Судья Онищук Т.С. Дело № 33-1555/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 29 марта 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Гладченко А.Н., судей Бартенева Ю.И., Желонкиной Г.А., с участием прокурора Нефедова В.Н., при секретаре Платицыной М.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Лунева А.П. на решение Татищевского районного суда Саратовской области от 27 января 2012 года, которым постановлено: «В удовлетворении искового заявления Лунева А.П. к Территориальной избирательной комиссии городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области о признании результатов выборов главы городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области, недействительными – отказать». Заслушав доклад судьи областного суда Гладченко А.Н., объяснения Лунева А.П. и его представителя Шихановой Т.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Территориальной избирательной комиссии городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области Тамакова А.А., объяснения Колесникова С.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия установила: Лунев А.П. обратился в суд с заявлением, в обоснование которого указал, что 18 декабря 2011 года на территории городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области (далее ГО ЗАТО Светлый) проводилось повторное голосование по выборам главы городского округа. В соответствии с протоколом территориальной избирательной комиссии ЗАТО Светлый (с полномочиями окружной) о результатах выборов по единому избирательному округу кандидат Колесников С.В. набрал 2066 голосов избирателей, кандидат Лунев А.П. набрал 1708 голосов избирателей. По результатам выборов кандидат Колесников С.В. признан избранным главой ГО ЗАТО Светлый по единому избирательному округу ЗАТО Светлый, так как получил по отношению к кандидату Луневу А.П. на 358 голосов избирателей больше. На основании данных системы ГАС «Выборы» зарегистрированных избирателей по состоянию на 03 декабря 2011 года составляло 7620 человек, а согласно протоколу территориальной избирательной комиссии о результатах выборов количество избирателей зарегистрированных на 19 декабря 2011 года составило 8211 человек. То есть, число избирателей ГО ЗАТО Светлый за 16 дней увеличилось на 591 человек. Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 июня 1998 года № 655 «Об утверждении положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации», а также принятым на основании названного постановления Инструкции «По установлению пропускного режима в контролируемой зоне ЗАТО Светлый», утвержденной главой администрации ЗАТО Светлый, командиром войсковой части89553, начальником Отдела ФСБ РФ войсковаячасть 73549, начальником ОВД ЗАТО Светлый, Решения муниципального собрания ГО ЗАТО Светлый Саратовской области№от 28 февраля 2007 года «Об утверждении положения о порядке оформления разрешения на въезд и (или) выезд на территории ГО ЗАТО Светлый в целях обеспечения особого режима», для постоянной и временной регистрации граждан на территории ГО ЗАТО Светлый необходимо согласование с командиром войсковой части89553, главой администрации ГО ЗАТО Светлый, начальником отдела ФСБ РФ. Утверждает, что он, как действующий на тот период глава ГО ЗАТО Светлый, не согласовывал в период с 01 декабря по 19 декабря 2011 года регистрацию по месту жительства или пребывания граждан в количестве 591 человека. Полагает, что данное количество граждан незаконно было внесено в списки избирателей, что явилось нарушением его избирательных прав, и такие действия не позволяют выявить действительную волю участников голосования. Просил суд отменить решение территориальной избирательной комиссии ЗАТО Светлый (с полномочиями окружной) о результатах выборов по единому избирательному округу от 18 декабря 2011 года о повторном голосовании по выборам главы ГО ЗАТО Светлый, признать результаты выборов главы ГО ЗАТО Светлый недействительными. В ходе рассмотрения дела Лунев А.П. требования уточнил, просил также признать недействительными результаты выборов главы ГО ЗАТО Светлый от 04 декабря 2011 года. При этом пояснил, что 04 декабря 2011 года в ГО ЗАТО Светлый проводились выборы главы ГО ЗАТО Светлый, по результатам которых из четырех зарегистрированных кандидатов два кандидата набрали наибольшее число голосов, он - 1855 и Колесников - 1527. В связи с этим на 18 декабря 2011 года были назначены повторные выборы, по результатам которых кандидат Колесников С.В. признан избранным главой ГО ЗАТО Светлый Саратовской области по единому избирательному округу ЗАТО Светлый. Считает результаты выборов от 4 и 18 декабря, недействительными, так как число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования, указанных в сводных ведомостях, не соответствует числу избирателей, содержащихся в списках избирателей, а также в ГАС «Выборы» (л.д. 89-91). Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение. Не согласившись с решением, Лунев А.П. в апелляционной жалобе просит его отменить. В качестве оснований для отмены решения указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Считает, что суд неправомерно и безмотивно отказал в удовлетворении его ходатайства об истребовании из ОУФМС по Татищевскому району сведений о дате регистрации по месту жительства или месту пребывания в ЗАТО Светлый в отношении 137 граждан, внесенных в первые экземпляры списков избирателей. Суд также не проверил его довод о наличии причинно-следственной связи между законностью регистрации граждан по месту пребывания и правомерностью внесения их в списки избирателей. Указывает, что число избирателей в протоколах об итогах голосования, составленных участковыми избирательными комиссиями, и в сводных таблицах результатов выборов, подготовленных территориальной избирательной комиссией, не совпадает. Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены. Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа наряду с референдумом являются свободные выборы; граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления (статья 3, часть 3; статья 32, часть 2). Эти конституционные нормы корреспондируют положениям Международного пакта о гражданских и политических правах, в соответствии с которыми каждый гражданин должен иметь право и возможность без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений голосовать и быть избранным на подлинных и периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей (пункт "b" статьи 25), и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой свободные выборы должны проводиться в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа (статья 3 Протокола N 1). Подлинно свободные демократические выборы, осуществляемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, предопределяют, в частности, право любых лиц, отвечающих установленным избирательным законодательством условиям и выполнивших предусмотренные им требования, участвовать в выборах в качестве кандидатов, и право других лиц свободно выражать свое отношение к ним, голосуя "за" или "против". Соответственно, незаконное лишение гражданина возможности участвовать в выборах в качестве кандидата приводит к искажению характера выборов как свободных не только для кандидатов, но и для избирателей, свобода волеизъявления которых может ограничиваться самим фактом лишения права голосовать за любого из законно выдвинутых кандидатов. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон), а также Законом Саратовской области от 31.10.2005 N 107-ЗСО "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" (далее Закон области). Исчерпывающий перечень обстоятельств для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов предусмотрен ст. 77 Закона. В соответствии с п. 2 ст. 77 Закона к таким обстоятельствам относятся: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (п. 3 ст. 77 Закона). Разрешая данное дело, суд, руководствуясь требованиями избирательного законодательства, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Луневым А.П. требований, поскольку не установлено каких-либо нарушений избирательного законодательства, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей, при проведении выборов главы ГО ЗАТО Светлый на территории единого избирательного округа ЗАТО Светлый. Материалами дела установлено, что 6 сентября 2011 года были назначены выборы депутатов Муниципального собрания и главы городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области на 4 декабря 2011 года (л.д.109). Решение Муниципального собрания ГО ЗАТО Светлый№от 06.09.2011 года опубликовано в газете «Светлые вести» от 09.09.2011 года№(535) (л.д.110). Протоколами участковых избирательных комиссий от 4 декабря 2011 года об итогах голосования по единому избирательному округу, сводной таблицей ТИК ЗАТО Светлый (с полномочиями окружной) о результатах выборов по единому избирательному округу от 04 декабря 2011 года подведены итоги голосования, согласно которым за кандидатаД. отданы голоса 787 избирателей, за кандидатаЗ. - 774 избирателей, за кандидата Лунева А.П. - 1855 избирателей, за кандидата Колесникова С.В. - 1527 избирателей (л.д. 69, 100-107). Решениемтерриториальной избирательной комиссии ЗАТО Светлый от 06 декабря 2011 года на 18 декабря 2011 года назначено повторное голосование по двум кандидатам на должность главы ГО ЗАТО Светлый: Луневу А.П. и Колесникову С.В., получившим наибольшее количество голосов избирателей (л.д.57). Данное решение опубликовано в газете «Светлые вести» от 09 декабря 2011 года№(548) (л.д.111). 18 декабря 2011 года состоялись повторные выборы главы городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, по итогам которых за кандидата Лунева А.П. проголосовало 1708 избирателей, за кандидата Колесникова С.В. - 2066 избирателей (л.д.59-66,68). Решением ТИК ЗАТО Светлый Саратовской области от 19 декабря 2011 годаутверждены итоги повторного голосования по выборам главы ГО ЗАТО Светлый 18 декабря 2011 года. Зарегистрированный кандидат Колесников С.В., получивший наибольшее количество голосов избирателей, признан избранным главой ГО ЗАТО Светлый Саратовской области по единому избирательному округу ЗАТО Светлый (л.д.58). Указанное решение опубликовано в газете «Светлые вести» от 23 декабря 2011 года№(550) (л.д.112). Полагая результаты выборов Главы ГО ЗАТО Светлый незаконными, Лунев А.П. в своем заявлении ссылается на то, что за период с 03 по 19 декабря 2011 года число зарегистрированных избирателей на территории единого избирательного округа ЗАТО Светлый увеличилось более чем на 500 человек. По мнению заявителя, данное количество граждан было незаконно внесено в списки избирателей, что явилось нарушением его избирательных прав, и такие действия не позволяют выявить действительную волю участников голосования. Между тем, согласно п.п. 1,2 ст. 16 Закона регистрации (учету) подлежат все избиратели, участники референдума. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации В силу п. 1 ст. 17 Закона в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи. Сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Сведения об избирателях, участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Сведения об избирателях, участниках референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, формирует и уточняет руководитель дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации (п. 6 ст. 17 Закона). Материалами дела установлено и не оспаривается заявителем, что по состоянию на 01 июля 2011 года численность избирателей на территории ЗАТО Светлый составляла 11130 человек (л.д. 39). В ходе голосования бюллетени выдавались избирателям, включенным в список избирателей по предъявлению паспорта, при этом членами избирательной комиссии проверялось соответствие регистрации по месту жительства или пребывания, указанные в паспорте и в списке избирателей. Каких-либо нарушений проведения процедуры голосования не установлено. При проверке протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования судом установлено, что общее число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования, как по протоколам участковых избирательных комиссий об итогах голосования, так и по сводной таблице ТИК ЗАТО Светлый от 04 декабря 2011 года, составляет 8148, от 18 декабря 2011 года - 8211. Таким образом, каких-либо ошибок и неточностей, позволяющих усомниться в правильности данных, изложенных в протоколах и сводных таблицах, судом также не выявлено. Отказывая в удовлетворении ходатайства Лунева А.П. об истребовании из ОУФМС по Татищевскому району сведений о дате регистрации по месту жительства или месту пребывания в ЗАТО Светлый в отношении 137 граждан, внесенных в первые экземпляры списков избирателей, суд первой инстанции обоснованно указал, что данное ходатайство основано на предложениях, каких-либо конкретных обстоятельств, позволяющих усомниться в достоверности содержания списков избирателей заявителем не представлено. Несовпадение числа избирателей, указанных в списках избирателей, с предварительной информацией в ГАС «Выборы», а также изменение числа избирателей в период между проведением первых и вторых выборов главы ГО ЗАТО Светлый обусловлено объективными факторами и само по себе не может служить основанием для признания результатов выборов недействительными. При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что доказательств, свидетельствующих о недостоверности результатов волеизъявления избирателей, что могло бы послужить основанием для признания результатов выборов недействительными, заявителем суду не представлено, каких-либо существенных нарушений проведения процедуры голосования и подведения количественных итогов выборов не установлено. Доводы жалобы также не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты. Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Татищевского районного суда Саратовской области от 27 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лунева А.П. - без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий: Судьи: