3-5/2012 от 23.01.12



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2012 года г. Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.А.,

при секретаре Жидкове М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волжского межрегионального природоохранного прокурора к Комитету охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области о признании недействующим приказа Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области от 11.11.2010г. № 03-07/51 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Выдача в пределах полномочий разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации»,

установил:

Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в суд к Комитету охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области с заявлением о признании недействующим приказа Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области (далее – Комитет) от 11.11.2010г. № 03-07/51 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Выдача в пределах полномочий разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации». Требования мотивированы тем, что данный приказ является незаконным и принят с превышением полномочий, предоставленных Комитету охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области.

В судебном заседании представитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора по доверенности Советов А.В. поддержал заявленные требования.

Представители Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области Кушнарева Н.С. и Кондратенкова С.И. заявленные требования не признали, так как, по мнению Комитета, оспариваемый приказ принят в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также постановлением Правительства Саратовской области от 19 апреля 2007 года № 173-П «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)».

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения, как установлено ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 4 и п. 4.1. ч. 5 настоящей статьи высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе до утверждения федеральными органами исполнительной власти регламентов исполнения государственных функций, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.

В настоящее время регламент исполнения государственной функции по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии РФ не утвержден. В связи с этим высшее должностное лицо Саратовской области вправе утвердить административный регламент по предоставлению вышеуказанной государственной услуги.

Согласно ч. 1 ст. 52 Устава Саратовской области высшим должностным лицом Саратовской области является Губернатор Саратовской области.

Из изложенного следует, что утверждение Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача в пределах полномочий разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации» находится в пределах компетенции Губернатора Саратовской области, а не Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области.

Суд не считает соответствующим закону приведенное Комитетом обоснование утверждения о том, что оспариваемый приказ принят в пределах его компетенции.

По характеру закрепляемых и регулируемых полномочий можно выделить административные регламенты исполнения собственных полномочий и административные регламенты реализации переданных полномочий.

Исходя из прямого указания п.6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», полномочие по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации, является переданным от федерального центра субъектам федерации.

Согласно п. 11 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), исполнение органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий РФ, переданных им на основании федерального закона с предоставлением субвенций из федерального бюджета, а также части полномочий федеральных органов исполнительной власти по исполнению государственных функций (предоставлению государственных услуг), переданных органам исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с соглашениями, осуществляется в порядке, установленном соответствующим административным регламентом. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" прямо закрепил возможность опережающего регламентного нормотворчества органов государственной власти субъектов РФ по переданным им полномочиям (в том числе в сфере охоты) при условии непротиворечия таких административных регламентов федеральным нормативным актам. Административные регламенты органов исполнительной власти субъектов РФ по переданным полномочиям должны разрабатываться с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.

Особенность принимаемых в порядке делегированного нормотворчества правовых актов управления в сравнении с другими правовыми актами соответствующего органа состоит в том, что при делегации не происходит перераспределения нормотворческой компетенции между вышестоящим и нижестоящим органами, вышестоящий орган лишь временно предоставляет нижестоящему право утверждать акт, издание которого относится и продолжает относиться к компетенции вышестоящего органа.

Не может быть признана обоснованной ссылка Комитета на то, что полномочия по принятию Административного регламента по данному вопросу им предоставлены п.14 ст.13 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», так как приведенное положение указывает на то, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае Правительство Саратовской области) устанавливает порядок разработки и утверждения административных регламентов, но не обладает правом наделения полномочиями по их принятию друге органы государственной власти субъекта. В связи с этим не может быть положен в основание признания наличия компетенции у Комитета по принятию оспариваемого административного регламента пункт 3 Положения о порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного действующим на момент издания оспариваемого Приказа Постановлением Правительства Саратовской области от 19 апреля 2007 года № 173-П «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)». Кроме того и содержание данного нормативного акта наделяет органы исполнительной власти области, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции (предоставление государственной услуги), разрабатывать и утверждать регламенты на основе законодательства Российской Федерации и Саратовской области, положения о соответствующем органе исполнительной власти.

Как следует из системного анализа приведенного выше законодательства, право на разработку и утверждение регламента по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации, отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти, а до их принятия – делегировано Губернатору Саратовской области. А согласно п.11 Положения о Комитете охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 11 августа 2008 года № 321-П, указанному Комитету не предоставлено право принимать нормативные правовые акты по каким-либо вопросам. Участие Комитета в нормотворчестве ограничено правом разрабатывать и согласовывать проекты законов области, постановлений областной Думы, нормативных правовых актов Губернатора области и Правительства области по вопросам, относящимся к его полномочиям.

При таких обстоятельствах, на основании статьи 253 ГПК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29.11.2007 г., учитывая конкретные обстоятельства, и тот факт, что оспариваемый нормативный акт применялся, суд считает возможным признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (с последующими изменениями) решение суда (его резолютивная часть) подлежит опубликованию Комитетом охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, Саратовский областной суд

решил:

заявление Волжского межрегионального природоохранного прокурора к Комитету охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области о признании недействующим приказа Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области от 11.11.2010г. № 03-07/51 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Выдача в пределах полномочий разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации» - удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области от 11.11.2010г. № 03-07/51 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Выдача в пределах полномочий разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации».

Решение суда после вступления в законную силу в соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991г. № 2124-1 (с последующими изменениями) подлежит опубликованию Комитетом охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение месяца.

Председательствующий

судья-