РЕШЕНИЕ 01 октября 2012 года г. Саратов Саратовский областной суд в составе: председательствующего судьи Макаровой Н.А., с участием прокурора Новичкова Е.А., при секретаре Анищенко А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фадеева Владимира Олеговича о признании недействующим в части Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года № 105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» (в редакции Закона Саратовской области от 31 мая 2012 года № 85 ЗСО), установил: Закон Саратовской области от 28 июня 2007 года № 105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» (далее - Закон Саратовской области от 28 июня 2007 года № 105-ЗСО) принят Саратовской областной Думой 20 июня 2007 года, первоначальный текст Закона опубликован в издании «Саратовская областная газета» № 54 от 13 июля 2007 года. Настоящий Закон вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Фадеев В.О. обратился в суд с заявлением о признании недействующим Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года № 105-ЗСО в части положений части 1 статьи 3, а также части 2, 3, 6 и 8 статьи 11, регламентирующих предоставление активного избирательного права лицам, зарегистрированным на территории избирательного округа по месту пребывания. В обоснование заявленных требований Фадеев В.О. указал, что оспариваемые положения пункта 1 статьи 3, пунктов 2, 3, 6 и 8 статьи 11 Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года № 105-ЗСО в части предоставления активного избирательного права на выборах депутатов Саратовской областной Думы лицам, зарегистрированным по месту пребывания на территории избирательного округа, и включения указанных лиц в списки избирателей, нарушают его конституционное право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Оспариваемые нормы Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года № 105-ЗСО не соответствует положениям пунктов 1 и 2 статьи 4, пункта 2 статьи 24 Устава Саратовской области, предусматривающим осуществление активного избирательного права на выборах депутатов Саратовской областной Думы только жителями Саратовской области — лицами, место жительства которых находится на территории избирательного округа. Заявитель полагает, что положения пункта 1 статьи 3, пунктов 2, 3, 6 и 8 статьи 11 Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года № 105-ЗСО не отвечают требованиям определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, поскольку не предусматривают четкого механизма включения граждан в списки избирателей по месту пребывания и не исключают возможности неоднократного голосования: по месту жительства и по месту (местам) пребывания. Предоставление активного избирательного права гражданам, временно пребывающим на территории Саратовской области и избирательного округа необоснованно, так как указанные граждане не способны своим волеизъявлением отразить интересы постоянно проживающих жителей. В силу кратковременности своего пребывания они не знакомы с деятельности кандидатов в депутаты и не могут знать наиболее значимые проблемы жителей округа. Заявитель Фадеев В.О., будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представитель Саратовской областной Думы Шеповалова В.Н. в судебном заседании с заявлением не согласилась, сославшись на то, что оспариваемые заявителем положения пункта 1 статьи 3, пунктов 2, 3, 6 и 8 статьи 11 Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года № 105-ЗСО полностью соответствуют и не противоречат нормам Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Устава (Основному Закону) Саратовской области. Согласно положениям вышеуказанного федерального закона активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Соответствующие нормы содержатся и в частях 1, 2 статьи 3 Закона области, согласно которым право избирать депутатов областной Думы принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста, место жительства или место временного пребывания которого расположено в пределах избирательного округа. Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона, части 2 статьи 11 Закона области в списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Регистрация (учет) избирателей в Российской Федерации, которой подлежат все граждане, обладающие активным избирательным правом, осуществляется в соответствии со статьей 16 Федерального закона и Положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 года № 134/973-П. Целями такой регистрации (учета) являются идентификация граждан в качестве избирателей, участников референдума применительно к соответствующей территории, формирование сведений об избирателях, участниках референдума и обеспечение установления численности избирателей, участников референдума на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами (пункт 4 статьи 17 Федерального закона). Аналогичная норма содержится в части 3 статьи 11 Закона области. Порядок включения избирателей, находящихся в местах временного пребывания, установлен статьей 11 Закона области. Указанный порядок предусматривает достаточно четкий механизм включения граждан, находящихся в местах временного пребывания и обладающих активным избирательных правом, в списки избирателей, а также предусматривает механизм действий, направленных на недопущение включения указанных избирателей на нескольких избирательных участках. В списки избирателей по месту временного пребывания могут включаться граждане, обладающие активным избирательным правом, то есть, место жительство которых расположено в пределах того же избирательного округа (одномандатного избирательного округа или единого избирательного округа). Просила в удовлетворении заявления Фадеева В.О. отказать. Выслушав объяснения представителя Саратовской областной Думы Шеповаловой В.Н., изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А., полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд не находит оснований к удовлетворению заявления по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части. В соответствии с пунктом «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации избирательное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). В силу подпункта «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации. Порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации (подпункт «к» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ). Законодательной основой регулирования отношений, связанных с реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ). Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ). С учетом указанных положений действующего законодательства оспариваемый заявителем в части Закон Саратовской области «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» принят в пределах компетенции представительного (законодательного) органа Саратовской области. Согласно статье 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ настоящим законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Так, согласно статье 11 Федерального закона Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Федерального закона Саратовской областной Думой принят оспариваемый Закон Саратовской области, часть 1 статьи 3 которого предоставляет право избирать депутатов областной Думы гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста, место жительства или место временного пребывания которого расположено в пределах избирательного округа. Согласно общему правилу, закрепленному в части 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, активным избирательным правом обладают только те граждане, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа. В силу пункта 2 статьи 16 этого же Федерального закона, факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах России. В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона, не может служить основанием для лишения права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления пребывание гражданина вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов. Конституционный Суд РФ в Определении от 08 декабря 2011 года № 1794-O-O указал, что каждый гражданин, проживающий на территории, где проводятся такие выборы, признается избирателем и имеет право проголосовать на них в том избирательном округе, где расположено место его жительства, и только на одном из избирательных участков, образованных в данном округе. Соответствующие нормы содержатся и в частях 1, 2 статьи 3 Закона области, согласно которым право избирать депутатов областной Думы принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста, место жительства или место временного пребывания которого расположено в пределах избирательного округа. Так, в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Саратовской области пребывание гражданина вне места его жительства во время проведения в избирательном округе выборов депутатов областной Думы не может служить основанием для лишения его права на участие в данных выборах. Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона, а также части 2 статьи 11 Закона Саратовской области, в списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами (часть 4 статьи 17 Федерального закона). Пункт 1 статьи 10 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" устанавливает один из общих принципов реализации активного избирательного права граждан РФ, проживающих на территории конкретного субъекта РФ, при формировании законодательных (представительных) органов государственной власти, без указания на характер такого проживания (временный или постоянный), содержит отсылку к Федеральному закону, устанавливающему активное избирательное право граждан. При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 10 статьи 17 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации включается в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке, участке референдума. При выявлении территориальной комиссией (окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования) факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей, участников референдума на разных избирательных участках референдума на одних и тех же выборах, одном и том же референдуме, соответствующая комиссия до передачи списков избирателей, участников референдума в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках. Аналогичная норма содержится в Законе Саратовской области, пункт 7 статьи 11 которого закрепляет за территориальной избирательной комиссией обязанность выявлять факты включения одних и тех же граждан Российской Федерации в список избирателей на разных избирательных участках. Кроме того, частью 17 статьи 17 Федерального закона установлено, что избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный избиратель, участник референдума включен в список избирателей, участников референдума по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории того же субъекта Российской Федерации) либо избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Участковая комиссия в графе «Особые отметки» списка избирателей, участников референдума делает отметку: «Включен в список избирателей (участников референдума) на избирательном участке (участке референдума) N» с указанием номера избирательного участка, участка референдума и при необходимости наименования субъекта Российской Федерации. Порядок включения граждан, в том числе находящихся в местах временного пребывания, в список избирателей, установлен статьей 11 Закона Саратовской области. Указанный порядок предусматривает достаточно четкий механизм включения граждан, в том числе находящихся в местах временного пребывания и обладающих активным избирательных правом, в списки избирателей, а также предусматривает механизм действий, направленных на недопущение включения указанных избирателей на нескольких избирательных участках. Анализ положений частей 2, 3, 6 и 8 статьи 11 Закона Саратовской области в их взаимосвязи с частями 1, 2 статьи 3 Закона области, а также статьями 4, 16, 17 Федерального закона показывает, что в списки избирателей по месту временного пребывания могут включаться граждане, обладающие активным избирательным правом, то есть, место жительство которых расположено в пределах того же избирательного округа (одномандатного избирательного округа или единого избирательного округа). Таким образом, часть 1 статьи 3, части 2, 3, 6 и 8 статьи 11 Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года № 105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» соответствуют требованиям Федерального закона, а также Уставу (Основному Закону) Саратовской области. В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Поскольку судом установлено, что Закон Саратовской области от 28 июня 2007 года № 105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» в оспариваемой заявителем части федеральному законодательству, и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, у суда отсутствуют основания к удовлетворению заявления. Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении заявления Фадеева Владимира Олеговича о признании недействующим в части Закона Саратовской области от 20 июня 2007 года «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» (в редакции Закона Саратовской области от 31 мая 2012 года № 85 ЗСО) отказать. Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Саратовский областной суд. Председательствующий судья - Макарова Н.А.