Судья Желонкина Г.А. Дело № 33-728 08 февраля 2012 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Ретунской Н.В. судей Филатовой В.Ю., Паршиной С.В. при секретаре Сугробовой К.Н. с участием прокурора Медведевой З.А. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ретунской Н.В. дело по кассационной жалобе Тимошенко Ж.В. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 16 декабря 2011 года, которым постановлено: выселить Тимошенко Ж.В., С.В. из специализированного жилого помещения квартиры * дома * по ул. *** проезд г. Саратова без предоставления другого жилого помещения с последующим снятием с регистрационного учета. В иске к Тимошенко Д.С. отказать. Во встречном иске Тимошенко Ж.В. к ФГКВОУ ВПО «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России», Главному Командованию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации о сохранении права пользования жилым помещением по договору социального найма – отказать. Взыскать с Тимошенко Ж.В. и Тимошенко С.В. возврат государственной пошлины в пользу ФГКВОУ ВПО «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России» в размере 4000 руб., т.е. по 2000 руб. с каждого. Заслушав доклад судьи Ретунской Н.В., объяснения Тимошенко Ж.В. и ее представителя Комраковой Р.А., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя ФГКВОУ ВПО «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России» - Чепцова Д.Е., возражавшего против отмены решения суда, заключение прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Медведевой З.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия установила: ФГКВОУ ВПО «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России» обратился в суд с иском к Тимошенко Ж.В., Тимошенко С.В. и Тимошенко Д.С. о выселении из специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения с последующим снятием с регистрационного учета. В обоснование указав, что Тимошенко Ж.В. проходит военную службу по контракту в ФГКВОУ ВПО «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России» с 20.06.1994 г. Решением жилищно-бытовой комиссии военного института Тимошенко Ж.В. поставлена на жилищный учет с 19.02.1996 г. (прокол заседания жилищно-бытовой комиссии № *** от 20.02.1996 г.) вместе с совместно проживающими с нею членами семьи (муж – Тимошенко С.В., сын – Тимошенко О.С., сын – Тимошенко Д.С.). На основании обменного ордера № 332 от 20.07.2000 года, выданного комитетом по управлению имуществом МУП «Агентство по приватизации жилищного фонда г. Саратова», Тимошенко Ж.В. вселилась вместе с членами семьи в трехкомнатную квартиру №* в доме №*по улице *** в г. Саратове. Тимошенко Ж.В. и члены ее семьи зарегистрированы по данному адресу, пользуются жилым помещением по настоящее время, сын Тимошенко Ж.В. – Тимошенко О.С. не проживает с ними, поскольку убыл в Уральское региональное командование к новому месту прохождения службы. В нарушение ч. 2 ст. 99 ЖК РФ решениями жилищной комиссии военного института от 21.02.2006 г. и 03.03.2006 г. Тимошенко Ж.В. выделено служебное жилое помещение – трехкомнатная квартира по адресу: г. Саратов, *** проезд, д. * кв. *, общей площадью 62,8 кв.м. 23.12.2009 г. решением жилищно-бытовой комиссии военного института на основании ст. 56 ЖК РФ в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц военного института при решении вопроса о принятии на учет Тимошенко Ж.В. снята с жилищного учета и была обязана освободить служебное жилое помещение. Данное решение Тимошенко Ж.В. в порядке главы 25 ГПК РФ не обжаловала, занимаемое жилое помещение не освободила. 29.12.2010 г. на основании свидетельства о государственной регистрации права *** № *** УФРС по Саратовской области в качестве субъекта права оперативного управления на квартиру по адресу: г. Саратов, *** проезд, д. * кв. *, зарегистрировано ФГКВОУ ВПО «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России». 22.03.2011 г. на основании Инструкции о порядке оформления и предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда внутренних войск МВД России и о порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда внутренних войск МВД России решением заместителя Министра внутренних дел – главнокомандующим внутренними войсками МВД России указанная квартира отнесена к специализированному жилищному фонду военного института. 30.12.2010 г. Тимошенко Ж.В. вручено уведомление начальника военного института с требованием освободить занимаемое ей служебное жилое помещение. Тимошенко Ж.В. данное требование проигнорировала. В ходе проведенного 02.02.2010 г. обследования служебного жилого помещения установлено, что Тимошенко Ж.В. без разрешения произвела перепланировку квартиры, что влечет расторжение договора найма специализированного жилого помещения. Тимошенко Ж.В. обратилась со встречным иском к ФГКВОУ ВПО «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России» и Главному Командованию внутренних войск МВД РФ о сохранении права пользования жилым помещением по договору социального найма. Иковые требования мотивировала тем, что с 20.06.1993 г. по настоящее время Тимошенко Ж.В. служит в качестве прапорщика в ФГКВОУ ВПО «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России». 15.02.1996 г. она подала рапорт на имя начальника военного института о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. 19.02.1996 г. Тимошенко Ж.В. была поставлена на учет для улучшения жилищных условий в соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии №* от 20.02.1996 г. 17.03.2003 г. на основании постановления Правительства РФ № 901 от 27.07.1996 г. она была переведена из общей очереди в первоочередную. В соответствии с протоколом № * заседания жилищно-бытовой комиссии от 20.03.2006 г. было принято постановление о предоставлении Тимошенко Ж.В. квартиры № * в доме № * по *** проезду г. Саратова. При этом статуса специализированного жилищного фонда квартира на тот момент не имела. 22.07.2006 г. Тимошенко Ж.В. вместе с семьей вселилась в предоставленное жилое помещение и с указанного времени проживает в нем. 01.08.2006 г. между Тимошенко Ж.В. и ФГУП «Главное управление специального строительства по территории № 5 при Федеральном агентстве специального строительства» в лице филиала «***» был заключен договор № * на обслуживание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг не имеется. 22.07.2007 г. Тимошенко Ж.В. заключила договор социального найма жилого помещения. 23.12.2009 г. решением жилищно-бытовой комиссии военного института она снята с жилищного учета и обязана освободить жилое помещение. В настоящее время продолжает проходить военную службу во внутренних войсках МВД РФ по контракту до наступления предельного возраста пребывания на военной службе до 16 января 2013 г. Считает, что исполнение сделки началось с 22.07.2006 г. и срок исковой давности истек 22.07.2009 г. Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение. В кассационной жалобе Тимошенко Ж.В. просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права. Указывает, что никаких рапортов или заявлений о предоставлении ей служебного жилого помещения она никогда не подавала, ее согласия на предоставление служебного жилого помещения не требовали, а предоставленная квартира не была в установленном законом порядке отнесена к служебной. Полагает, что суд указанным обстоятельствам не дал никакой оценки, не истребовал у истца весь пакет документов, послуживший основанием для предоставления квартиры. Считает, что незаконными и необоснованными являются ссылки суда на ЖК РСФСР, действовавший до 01.03.2005 г. и иные нормативные акты, которые к моменту возникновения правоотношений по найму жилого помещения утратили свое действие. Жилое помещение было предоставлено по договору социального найма. Кроме того, срок исковой давности по заявленным ФГКВОУ ВПО «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России» требованиям истек. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (п.1 ст. 347 ГПК РФ в редакции, действующей до 01.01.2012 года), судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Постановлением Совета Министров РСФСР № 335 от 31.07.1984 г. «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», действовавшим на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, предусматривалось два порядка постановки на учет граждан в качестве нуждающихся – по месту жительства и по месту работы (службы). Согласно ст. ст. 2, 5 указанного Постановления № 335 от 31.07.1984 г. лицо, которому предоставляется жилье должно быть признано нуждающимся в улучшении жилищных условий. Для определения нуждаемости законом установлены основания, необходимые для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий – это обеспеченность гражданина общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. В соответствии со ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы – совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № ФЗ-76 «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Из материалов дела следует, что Тимошенко Ж.В. проходит военную службу по контракту ФГКВОУ ВПО «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России» с 20.06.1994 г. по настоящее время в должности прапорщика. Срок контракта до наступления предельного возраста пребывания на военной службе до 16.01.2013 г. (л.д. 88). На основании рапорта от 19.02.1996 г., протокола № *заседания жилищно-бытовой комиссии от 20.02.1996 г. Тимошенко Ж.В. вместе с членами семьи (муж и два сына) была поставлена по месту службы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 6, 7). Из общей очереди Тимошенко Ж.В. переведена в первоочередную на основании п. 5 ст. 36 ЖК РСФСР, поскольку ее сыну – Тимошенко Д.С. была установлена 2 группа инвалидности с периодическим освидетельствованием на период с 20.10.2000 г. по 30.09.2006 г. Однако, в дальнейшем инвалидность не продлялась и доказательств того, что Тимошенко имели право на дополнительную жилую площадь суду не представлено. На основании обменного ордера № *** от 20.07.2000 г. Тимошенко Ж.В. вместе с членами семьи была вселена в кв. № * дома № * по ул. ***г. Саратова, состоящую из 3 комнат, размером 41,8 кв.м. (л.д. 10). В силу положений ч. 3 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования. Согласно п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Согласно ч. 2 ст. 100 ЖК РФ на основании решения о предоставлении специализированного жилого помещения с гражданином заключается договор найма специализированного жилого помещения. В силу положений ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет. Согласно государственному контракту № ***о долевом участии в строительстве жилого дома от 20.03.2006 г. Управление Приволжского округа внутренних войск МВД России в качестве дольщика выступает в финансировании строительства 9-20 этажного кирпичного дома по ул. *** проезд г. Саратова (л.д. 51-55). Распоряжением администрации Ленинского района № *** от 19.07.2006 г. указанному дому присвоен почтовый адрес: ул. *** проезд, д. * (л.д. 35). По акту приемки-передачи жилого помещения по государственному контракту № *** о долевом участии в строительстве жилого дома от 28.10.2007 г. спорная квартира передана Управлению Приволжского округа внутренних войск МВД России (л.д. 58). 21.02.2006 г. жилищно-бытовой комиссией СВИ ВВ МВД России принято решение о распределении служебного жилья в доме № * по *** проезду г. Саратова, в частности трехкомнатной квартиры – семье Тимошенко Ж.В. (л.д. 11). Согласно протоколу № * заседания жилищно-бытовой комиссии СВИ ВВ МВД России от 03.03.2006 г. Тимошенко Ж.В. была распределена квартира № * в указанном доме (л.д. 12). 22.07.2006 г. с ней был заключен договор найма служебного жилого помещения сроком до 01.01.2007 г. (л.д. 13-14). В дальнейшем договор найма служебного жилого помещения был перезаключен на время прохождения военной службы в Саратовском военном институте ВВ МВД России (л.д. 84-85). Судом первой инстанции установлено, что при предоставлении семье Тимошенко Ж.В. указанного жилого помещения не выяснялась их нуждаемость в таком жилье, акт проверки их жилищных условий не составлялся, хотя в 2006 г. они, жилищные условия Тимошенко Ж.В., изменились в лучшую сторону, она и члены её семьи уже не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий. В соответствии с протоколом № * заседания жилищно-бытовой комиссии СВИ ВВ МВД России от 23.12.2009 г. состав семьи прапорщика Тимошенко Ж.В. изменился, старший сын Тимошенко О.С. убыл к новому месту службы (г. ***), инвалидность младшего сына не подтверждена с 2006 г., Военнослужащая Тимошенко Ж.В. и совместно с ней проживающие члены семьи сняты с жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, на Тимошенко Ж.В. возложена обязанность в месячный срок освободить служебную трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г. Саратов, *** проезд, д. * кв. *(л.д. 15,19, 22). Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Тимошенко Ж.В. не обжаловала данное решение жилищно-бытовой комиссии СВИ ВВ МВД России. Указанное обстоятельство было также подтверждено Тимошенко Ж.В. в судебном заседании кассационной инстанции. Как следует из материалов дела, 25.12.2009 г. спорная квартира как объект права зарегистрирована в собственность РФ, 18.09.2009 г. право оперативного управления было зарегистрировано за Управлением Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России, а 29.12.2010 г. - за ФГКВОУ ВПО «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России» (л.д. 16, 17, 18). 22.03.2011 года заместителем министра – главнокомандующим внутренними войсками МВД России было утверждено решение № 2011/21 начальника управления расквартирования и строительства ГКВВ МВД России – о включении жилого помещения кв. * в доме *по *** проезду г. Саратова в состав специализированного жилищного фонда ФГОУ ВПО «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России» (л.д. 24-25). Исходя из аналогии закона (ст. 7 ЖК РФ) применительно к положениям ст.168 ГК РФ правомерным является вывод суда первой инстанции, что заключенный договор найма специализированного жилого помещения независимо от указанного в нем срока действия является ничтожным, поскольку нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия решения о предоставлении служебного жилого помещения, а также отсутствовали необходимые основания для заключения договора найма специализированного жилого помещения, так как у Тимошенко Ж.В. имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, соответственно, она не отнесена законом к категории граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения. Правильным, по мнению судебной коллегии, является вывод суда о злоупотреблении правом (ст.10 ГК РФ) со стороны ответчиков Тимошенко Ж.В. и Тимошенко С.В., которые после предупреждения об освобождении служебного жилого помещения, снялись с регистрационного учета по адресу: г. Саратов, ул. ***, д. * кв. *, 05.04.2011 г. и зарегистрировались по спорному адресу. Квартира №*, общей площадью 62,8 кв.м. в доме №* по улице ***в г. Саратове, предоставленная им по договору социального найма, в период судебного спора, была приватизирована сыном Тимошенко Д.С. Установленные судом обстоятельства подтверждаются копиями паспортов, справками ТСЖ «***», свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (л.д. 98, 102, 117-119, 120) и не оспариваются сторонами. Довод кассационной жалобы об истечении срока исковой давности по заявленным ФГКВОУ ВПО «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России», о применении которой заявлено Тимошенко Ж.В. несостоятелен, поскольку в силу ч. 4 ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304). С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений материального закона суд первой инстанции правильно вынес решение об удовлетворении исковых требований ФГКВОУ ВПО «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России» о выселения Тимошенко Ж.В. и Тимошенко С.В. из специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения с последующим снятием с регистрационного учета, отказав в удовлетворении иска о выселении Тимошенко Д.С. и встречном иске Тимошенко Ж.В. к ФГКВОУ ВПО «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России» о сохранении права пользования жилым помещением по договору социального найма. Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда, аналогичны доводам встречного искового заявления, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе), судом не допущено. Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Ленинского районного суда г. Саратова от 16 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Судьи