Дело № 3-81/2010РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
19 августа 2010 г. г. Саратов
Саратовский областной суд в составе:
судьи Сафоновой Е.Д.
при секретаре Орловой А.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Саратовской области Светового О.Г. о признании недействующим в части пункта 2 постановления Правительства Саратовской области от 22 марта 2010 г. № 87-П «Вопросы содержания, ремонта, реконструкции и строительства объектов дорожного комплекса»,
установил:
22 марта 2010 г. Правительством Саратовской области принято постановление № 87-П «Вопросы содержания, ремонта, реконструкции и строительства объектов дорожного комплекса» (далее по тексту - постановление), которое опубликовано в официальном издании Саратовской области – «Собрание законодательства Саратовской области» № 9 за март 2010 г.
Пунктом 2 постановления закреплено, что услуги по предпроектной подготовке, осуществлению контроля и надзора за ходом выполнения дорожных и мостовых работ в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Саратовской области, государственным заказчиком по которым является министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, осуществляются исключительно казенным предприятием Саратовской области "Дирекция автомобильных дорог".
Заместитель прокурора Саратовской области О.Г. Световой обратился в областной суд с заявлением о признании недействующим указанного пункта постановления в части слова «исключительно», указав, что положения этого пункта, в части исключительности осуществления надзора за ходом выполнения дорожных и мостовых работ казенным предприятием Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог» вызывает неоднозначное толкование и противоречит положениям градостроительного законодательства. Ссылается на требование части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также на требования пункта 6 статьи 6 и части 8 статьи 54 этого же Кодекса, в соответствии с которыми порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Полагает, что определение в оспариваемом пункте иного порядка и органа, уполномоченного осуществлять фактически государственный строительный надзор, противоречит «Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 54 от 1 февраля 2006 г. и выходит за рамки полномочий Правительства Саратовской области.
В судебном заседании представитель прокуратуры Саратовской области Савина С.В. заявление поддержала и дала аналогичные пояснения.
Представитель Правительства Саратовской области Асташкин А.Н. в своих возражениях заявленное требование не признал и пояснил, что указанное постановление в оспариваемой части не противоречит требованиям Градостроительного кодекса РФ, издано в пределах компетенции Правительства Саратовской области.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Саратовский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Постановление Правительства области в рассматриваемой части имеет следующее содержание:
В соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Правительство области постановляет:
1. Установить, что казенное предприятие Саратовской области "Дирекция автомобильных дорог" является единым заказчиком-застройщиком по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Саратовской области, государственным заказчиком по которым является министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
2. Услуги по предпроектной подготовке, осуществлению контроля и надзора за ходом выполнения дорожных и мостовых работ в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Саратовской области, государственным заказчиком по которым является министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, осуществляются исключительно казенным предприятием Саратовской области "Дирекция автомобильных дорог".
Как следует из содержания постановления, Правительство области передало полномочия заказчика по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Саратовской области, государственным заказчиком по которым является Министерство транспорта и дорожного хозяйства области, единому заказчику-застройщику в лице казенного предприятия «Дирекция автомобильных дорог», указав, что услуги по предпроектной подготовке, осуществлению контроля и надзора за выполнением дорожных и мостовых работ, заказчиком которых является указанное Министерство, осуществляется данным казенным предприятием.
Исходя из буквального толкования данного постановления, в частности пункта 2, на казенное предприятие «Дирекция автомобильных дорог», как на единого заказчика-застройщика, возложена обязанность по оказанию услуг по контролю и надзору за ходом выполнения дорожных и мостовых работ, заказчиком которых является Министерство транспорта и дорожного хозяйства области.
Закрепленное в оспариваемой норме положение о передаче полномочий заказчика и в связи с этим, как следствие, исключительное право казенного предприятия на оказание услуг, связанных с контролем и надзором за ходом дорожных и мостовых работ, согласуется с требованиями статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором. В случаях, предусмотренных договором, подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока. В соответствии с пунктом 1 статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.
Согласно статье 749 этого же Кодекса заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.
В силу этого отношения, регулируемые пунктом 2 постановления Правительства области № 87-П, являются гражданско-правовыми отношениями заказчика с подрядчиком и регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым право контроля и надзора за ходом и качеством выполнения работ принадлежит заказчику.
Как уже отмечалось выше, исходя из содержания постановления Правительства Саратовской области № 87-П, казенному предприятию «Дирекция автомобильных дорог» Правительством области переданы функции заказчика и полномочия по оказанию услуг по контролю и надзору за ходом выполнения дорожных и мостовых работ, принадлежащие заказчику на основании приведенных выше норм Гражданского кодекса Российской Федерации. Определяя казенное предприятие "Дирекция автомобильных дорог" единым заказчиком-застройщиком по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог и передавая ему, как заказчику, исключительное право на выполнение услуг по предпроектной подготовке, осуществлению контроля и надзора за ходом выполнения дорожных и мостовых работ, Правительство Саратовской области действовало в пределах требований пункта 5 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», устанавливающей, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования).
Утверждение заместителя прокурора области о том, что положения оспариваемого пункта, в части исключительности осуществления надзора за ходом выполнения дорожных и мостовых работ казенным предприятием Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог» вызывает неоднозначное толкование и противоречит требованиям градостроительного законодательства основано на ошибочном толковании норм, регулирующих гражданские правовые отношения и отношения в области государственного строительного контроля и надзора.
Градостроительный Кодекс Российской Федерации регулирует правовые отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (статья 4), а также регулирует вопросы, связанные с осуществлением контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте за соблюдением соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (статья 53), устанавливает основные требования к проведению государственного строительного надзора и определяет случаи осуществления государственного строительного надзора (статья 54).
Согласно части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом. В соответствии с пунктом 6 статьи 6 и частью 8 статьи 54 этого же Кодекса порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Исходя из содержания указанных норм, предметом государственного строительного надзора является проверка установленного порядка работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям законодательства, наличия документов, предусмотренных законодательством. В силу этого казенное предприятие «Дирекция автомобильных дорог», будучи единым заказчиком-застройщиком по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог, является объектом государственного строительного надзора.
Суд также учитывает, что оспариваемый пункт постановления Правительства области не содержит каких-либо положений, закрепляющих исключительное право казенного предприятия «Дирекция автомобильных дорог» на осуществление государственного строительного надзора и контроля, предусмотренного статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Указание в пункте 2 постановления на то, что услуги по предпроектной подготовке, осуществлению контроля и надзора за ходом выполнения дорожных и мостовых работ осуществляются исключительно казенным предприятием Саратовской области "Дирекция автомобильных дорог" не может быть истолковано как установление в оспариваемой норме иного вида государственного строительного надзора, исключающего осуществление государственного строительного надзора полномочным государственным органом, поскольку содержание пункта 2 вытекает из положений преамбулы и пункта 1 постановления и может быть истолковано только во взаимосвязи со смысловым содержанием всего постановления Правительства Саратовской области от 22 марта 2010 г. № 87-П «Вопросы содержания, ремонта, реконструкции и строительства объектов дорожного комплекса».
Учитывая, что оспариваемое постановление принято в соответствии с законом, в пределах полномочий Правительства Саратовской области и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, заявление не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-197, 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление заместителя прокурора Саратовской области Светового О.Г оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы, представления через Саратовский областной суд.
Судья - Е.Д.Сафонова