Судья Терентьева Н.А. Дело № 33-149 18 января 2012 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Ретунской Н.В., судей Ефимовой И.В., Бугаевой Е.М., при секретаре Галкиной А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. дело по кассационной жалобе комитета по управлению имуществом Саратовской области на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 21 ноября 2011 года, которым постановлено: взыскать с Роенко В.А. в пользу администрации муниципального образования «Город Саратов» задолженность по арендной плате за пользование земельным участком за период с 15.11.2009 года по 15.05.2011 года в сумме 211 655 рублей 22 копейки и пени за нарушение сроков внесения арендных платежей в размере 20000 рублей, а всего 231655 рублей 22 копейки. Взыскать с Роенко В.А. в доход государства государственную пошлину в размере 5516 рублей 62 копеек. В остальной части иска отказать. В удовлетворении исковых требований комитета по управлению имуществом Саратовской области к Роенко В.А. о взыскании задолженности по арендной плате за пользование земельным участком отказать. Заслушав доклад судьи Ефимовой И.В., объяснения Роенко В.А., возражавшего против отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, установила: Комитет по управлению имуществом Саратовской области обратился в суд с иском к Роенко В.А. о взыскании задолженности по арендной плате за пользование земельным участком, в котором (с учетом последующего уточнения требований) просил суд: взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по арендной плате по договору аренды от 05.07.2006 года №*** за период со 2-го квартала 2009 года по 3-ий квартал 2009 года в сумме 241 891 рубль 68 копеек, пени за просрочку платежа в размере 205 124 рублей 14 копеек, взыскать с ответчика в доход бюджета Саратовской области задолженность по арендной плате за период с 4-го квартала 2009 года по 2-ой квартал 2011 года в сумме 169 324 рубля 19 копеек, пени за просрочку платежа в размере 73 922 рублей 10 копеек. В обоснование требований истец указал, что в соответствии с договором аренды от 05.07.2006 года и договором замены стороны в обязательстве от 31.10.2007 года, дополнительным соглашением от 27.03.2008 года ответчик пользуется земельным участком с кадастровым номером *** площадью 2638 кв. метров, предоставленным для строительства общественно-культурного центра, договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности предоставлены комитету по управлению имуществом Саратовской области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 05.01.2004 года №216-П «Об утверждении правил предоставления гражданам и юридическим лицам прав на находящиеся в государственной собственности земельные участки». Истец полагает, что право требования относительно тех обязательств, которые возникли до передачи полномочий по распоряжению земельными участками органам местного самоуправления, принадлежит истцу. Непоступление денежных средств в виде арендной платы в бюджет Саратовской области нарушает права субъекта РФ как выгодополучателя. Денежные средства, взыскиваемые с арендаторов, подлежат зачислению в бюджет Саратовской области в размере 20 процентов, в силу чего истец имеет право на обращение в суд с иском о взыскании задолженности и пени по арендным платежам. Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица администрация муниципального образования «Город Саратов» обратилась к ответчику с самостоятельным иском, в котором просила взыскать с Роенко В.А. в пользу администрации муниципального образования «Город Саратов» задолженность по договору аренды земельного участка от 05.07.2006 года за период с 15.11.2009 года по 15.05.2011 года в сумме 211655 рублей 22 копейки, пени за просрочку платежа за период с 15.02.2010 года по 15.05.2011 года в сумме 57691 рубль 17 копеек. Третье лицо в предъявленном иске, указало, что органом, уполномоченным в настоящее время распоряжаться земельными участками, является администрация муниципального образования «Город Саратов», у истца такое право отсутствует. Бюджетным законодательством Саратовской области не предусмотрены коды бюджетной классификации для истца по статье «доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые неразграничена, а также средства от продажи права на заключения договоров аренды земельных участков». Полномочия главного администратора по данной статье доходов возложены на комитет по земельным ресурсам муниципального образования «Город Саратов». Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное решение. В кассационной жалобе комитет по управлению имуществом Саратовской области просит решение суда отменить, исковые требования комитета по управлению имуществом Саратовской области удовлетворить. По мнению истца, судом решения не приняты во внимание положения ст. 430 ГК РФ, в соответствии с которой третье лицо, не указанное в договоре, имеет право требовать исполнения обязательства от должника в свою пользу. Доходы от передачи земельных участков в аренду зачисляются в бюджет Саратовской области в размере 20 процентов, имущественные интересы субъекта вправе защищать в суде комитет по управлению имуществом Саратовской области. Предъявленные третьи лицом исковые требования являются заниженными, поскольку органом местного самоуправление используется при расчете арендной платы размер ставки, не соответствующий виду разрешенного использования земельного участка. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (п.1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Согласно материалам дела земельный участок, общей площадью 4290 кв. метров, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. *** напротив дома №* и предназначенный для строительства общественно-культурного центра, был предоставлен комитетом по управлению имуществом Саратовской области 05.07.2006 года на праве аренды обществу с ограниченной ответственностью строительная компания «Б» сроком на пять лет. 31.10.2007 года между обществом с ограниченной ответственностью строительная компания «Б» (с одной стороны) и К.Ю.Б., Роенко В.А. (с другой стороны) заключен договор замены стороны в обязательстве, по которому земельный участок передан в аренду сроком на пять лет на основании договора аренды земельного участка от 05.07.2006 года №***. Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 07.02.2008 года земельный участок разделен на два земельный участка, площадью 1651 и 2638 кв. метров, для предоставления на праве аренды Роенко В.А. и К.Ю.Б. По условиям заключенного дополнительного соглашения от 27.03.2008 года Раенко В.А. принял во владение и пользование земельный участок площадью 2638 кв. метров. Части 1-3 статьи 65 Земельного кодекса РФ устанавливает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Статья 606 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В силу ст. 607 Гражданского кодекса РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (ст. 609 Гражданского кодекса РФ). Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в том числе в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно (ст. 614 Гражданского кодекса РФ). Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 Гражданского кодекса РФ). В силу пункта 10 статьи 3 Федеральный закон от 25.10.2001 года № 137-ФЗ В соответствии со ст. 4 Закона Саратовской области от 21.05.2004 года N 23-ЗСО "О земле" (в редакции, действовавшей до 19.10.2009 года) орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов, за исключением следующих случаев: приобретение гражданами и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельных участков, занимаемых индивидуальными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными гаражами, погребами, хозблоками, имуществом потребительских кооперативов граждан, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан; приобретение гражданами и юридическими лицами земельных участков в соответствии с правилами, установленными статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, для размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также в соответствии с правилами, установленными статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков, договоры аренды по которым были заключены органом местного самоуправления города Саратова до 1 июля 2006 года. В указанных случаях распоряжение земельными участками осуществляют органы местного самоуправления города Саратова, если законодательством не предусмотрено иное. Постановлением Правительства Саратовской области от 19.09.2006 года N 284-П "О некоторых вопросах, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" комитет по управлению имуществом области был наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также по предварительному согласованию мест размещения на них объектов. Законом Саратовской области от 07.10.2009 года №144-ЗСО «О внесении изменений в закон Саратовской области «О земле» статья 4 признана утратившей силу, изменения введены в действие с 19.10.2009 года. 19.08.2009 года внесены изменения и в Постановление Правительства Саратовской области от 19.09.2006 года N 284-П "О некоторых вопросах, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" в части, касающейся полномочий комитета по управлению имуществом Саратовской области (соответствующий пункт Постановления признан утратившим силу). Решением Саратовской городской Думы от 18.02.2010 года N 47-562 Исходя из приведенных норм, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, включая полномочии по предоставлению земельных участков на праве аренды и по взысканию арендной платы, до 19.10.2009 года были возложены Правительством Саратовской области на комитет по управлению имуществом Саратовской области. В последующем полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы администрации муниципального образования «Город Саратов», в силу чего право требования арендных платежей после 19.10.2009 года имеет орган местного самоуправления - администрация муниципального образования «Город Саратов», а не комитет по управлению имуществом Саратовской области. Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции об отсутствии у истца полномочий на обращение в суд с иском о взыскании с ответчика задолженности и пени по арендным платежам, соответствует нормам действующего законодательства, что повлекло отказ в удовлетворении исковых требований. Исковые требования третьего лица - администрации муниципального образования «Город Саратов» - о взыскании арендной платы в размере 211691 рубля ответчик в судебном заседании признал, ему были разъяснены последствия признания иска., предусмотренные статьями 39, 173 ГПК РФ. В силу ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Помимо задолженности по арендной плате судом удовлетворены требования третьего лица о взыскании пени за нарушение сроков оплаты по договору аренды, исходя из условий договора и из норм статьи 333 ГК РФ. Статья 196 ГПК РФ предусматривает, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. Исковые требования третьего лица удовлетворены судом в пределах заявленных сумм, исходя из ставки арендной платы в размере 0,5 процента от кадастровой стоимости, поскольку участок предназначен для размещения административных и офисных зданий, объектов образования и социального обеспечения, физической культуры, спорта, искусства, религии. В этой связи доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда. Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, доводы кассационной жалобы не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, и не свидетельствуют о наличии оснований отмены судебного решения, предусмотренных ст. ст. 362 - 364 ГПК РФ. Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Ленинского районного суда г. Саратова от 21 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Судьи
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
"О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" администрация муниципального образования "Город Саратов" была наделена полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области.