3-165/2012 от 19.09.12



Дело № 3-165/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2012 года г. Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.А.,

при секретаре Граф Я.Ю.,

с участием прокурора Волосатых Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абрамовой Юлии Владимировны об отмене решения окружной избирательной комиссии Ленинского одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва от 27 августа 2012 года «О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата Синичкина В.П.» и об отмене решения окружной избирательной комиссии Ленинского одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва от 01 сентября 2012 года «О регистрации кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 6 Синичкина В.П.»,

установил:

Абрамова Ю.В. обратилась в суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии Ленинского одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва от 27 августа 2012 года «О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата Синичкина В.П.» и об отмене решения окружной избирательной комиссии Ленинского одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва от 01 сентября 2012 года «О регистрации кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 6 Синичкина В.П.», которое мотивировала следующим.

Решением окружной избирательной комиссии Ленинского одномандатного избирательного округа № 6 от 01 сентября 2012 года № 11 она была зарегистрирована кандидатом в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 6.

Другим кандидатом по тому же избирательному округу зарегистрирован Синичкин Василий Павлович.

Считает, что решение окружной избирательной комиссии Ленинского одномандатного избирательного округа № 6 от 1 сентября 2012 года «О регистрации кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 6 Синичкина Василия Павловича» принято с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 67-ФЗ) и Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года № 105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» (далее - Закона Саратовской области № 105-ЗСО) и подлежит отмене по следующим основаниям.

В нарушение пункта 5 «Порядка регистрации и деятельности уполномоченных представителей» в представлении от 27 августа 2012 года, представленном кандидатом Синичкиным В.П. в ТИК Ленинского района города Саратова, адрес места жительства и сведения об основном месте работы и занимаемой должности гражданина, назначаемого уполномоченным представителем по финансовым вопросам, отсутствуют. Кроме того, сведения об основном месте работы и занимаемой должности отсутствуют в нотариально удостоверенной доверенности, что, по мнению заявителя, является нарушением пункта 2 «Порядка регистрации и деятельности уполномоченных представителей». Заявитель полагает, что в нарушение пункта 8 того же Порядка срок действия доверенности, выданной кандидатом Синичкиным В.П., выходит за пределы установленного срока полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата.

Как нарушение законодательства заявителем приводится, что, несмотря на прямой запрет, содержащийся в пункте 5 статьи 59 Федерального закона № 67-ФЗ, кандидат Синичкин В.П. израсходовал на оплату услуг нотариуса, удостоверившего доверенность и её копию, денежные средства, не перечисленные в специальный избирательный фонд.

Считает, что при таких обстоятельствах ТИК Ленинского района города Саратова должна была указать кандидату Синичкину В.П. на допущенные нарушения и вернуться к рассмотрению вопроса о регистрации назначенного им уполномоченного представителя по финансовым вопросам после представления документов, оформленных надлежащим образом, тем самым не нарушив ни права кандидата Синичкина В.П., ни права иных кандидатов, зарегистрированных по тому же избирательному округу.

По изложенным основаниям просит отменить указанное решение окружной избирательной комиссии Ленинского одномандатного округа № 6 от 27 августа 2012 года «О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата Синичкина Василия Павловича», как принятое с грубыми нарушениями, что затрагивает ее избирательные права.

С учетом того, что, по мнению заявителя, уполномоченный представитель кандидата Синичкина В.П. был зарегистрирован с нарушением закона, он не имел права открывать от его имени специальный избирательный счет и представлять документы, необходимые для регистрации Синичкина В.П. в качестве кандидата.

Сам лично кандидат Синичкин В.П. специальный избирательный счет не открывал и документы для регистрации в ТИК Ленинского района города Саратова не представлял.

Заявитель указывает, что, так как первый финансовый отчет кандидата Синичкина В.Л. с приложениями 29 августа 2012 года был представлен лицом, наделенным полномочиями с нарушением действующего законодательства, он не мог приниматься во внимание и учитываться при принятии какого-либо решения. По тем же основаниям заявитель ссылается на невозможность признания открытия избирательного счета уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, зарегистрированного с нарушениями закона, созданием избирательного фонда самим кандидатом.

Ввиду изложенного Абрамова Ю.В. считает, что Синичкину В.П. должно было быть отказано в регистрации кандидатом в депутаты на основании подпунктов «в» и «ж» пункта 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ (отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата и несоздание кандидатом избирательного фонда).

В судебном заседании представитель Абрамовой Ю.В. по доверенности Курышева О.В. поддержала доводы, изложенные в заявлении.

Представители территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Саратова Турманова Е.Л. и Николаев С.М., а также представитель Синичкина В.П. по доверенности Бессонова Е.А. заявленные требования не признали. В судебном заседании пояснили, что регистрация кандидата в депутаты Синичкина В.П. и его уполномоченного по финансовым вопросам были проведены с соблюдением требований закона и оснований для отказа в такой регистрации не имелось.

Абрамова Ю.В. и Синичкин В.П. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, и учитывая заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не обоснованными, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела подтверждено, что постановлением Саратовской областной Думы от 11.07.2012 г. «О назначении выборов депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва» выборы депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва назначены на 14 октября 2012 года.

Постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от 06.06.2012 № 117/2-4 на территориальную избирательную комиссию Ленинского района г. Саратова возложены полномочия окружной избирательной комиссии Ленинского одномандатного избирательного округа № 6.

В соответствии с полномочиями, закрепленными в ст. 15 Закона Саратовской области от 28.06.2007 г. № 105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» окружная избирательная комиссии регистрирует кандидатов их доверенных лиц, уполномоченных представителей.

22 августа 2012 года Избирательная комиссия Саратовской области приняла Постановление № 9/1-5 «О заверении списка кандидатов в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Саратовское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по одномандатным избирательным округам».

С этого момента кандидаты, включенные в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам, выдвинутые указанным избирательным объединением получили право уведомлять окружные избирательные комиссии о своем выдвижении в порядке, установленном пунктом 6 статьи 27.1 Закона Саратовской области № 105-ЗСО.

27 августа 2012 года Синичкин Василий Павлович (далее - кандидат Синичкин В.П.) уведомил ТИК Ленинского района города Саратова о своем выдвижении в качестве кандидата, представив соответствующие документы, а также документы на назначение уполномоченного представителя по финансовым вопросам (Представление от 27 августа 2012 года с приложением согласия гражданина осуществлять указанную деятельность от 27 августа 2012 года и копию нотариально удостоверенной доверенности от 27 августа 2012 года).

Пунктом 2 статьи 52 Закона Саратовской области № 105-ЗСО установлено, что регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется соответствующей избирательной комиссией по письменному представлению кандидата, избирательного объединения в течение трех дней с момента предоставления документов.

Порядок представления документов, их перечень и содержание, а также иные нормы, связанные с назначением и регистрацией уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, регламентируются «Порядком регистрации и деятельности уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва, выдвинутых по одномандатным избирательным округам», утвержденным Постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от 26 июня 2012 года № 2/4-5 (далее - «Порядком регистрации и деятельности уполномоченных представителей»).

Суд не усматривает оснований для отмены решения окружной избирательной комиссии № 6 от 27.08.2012 г. № 6/1 «О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата Синичкина Василия Павловича» по следующим основаниям.

Форма представления кандидата о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам и заявления уполномоченного представителя по финансовым вопросам, представленных Синичкиным В.П., соответствуют формам документов, утвержденным постановлением Избирательной комиссией Саратовской области (далее - ИКСО) от 13.07.2012 г. № 4/3-5 "О перечне и формах документов, представляемых кандидатами в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва в окружные избирательные комиссии (Приложения №№ 8,9).

Ссылка заявителя на несоблюдение п. 5 Порядка регистрации, деятельности и об удостоверении уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, утвержденного постановлением ИКСО 26.06.2012 г. № 2/4-5 «О порядке регистрации, деятельности и об удостоверении уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва, выдвинутых по одномандатным округам» кандидатом Синичкиным В.П. является не обоснованной, поскольку содержащееся в указанном пункте положение о необходимости предоставлении кандидатом заявления противоречит требованиям части 2 статьи ст.52 Закона Саратовской области № 105-ЗСО, где закреплено что кандидатом в окружную избирательную комиссию должно быть передано представление о назначении уполномоченного представителя, а так же принятому позднее постановлению ИКСО от 13.07.2012 г. № 4/3-5, утвердившему перечень и формы документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию.

Кроме того, в п. 6 постановления ИКСО от 26.06.2012 г. № 2/4-5 установлены основания для отказа в регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, а именно: отсутствие гражданства РФ, возраст менее 18 лет, наличие вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным, отбывание наказания в местах лишения свободы, и отсутствие необходимых документов.

Поскольку, кандидатом представлены необходимые документы и отсутствуют ограничения, указанные выше, то оснований принятия решения об отказе в регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам не имелось. Основания отказа в регистрации уполномоченного представителя, приведенные заявителем, ни законодательством, ни постановлениями ИКСО не установлены.

Также суд считает необходимым отметить, что в силу ч. 2 ст. 52 Федерального закона № 67-ФЗ кандидат вправе назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам, регистрация которого производится соответствующей избирательной комиссией в течение 3-х дней по письменному представлению кандидата. Исходя из толкования приведенной нормы закона, назначение уполномоченного по финансовым вопросам является правом, а не обязанностью кандидата, а при отсутствии нормативно установленных оснований для отказа в его регистрации, не нарушает избирательные права других кандидатов, в том числе заявителя.

Согласно части 6 ст. 75 Закона Саратовской области № 105-ЗСО решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что данное решение принято с нарушением требований, предусмотренных частями 10-12 ст. 34 того же закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 27.1 Закона Саратовской области № 105-ЗСО кандидаты, включенные в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам, представляют в порядке, установленном пунктом 5 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, в окружные избирательные комиссии не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени документы для уведомления о выдвижении в качестве кандидата согласно перечня.

Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не ранее чем за 65 дней до дня голосования и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию соответствующие избирательные документы, в том числе первый финансовый отчет кандидата (пункт 1 статьи 32 Закона Саратовской области № 105-ЗСО).

Порядок представления первого финансового отчета, его форма и обязательный перечень приложений установлены разделом 9 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва, утвержденной Постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от 26 июня 2012 года № 2/3-5 «Об Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва» в соответствии с пунктом 14 статьи 52 Закона Саратовской области № 105-ЗСО.

Соответствующая окружная избирательная комиссия проводит проверку представленных кандидатом документов (сведений, содержащихся в документах) и рассматривает вопрос о регистрации, руководствуясь статьёй 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Суд не может согласиться с доводами заявителя о непредоставлении кандидатом в депутаты Синичкиным В.П. в окружную избирательную комиссию в установленные законом сроки документов для регистрации, а именно первого финансового отчета, поскольку в соответствии с требованиями ч. 2 статьи 35 Закона Саратовской области № 105-ЗСО от имени кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, вправе выступать их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица. В доверенности, выданной Синичкиным В.П. уполномоченному представителю по финансовым вопросам оговорено право последнего представлять Синичкина В.П., как кандидата в депутаты, во всех организациях, включая избирательные комиссии и подписывать документы.

Не является состоятельным и довод заявителя об отсутствии среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата Синичкина В.П., документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ и Законом Саратовской области № 105-ЗСО, так как установленный ч. 6 ст. 27.1, ч.ч. 1 и 6 ст. 32 Закона Саратовской области № 105-ЗСО и разделами 1 и 3 приложения № 1 к постановлению Избирательной комиссии Саратовской области от 13.07.2012 г. № 4/3-5 «О перечне и формах документов, представляемых кандидатами в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва в окружные избирательные комиссии» необходимый перечень документов был им предоставлен в установленные законом сроки, что подтверждается актами, выданными окружной избирательной комиссией № 6 о приеме документов:

- акт № 6 от 27.08.2012 г. о приеме документов о выдвижении кандидата Синичкина В.П.;

- акт № 6р от 29.08.2012 г. о приеме документов на регистрацию кандидата Синичкина В.П.

Исследовав материалы дела, суд считает установленным, что представленные кандидатом Синичкиным В.П. документы оформлены в соответствии с требованиями Закона Саратовской области № 105-ЗСО, включая приложение № 4 к данному закону.

В соответствии с частью 1 ст. 52 Закон Саратовской области № 105-ЗСО кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

Суд не считает обоснованным довод заявителя о несоздании кандидатом Синичкиным В.П. избирательного фонда, поскольку его представителем по финансовым вопросам, имеющим соответствующие полномочия согласно доверенности, представлено в окружную избирательную комиссию сообщение о реквизитах специальною избирательного счета в филиале Сбербанка России, открытом 28.09.2012 г.

В части 13 статьи 52 Закона Саратовской области № 105-ЗСО закреплено, что специальный избирательный счет может быть открыт как кандидатом, так и его уполномоченным представителем по финансовым вопросам. Аналогичные положения закреплены и в п. 1.10 Порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва, утвержденного Постановлением ИКСО от 06.07.2012 г. № 3/5-5, где указано, что кандидат может по нотариально удостоверенной доверенности поручить открыть специальный избирательный счет и предоставить право распоряжаться находящимися на нем средствами своему уполномоченному представителю по финансовым вопросам.

Обсуждение довода заявителя о неисполнении кандидатом Синичкиным В.П. обязанности по оплате услуг нотариуса по оформлению доверенности на уполномоченного по финансовым вопросам из специального избирательного фонда не имеет правового значения, так как такое основание для признания недействительным решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты или его уполномоченного по финансовым вопроса ни законодательством, ни постановлениями ИКСО не установлена.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления Абрамовой Ю.В. в полном объеме не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 245 ГПК РФ, гл. 26 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Абрамовой Юлии Владимировны об отмене решения окружной избирательной комиссии Ленинского одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва от 27 августа 2012 года «О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата Синичкина В.П.» и об отмене решения окружной избирательной комиссии Ленинского одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва от 01 сентября 2012 года «О регистрации кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 6 Синичкина В.П.» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 05 дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Саратовский областной суд.

Председательствующий

судья-