по архитектуре и градостроительству администрации МО « Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. № 42-491, утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плате или кадастровой карте территории в обязательном порядке проходят согласование в данных структурных подразделениях администрации МО «Город Саратов», что предусматривает соблюдение действующего земельного и градостроительного законодательства при формировании земельных участков и обеспечение защиты интересов администрации МО «Город Саратов» в области использования земель. Орган местного самоуправления рассматривает ее на предмет соответствия документам территориального планирования города, а также документам градостроительного зонирования и документации по планировке территории, что свидетельствует о специфике и сложности процедуры согласования и выдаче схем земельных участков.

Решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 г. № 53-631 утвержден Порядок утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и в случае формирования земельных участков для строительства и целей, не связанных со строительством, полномочиями по утверждению схемы обладает глава администрации МО « Город Саратов» с соблюдением процедуры определенной п.2 Порядка.

При вынесении решения судом не учтет тот факт, что 03.11.2011 г. администрацией МО «Город Саратов» в адрес заявителя направлено уведомление согласно которому Схема в соответствии с п.2.8 «Порядка утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» утверждению не подлежит. Основанием к отказу явилось несоблюдение заявителем требований п.2.6. Порядка, а именно отсутствие сведений о фактическом использовании земельного участка, наличие подземных и наземных коммуникаций и иных данных. Следовательно, уполномоченный орган не может оформить акт о выборе земельного участка и предварительно согласовать место размещение объекта при наличии отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, утвержденной органом местного самоуправления. Считает, что вывод суда о бездействия администрации МО «Город Саратов» не состоятелен.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления и удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со ст.254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд признав, заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Пунктом 2 статьи 11 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса

В случае, если в соответствии с федеральным законом, образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.

Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления, по заявлению гражданина или юридического лица, либо по обращению, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах, посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациям (ч.2 ст. 31, "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (в ред. от 12.12.2011).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Таким образом, результатом рассмотрения заявления органом местного самоуправления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта является принятие решения о предварительном согласовании либо отказе в согласовании места размещения объекта

Материалами дела подтверждается, что Баженовым С.В. 29.06.2011 г. в администрацию МО «Город Саратов» подано письменное заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта общественного питания на земельном участке площадью 380 кв.м. по адресу: <адрес>, с последующим правом аренды сроком на 49 лет, которое на момент обращения в суд 10.10.2011 г. с требованием о признании бездействия незаконным, не было рассмотрено.

11.07.2011 г., 29.07.2011 г. в адрес заявителя комитетом по землепользованию и градостроительству, а 03.11.2011 г. заместителем главы администрации МО « Город Саратов» направлены уведомления согласно которым Схема расположения земельного участка в соответствии с п.2.8 «Порядка утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» утверждению не подлежит. Основанием к отказу явилось несоблюдение заявителем требований п.2.6. Порядка, а именно отсутствие сведений о фактическом использовании земельного участка, наличие подземных и наземных коммуникаций и иных данных, что соответствует положению о комитете по землепользованию и градостроительству администрации МО « Город Саратов», утвержденному решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. № 42-492 (с изм. на 07.07.2011 г.) и положению о комитете по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов», утвержденному решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. № 42-491, согласно которым утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плате или кадастровой карте территории в обязательном порядке проходят согласование в данных структурных подразделениях администрации МО «Город Саратов».

Однако решения, в соответствии с действующим законодательством, по рассмотрению заявления Баженова С.В. со стороны администрации МО «Город Саратов», как уполномоченного органа на оформление акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, с учетом отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в соответствие с возможными вариантами их выбора принято не было. Структурные подразделения администрации МО «Город Саратов» не наделены полномочиями по принятию решения по обеспечению выбора земельного участка. В соответствии с Уставом г. Саратова эти полномочия отнесены к компетенции муниципального образования.

Учитывая, что заявление Баженова С.В. не было рассмотрено в установленный законом тридцатидневный срок со дня регистрации, как предусмотрено Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», то районный суд правомерно признал незаконным бездействие органа местного самоуправления и обязал рассмотреть заявление Баженова С.В. о предварительном согласовании места размещения объекта общественного питания на земельном участке площадью 380 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, без номера, в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу.

Обоснованных доводов, влекущих отмену или изменение принятого по делу решения, кассационная жалоба не содержит в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ (в редакции действовавшей до 01.01.2012 г.),

определила:

решение Волжского районного суда Саратовской области от 14 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи