№ 33-2082 от 21.04.2011 г.



Судья Литвинова М.В. Дело № 33-2082

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 апреля 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Захарова В.Н.

судей Пантелеева В.М., Евтушенко В.М.

при секретаре Ребневой Е.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Главного управления внутренних дел по Саратовской области (далее - ГУВД) на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 21 марта 2011 года, которым постановлено:

Признать за Комаровой М.Г. и Комаровым Ю.А. право на выплату пенсии по случаю потери кормильца, с учётом и согласно пункту «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и обязать выплачивать с 01 февраля 2011 года пенсию по случаю потери кормильца с повышением, согласно действующему законодательству, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Взыскать с ГУВД в пользу Комаровой М.Г. недополученную пенсию по потере кормильца за период с 01.01.2004 года по 31.07.2006 года на двух нетрудоспособных членов семьи, а с 01.08.2006 года по 31.01.2011 года на одного нетрудоспособного члена семьи в сумме 68657 руб. 35 коп.

Заслушав доклад судьи областного суда Пантелеева В.М., объяснения представителя ГУВД - Фроловой М.Г.(доверенность от 04.12.2010г.), поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Комаровой М.Г. – Нестеренко М.В. (доверенность от 17.02.2011г.), полагавшей решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Комарова М.Г. обратилась в суд с исковыми требованиями к ГУВД о признании права на выплату пенсии по случаю потери кормильца с учетом п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», с 01.02.2011 года с учетом её повышения на 922 руб. 40 коп. с последующей индексацией согласно действующему законодательству и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Просила взыскать с ГУВД по Саратовской области в пользу Комаровой М.Г. недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 01.02.2004 г. по 31.07.2006 г. на двух членов семьи, а с 01.08.2006 г. по 31.01.2011 г. на одного нетрудоспособного члена семьи в сумме 68657 рублей 35 копеек. Истица мотивировала свои требования тем, что она получает пенсию по случаю потери кормильца, так как ее супруг – К.А.Ю. погиб в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ при выполнении боевого задания. Указывает, что после введения в действие Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I ответчиком не был произведен предусмотренный перерасчет пенсии, она вынуждена была обратиться в суд с указанными требованиями.

Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе ГУВД просит отменить решение суда, и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что судом нарушены нормы материального права. Полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что К.А.Ю. погиб при участии в боевых действиях и имел статус ветерана боевых действий.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что Комарова М.Г. является получателем пенсии в соответствии с положениями Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» по случаю потери кормильца в связи со смертью ее супруга К.А.Ю. – военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, что соответствует положениям ст. 1 и ст. 29 названного Закона.

Из материалов дела следует, что К.А.Ю. погиб ДД.ММ.ГГГГ. Из извещения о смерти, справки войсковой части 3723, заключений расследования по факту гибели К.А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, врачебного свидетельства о смерти, заключения военно-врачебной комиссии следует, что К.А.Ю., в составе батальона оперативного обеспечения, в ходе проведения операции по ликвидации незаконных банд формирований в <адрес>, в боевых действиях, погиб от огнестрельного ранения.

В соответствии с пунктом «г» статьи 45 вышеназванного Закона РФ № 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с указанным Законом, повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», – на 32 процента расчётного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 данного Закона.

В пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ указано, что к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Из п. 3 ст.3 вышеуказанного Закона следует, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

В раздел 3 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень), являющегося Приложением к вышеуказанному Закону, Федеральным законом от 27.11.2002 г. № 158-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» внесено дополнение о выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года. Федеральный закон от 27.11.2002 г. № 158-ФЗ вступил в законную силу с 01.01.2004 г

Закон РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года предусматривает три вида пенсии. Пенсию по инвалидности и за выслугу лет получают сами военнослужащие, а пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер же всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона, то есть от дохода, который получал бы сам кормилец.

Статья 45 данного Закона помещена в разделе «Исчисление пенсий», где излагаются общие положения для всех видов пенсий. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учётом этих заслуг.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства и законодательство, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца, в соответствии со статьей 29 Закона, являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего, а потому члены семьи погибших военнослужащих имеют право на повышение пенсии, назначенной в соответствии с названным Законом, на 32 процента, поскольку данный вид пенсии указан в статье 45 Закона, дающей право на такое повышение. Этот же вывод вытекает и из содержания части 5 статьи 46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего. Суд первой инстанции обосновано указал, что К.А.Ю. в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» отнесен к категории ветеранов боевых действий на территории Российской Федерации, поскольку погиб при участии в боевых действиях в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (территория <адрес>). Названный Закон не предусматривает присвоение такого статуса, а устанавливает перечень лиц, отнесенных к категории ветеранов боевых действий. Поэтому неприсвоение такого статуса, отсутствие соответствующего удостоверения, в связи с невозможностью его выдачи погибшему, не может служить основанием для отказа в признании права истцов на получение предусмотренной законом надбавки. Участники боевых действий в Чеченской Республике отнесены к категории ветеранов боевых действий только с 01.01.2004 г., путем внесения соответствующих дополнений в Раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации Приложения к Федеральному закону «О ветеранах», Федеральным законом от 27.11.2002 г. № 158-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», а потому назначенная истцам пенсия по случаю потери кормильца подлежит повышению на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1, но не ранее чем с 01.01.2004 г.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Несостоятельным является довод жалобы об отсутствии у погибшего К.А.Ю. удостоверения ветерана боевых действий, поскольку отсутствие указанного удостоверения, которое не могло быть ему вручено ввиду гибели в период командировки, не свидетельствует о том, что К.А.Ю. (если бы он не погиб) не обладал соответствующим правом на получение пенсии. Кроме того, в силу ст. 28 Закона от 12.02.1993 г. № 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы.

Указания в кассационной жалобе на положения Федерального закона от 6 марта 2006г.N35-ФЗ "О противодействии терроризму" относительно понятия «контртеррористическая операция», организации контртеррористических операций, определения силы и средства для проведения её проведения, границ зоны проведения операции – не могут быть приняты во внимание, поскольку вышеуказанный Закон не действовал на момент гибели К.А.Ю. и внесения Федеральным законом от 27.11.2002 г. дополнения в раздел 3 Перечня. Из материалов дела следует, что К.А.Ю. погиб в 2000г. при боевых действий в Чеченской Республике (территория Северо-Кавказского региона), исполняя возложенные на него служебные обязанности. В указанное время не были определены понятия «контртеррористическая операция», организации контртеррористических операций, определения сил и средств для проведения её проведения, границ зоны проведения операций. Из положений действующего в тот период времени Постановления Правительства РФ от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа" (с изменениями от 26 декабря 2001 г., 24 августа 2002 г.) следует, что на Министерство внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации возложено осуществить разоружение незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики. Министерству внутренних дел Российской Федерации поручено обеспечить прием и хранение добровольно сдаваемого гражданами и изымаемого оружия и боеприпасов. Кроме того, на Министерство внутренних дел Российской Федерации возложена обязанность осуществить комплекс мер по изъятию незаконно хранящегося оружия, выявлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений, включая: проверку документов, досмотр автомобилей и личный досмотр граждан, въезжающих в республику и выезжающих из республики; проверку документов в местах скопления граждан; личный досмотр граждан, досмотр жилых и нежилых помещений и транспортных средств, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия; усиление охраны общественного порядка, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, транспортных коммуникаций; обеспечить закрытие административных границ Чеченской Республики; пресекать попытки пропаганды и агитации национальной и религиозной неприязни в зоне вооруженного конфликта.

Указанные обязанности свидетельствовали о вооруженном конфликте, боевых действиях на территории Чеченской Республики.

Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем не может повлечь отмену постановленного судом решения.

Руководствуясь ст. ст. 347, 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 21 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления внутренних дел по Саратовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи