№33-891/12 от 16.02.2012 г.



Судья: Бабурина И.Н. Дело № 33-891/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 февраля 2012 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Захарова В.Н.,

судей Желонкиной Г.А., Петровой Н.А.,

при секретаре Медной Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Мурсалиева Л.В. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 14 декабря 2011 года по делу по заявлению Мурсалиева Л.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления, которым постановлено:

в удовлетворении заявления Мурсалиева Л.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании администрации МО «Город Саратов», в соответствии с требованиями ст. 30.1 ЗК РФ, принять решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, субъекта РФ, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» - отказать.

Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения Феофанова Д.С., действующего на основании доверенности от 05.05.2011 г., сроком действия один год, поддержавшего жалобу, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия,

установила:

Мурсалиев Л.В. обратился в суд с заявлением, в том числе с учетом уточнения требований в порядке ст.39 ГПК РФ об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании администрации МО «Город Саратов» в соответствии с требованиями ст. 30.1 ЗК РФ принять решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, субъекта РФ, муниципального образования в сети «Интернет».

Заявитель требования обосновывает тем, что 12.01.2011 г. он подал в администрацию МО «Город Саратов» заявление о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта. В поданном заявлении он просил предоставить право аренды сроком на 49 лет на земельный участок площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> приложив к нему схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.

Уведомлением № 02-05/01-5689 от 11.04.2011 г. в адрес заявителя, орган местного самоуправления сообщил, что в процессе согласования схемы земельного участка принято решение о подготовке к проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже права с формированием земельного участка за счет бюджетных средств. Бездействие органа местного самоуправления было оспорено в районном суде и решением Ленинского районного суда г. Саратова по делу № 2-1989/2011 бездействие органа местного самоуправления признано незаконным.

Постановлением № 1610 от 09.08.2011 г. администрация МО «Город Саратов» отказала заявителю в предоставлении права аренды сроком на 49 лет на земельный участок, по причине не представления санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным нормам.

Заявитель считает отказ администрации МО «Город Саратов» в предоставлении ему права аренды на спорный земельный участок незаконным, не соответствующим требованиям ст. 29, п.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ в связи с чем, обратился в суд.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе Мурсалиев Л.В. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов жалобы, в соответствии с п. 1 ст. 347 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.), судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2 ст. 11 Земельного Кодекса РФ).

В силу статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются:

1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки, а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства (ч.11 ст.30 ЗК РФ).

В соответствии с п.1 ст.30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных п.п.5 п.1 ст.24 - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Пунктом 3 ст. 30.1 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В соответствии с п.3.1., п.3.7 Правил землепользования и застройки МО «Город Саратов», утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008г.№ 27-280 решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с Генеральным планом города Саратова, документацией по планировке территории и на основе установленных Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости независимо от форм собственности. Для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости, расположенного в границах муниципального образования «Город Саратов», разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам (пункты 42-44 Правил), ограничениям по условиям охраны объектов культурного наследия - в случаях, когда земельный участок, иной объект недвижимости расположен в зоне охраны объектов культурного наследия или на территории такого объекта, ограничениям по экологическим и санитарно-эпидемиологическим условиям - в случаях, когда земельный участок, иной объект недвижимости расположен в зонах действия соответствующих ограничений.

Материалами дела подтверждается, что 12.01.2011 г. Мурсалиев Л.В.подал в администрацию МО «Город Саратов» заявление о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта. В поданном заявлении заявитель просил предоставить право аренды сроком на 49 лет на земельный участок площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. К заявлению им была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.

Уведомлением № 02-05/01-5689 от 11.04.2011 г. в адрес Мурсалиева Л.В. комитет по землепользованию и градостроительству сообщил, что в процессе согласования схемы земельного участка принято решение о подготовке к проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже права, а формирование земельного участка будет проводиться за счет бюджетных средств. Информация о проведении открытого аукциона размещается на официальном сайте администрации МО «Город Саратов», а также публикуется в газете «Саратовская панорама».

Постановлением № 1610 от 09.08.2011 г. администрация МО «Город Саратов» отказала заявителю в предоставлении права аренды сроком на 49 лет на земельный участок, по причине не представления санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным нормам.

Таким образом, поданное Мурсалиевым Л.В. заявление рассмотрено органом местного самоуправления в соответствии с требованиями закона. Муниципальным образованием после получения заявителя выбран один из предусмотренных законом способов предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства - проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, с формированием участка за счет бюджетных средств.

Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен статьей 30 ЗК РФ и включает в себя определенную процедуру, начиная с выбора земельного участка оформляемого соответствующим актом, выполнение кадастровых работ, согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Принятие решения о проведение аукциона является частью процедуры оформления права на земельные участки, конечным результатом которой является принятие конкретного ненормативного акта уполномоченного органа.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, с учетом заявленных требований, что заявителем не завершена процедура по предоставлению испрашиваемого земельного участка, которая требует совершения ряда последовательных действий после выполнения которых может быть принято решение о предоставлении права аренды на земельный участок.

Администрация МО «Город Саратов» как орган, обладающий правом на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приняла решение о формировании земельного участка за счет бюджетных средств, с продажей права аренды на данный спорный земельный участок с аукциона, информация о проведении которого подлежит соответствующим образом опубликованию.

Суд первой инстанции правильно указал о том, что процедура формирования земельного участка площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, предусмотренная действующим земельным законодательством не в полном мере завершена, следовательно нельзя обязать администрацию МО «Город Саратов» принять решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды.

Довод жалобы на незаконное применение судом к спорным правоотношениям п.3 ст.12 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения», явившейся в том числе основанием к отказу Мурсалиеву Л.В. в предоставлении права аренды на земельный участок, действовавшей до вступления 21.01.2011 г. в силу Федерального закона от 19.07.2011 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», согласно которого, наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объектов санитарным правилам требуется только при утверждении норм проектирования и проектной документации, а также при вводе в эксплуатацию построенных и реконструируемых объектов, не может быть принят во внимание так как на существо принятого решения не влияет.

Иные доводы кассационной жалобы по существу были предметом судебного рассмотрения в суде первой инстанции, основаны на неправильном толковании правовых норм и на законность обжалуемого судебного акта повлиять не могут.

Все приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.)

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саратова от 14 декабря 2011 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Мурсалиева Л.В. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи