№ 33-196 от 19.01.2012 г.



Судья Воробьев С.А. Дело № 33-196

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 января 2012 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.

судей Бартенева Ю.И., Поляниной О.А.

при секретаре Платицыной М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Кушкарева С.Н. на решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 12 декабря 2011 года по иску Кушкарева С.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пугачевском районе Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в трудовой стаж периода работы и возложении обязанности по назначению пенсии, которым постановлено:

-иск Кушкарева С.Н. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пугачевском районе от 20 июня 2011 года об отказе Кушкареву С.Н. в зачете в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 16 апреля 1986 года по 12 мая 1988 года.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пугачевском районе включить Кушкареву С.Н. в стаж работы, для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 16 апреля 1986 года по 12 мая 1988 года.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения истца Кушкарева С.Н., изучив доводы кассационной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

Кушкарев С.Н. подал иск к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пугачевском районе (далее – УПФР в Пугачевском районе) указывая, что 20 мая 2011 года он обратился к ответчику за назначением ему досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, которое не менее 25 лет осуществляло педагогическую деятельность, однако, решением комиссии от 20 июня 2011 года в назначении пенсии ему отказано. Причиной отказа послужил факт отсутствия у него необходимого 25 летнего стажа.

Ответчиком в специальный стаж для назначения льготной пенсии не включен период его нахождения на службе по призыву с 16 апреля 1986 года по 12 мая 1988 года в рядах Советской Армии, из которых с 03 августа 1986 года по 12 мая 1988 года он проходил службу в Демократической Республике Афганистан. Отказ в назначении пенсии Кушкарев С.Н. считает необоснованным, указывая, что Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 года, действовавшим в период прохождения им службы в армии, предусматривалось включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды службы в рядах Вооруженных Сил СССР. На основании изложенного, просил признать решение УПФР в Пугачевском районе от 20.06.2011 года об отказе к зачету в специальный стаж периодов службы в армии незаконным, и в соответствии с п.п.«а» п.1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 года № 59-27 обязать ответчика засчитать в стаж его педагогической деятельности спорные периоды из расчета: время службы по призыву с 16.04.1986г. по 02.08.1986 г. - один день службы за один день работы, период службы в Афганистане с 03.08.1986 г. по 12.05.1988 г. – один день службы за 3 дня работы, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 20.05.2011 г.

В кассационной жалобе Кушкарев С.Н. ставит вопрос об отмене решения Пугачевского районного суда Саратовской области от 12 декабря 2011 года в части отказа в льготном исчислении срока службы на территории Республики Афганистан в период с 03.08.1986г. по 12.05.1988г. (один месяц службы за три месяца службы). Просит засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью период службы по призыву в рядах Советской Армии в Демократической Республике Афганистан с 03.08.1986 г. по 12.05.1988 г. в льготном размере из расчета один месяц службы за три месяца службы. Обязать УПФР Пугачевского района устранить в полном объеме допущенные нарушения прав путем досрочного назначения трудовой пенсии со дня обращения за трудовой пенсией, т.е. с 20.05.2011г.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность вынесенного решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.), исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены постановленного по делу решения.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось истцом, 27 августа 1985 года Кушкарев С.Н. зачислен в <данные изъяты> на физкультурное отделение, с 16 апреля 1986 года по 12 мая 1988 года проходил службу в рядах Вооруженных сил СССР, из них с 03 августа 1986 года в Демократической Республике Афганистан.

Как указано в кассационной жалобе, исходя из определения понятия «военнослужащий», данного Федеральным законом № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся сержанты, старшины, солдаты, матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Таким образом, истец считает, что в связи с тем, что в период с 16.04.1986 г. по 12.05.1988 г. он являлся военнослужащим, вопрос о зачете в выслугу лет для назначения пенсии периода службы по призыву в рядах Советской Армии в Демократической республике Афганистан следует разрешать с учетом Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 года № 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям".

Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлена единая система правовой и социальной защиты военнослужащих, а также материального и иных видов обеспечения. Вместе с тем, уровень обеспечения зависит от занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения военной службы (по призыву, по контракту).

Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируются специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В соответствии со ст. 1 указанного Закона его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).

В п. 5 постановления Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22.09.1993 N 941 закреплено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Из анализа приведенной правовой нормы следует, что она по своему характеру является специальной, определяющей порядок зачета военной службы по призыву (срочной военной службы) в выслугу лет для назначения пенсий. Она же устанавливает случаи, когда такая служба подлежит зачету на льготных условиях. Из изложенного следует вывод, что прохождение службы по призыву военнослужащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан к указанным случаям не относится.

Таким образом, ни в Законе РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1, ни в постановлении Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 не содержится положений, позволяющих приравнять военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, в данном случае, в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, по правам и льготам к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Что же касается пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную срочную военную службу), то в соответствии с ч.2 ст.2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" оно осуществляется в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года № 340-1.

Оценивая обстоятельства дела, суд правильно отметил, что Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 года № 59-27 «"О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" к истцу не применимо, так как регулирует вопросы льготного исчисления пенсий за выслугу лет.

Оснований для исчисления пенсии истца за период службы в составе Вооруженных Сил СССР на территории Республика Афганистан из расчета один день службы за три дня работы не имеется.

Судебная коллегия считает, что судом все обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам.

Доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, и не могут служить основанием к отмене решения суда.

В кассационной жалобе не приводится новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 347, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2012г.), судебная коллегия

определила:

решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 12 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кушкарева С.Н. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи