Судья Боброва О.В. Дело № 33-1369 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 22 марта 2012 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Коршунова Р.В. судей Пантелеева В.М., Песковой Ж.А. при секретаре Платицыной М.Н. с участием прокурора Медведевой З.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Усковой А.Н. и представлению прокурора Самойловского района Саратовской области на решение Калининского районного суда Саратовской области от 20 декабря 2011 года, которым постановлено: прокурору Самойловского района Саратовской области в исковых требованиях в защиту Усковой А.Н. к министерству финансов Саратовской области и государственному учреждению Управлению социальной поддержки населения Самойловского района признании права Усковой А.Н. на получение 01.01.2010 года меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальные услуг – отказать. Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения представителей государственного учреждения Управления социальной поддержки населения Самойловского района Саратовской области – Андреевой О.Е. (доверенность № 1 от 21.03.2012 г.), Сойкиной А.В. (доверенность № 2 от 21.03.2012 г.), полагавших решение оставить без изменения, заключение прокурора, поддержавшего доводы представления, изучив материалы дела, установила: прокурор Самойловского района Саратовской области (далее – прокурор) обратился в суд с иском в интересах Усковой А.Н. к Министерству финансов Саратовской области и государственному учреждению «Управлению социальной поддержки населения Самойловского района» (далее – УСПН) о взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Самойловского района проверкой установлено, что Ускова А.Н. является инвалидом <данные изъяты> группы и ветераном труда, имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной поддержке инвалидов в РФ". С февраля 2005 года Ускова А.Н. пользовалась мерой социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории "инвалид". В соответствии федеральным и областным законодательством ежемесячная денежная выплата была установлена в процентном соотношении от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, для инвалидов – 40%. Аналогичный порядок предоставления льгот для ветеранов труда был регламентирован Законом Саратовской области № 372 "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" и постановление правительства Саратовской области № 767-П от 30.12.2009 года, которым утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты для ветеранов труда – 50%. Усковой А.Н. ежемесячная денежная выплата установлена по категории "инвалид" в размере 40%, в связи с чем она с 2005 года получала данную меру социальной поддержки. Полагал, что Ускова А.Н. имела право на момент принятия указанных нормативных актов на получение меры социальной поддержки по категории "ветеран труда", то есть в размере 50%, что было для неё более выгодно, чем получение аналогичной меры по категории "инвалид". Кроме того, Усковой А.Н. сотрудниками ГУ УСПН Самойловского района не было разъяснено ее право перехода на получение ЕДВ по более выгодной категории льготников – "ветеран труда". Ей была назначена льгота по ранее установленной категории "инвалид", по которой размер ЕДВ составляет 40% вместо 50% положенных для ветерана труда. Указывал, что заявление-обязательство от имени Усковой А.Н. с просьбой назначить ей выплату ЕДВ по категории "инвалид" выполнено не Усковой А.Н. Весь 2010 год и по 01.10.2011 год Ускова А.Н. получала ЕДВ как "инвалид", хотя ответчику было известно, что она является ветераном труда. По этой причине ГУ "УСПН" должны были разъяснить Усковой А.Н. её право перейти с одной категории льготников на другую. В результате указанных действий ответчика Усковой А.Н. недоначислено и недоплачено за период с 01.01.2010 года по 01.10.2011 год 1465 руб. 36 коп., а с учетом уровня инфляции – 1573 рубля. Просил признать за Усковой А.Н. право на получение с 01.01.2010 года меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, взыскать с Министерства финансов Саратовской области в пользу Усковой А.Н. 1573 руб. Суд, рассмотрев возникший спор, постановил вышеуказанное решение. В жалобе, включая дополнения к ней, Ускова А.Н. просит решение районного суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права. В представлении прокурор просит решение суда отменить ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, а также из-за несоответствия выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Указывает, что Усковой А.Н. не разъяснялось ее право перехода на иную более выгодную для нее категорию льгот. Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и представления в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" №181 от 24.11.1995 года, предусмотрено право инвалидов, имеющих 2 степень ограничения способности к трудовой деятельности, на получение ежемесячной денежной выплаты (ст. 28.1 ч. 2 п. 2). При этом в соответствии с п. 3 ст. 28.1 указанного Закона гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина. Статьёй 22 Федерального закона РФ "О ветеранах" определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными правовыми нормативными актами субъектов РФ. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области № 372-ЗСО от 26.12.2008 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области", ветеранам труда предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно ст. 5 указанного Закона, социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется ветеранам труда в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается в размере 50% от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина. Согласно ч. 2 п. 4 ст. 6 указанного выше Закона, при наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным правовыми актами области, данная мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина. В п. 2 ст. 6 Закона Саратовской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" указано, что порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, определяется Правительством Саратовской области. Согласно пункту 7 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009 года № 676-П, для назначения ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданин предоставляет заявление-обязательство по форме согласно приложению и следующие документы: паспорт и его копию, вид на жительство или свидетельство о регистрации по месту пребывания, удостоверение ветерана и его копию, пенсионное удостоверение и его копию, справку о составе семьи или домовую книгу, реквизиты счета, открытого в кредитной организации, на который следует перечислять денежные средства. Частью 1 ст. 2 Закона Саратовской области № 174-ЗСО от 26.11.20091 года «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения к коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан устанавливается в процентном соотношении от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, установленных органом исполнительной власти области. Пункт 3 указанной статьи предусматривает, что граждане, указанные в ст. 1 настоящего Закона (в том числе ветераны труда), вправе обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства или пребывания для проведения перерасчета, если ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ниже денежного эквивалента мер социальной поддержки граждан, установленного законодательством РФ. На основании указанного Закона правительством Саратовской области 30.12.2009 года за № 675-П было утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Положение). В соответствии с пунктом 5 указанного Положения для назначения ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданин представляет заявление-обязательство по форме согласно приложению. Из пунктов 2, 5, 10, 20 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением правительства Саратовской области от 30.12.2009 г. N 675-П, следует, что право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют инвалиды. Для назначения ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданин представляет заявление-обязательство. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг считается день приема органом социальной защиты населения от гражданина заявления-обязательства со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 5 настоящего Положения. Граждане-получатели ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг обязаны информировать орган социальной защиты населения об изменении условий, обязательных для получения ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно п. 16 указанного Положения, гражданам, которым до 01 января 2010 года предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с января по декабрь включительно 2010 года назначается и выплачивается без предоставления заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения. Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 января 2011 года производится гражданам на основании документов, указанных в п. 5 настоящего Положения, то есть, на основании заявления-обязательства гражданина и приложенных к нему документов. Из материалов дела следует, что Ускова А.Н. является ветераном труда (удостоверение, выданное 26.08.1996 года УСПН). Также Ускова А.Н. является инвалидом <данные изъяты> группы согласно справке <данные изъяты> № от 31.01.2005 года. Имея две льготные категории на выплату ежемесячной денежной выплаты, Ускова А.Н. выбрала предоставление ей ЕДВ по категории «инвалид», что подтверждается написанным ею заявлением от 01.02.2005 года. Решением от 08.02.2005 года № ей была назначена ежемесячная денежная выплата в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в. РФ». С указанного времени по октябрь 2011 года Ускова А.Н. получала ежемесячные денежные выплаты по категории «инвалид». В УСПН с заявлением о переходе на другую льготную категорию она вплоть до сентября 2011 года не обращалась. Этот факт не отрицали ни прокурор, ни ответчик, ни сама Ускова А.Н. Поскольку назначение указанных льгот (ежемесячной денежной выплаты) носит заявительный характер, что следует из пункта 7 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением правительства Саратовской области от 30.12.2009 года № 676-П, и из п. 5 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату, жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением правительства Саратовской области от 30.12.2009 года № 657-П, а Ускова А.Н. с указанным заявлением в УСПН вплоть до сентября 2011 года не обращалась, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований прокурора. Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Довод представления и жалобы о том, что УСПН нарушило права Усковой А.Н., поскольку не разъяснило ей о переходе на более выгодную для неё категорию льгот, не может быть принят судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку данный довод уже был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и ему была дана надлежащая правовая оценка. Так, суд указал, что должностные лица УСПН неоднократно разъясняли Усковой А.Н. её право перейти на более выгодную категорию льгот по телефонному звонку Усковой А.Н., а также по письменному ответу на заявление Усковой А.Н., а также через средства массовой информации. Несостоятельными являются ссылки о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью, соблюдая требования ст. 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного постановления не имеется. Требование Усковой А.Н. о взыскании с прокурора за волокиту 50000 руб. в рамках настоящего дела, заявленное суду апелляционной инстанции, исходя из положений главы 39 ГПК РФ, не может быть рассмотрено, поскольку к компетенции суда второй инстанции данный вопрос не относится. Доводы жалобы и представления сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, они аналогичны обстоятельствам, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного судебного постановления по доводам жалобы и представления не имеется. Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Калининского районного суда Саратовской области от 20 декабря 2011 года оставить без изменения, жалобу Усковой А.Н., представление прокурора Самойловского района г. Саратова – без удовлетворения. Председательствующий Судьи